Литва в изоляции: Латвия, Эстония и Финляндия строят общий рынок газа

Литву не устроили условия по распределению издержек и прибыли операторов ГТС, предлагаемые в рамках создания единого газового рынка стран Балтии и Финляндии
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 14 фев — Sputnik. Латвия, Эстония и Финляндия продолжают работу по созданию единого газового рынка, по-прежнему без Литвы. Операторы ГТС Финляндии и двух республик Балтии достигли соглашения о введении с 2020 года компенсационного механизма, который позволит выровнять тарифы на использование ГТС во всем регионе продавцами газа, пишет газета Dienas Bizness.

Сегодня, 14 февраля, компании Conexus Baltic Grid (Латвия), Elering (Эстония) и Gasum Oy (Финляндия) подпишут соответствующий договор о введении между операторами компенсационного механизма ITC (Inter transmission system operators compensation mechanism), который с начала 2020 года позволит создать рынок газа Финляндии, Эстонии и Латвии с единой зоной тарифов на транспортировку газа.

ЕС оплатит Латвии насос для выкачивания газа из полупустого Инчукалнса

"Сейчас за использование газотранспортных систем при пересечении территории каждого государства нужно платить тариф, утвержденный в каждой стране. Новый механизм компенсации между операторами снизит административную нагрузку, будет способствовать созданию более крупного и ликвидного рынка, а также предотвратит дискриминацию в отношении доставки природного газа, обеспечит прозрачность и предсказуемость тарифов", - заявила Котане.

Параллельно компенсационному механизму разрабатывается единая IT-платформа, которая облегчит деятельность каждого торговца природным газом в зоне единого рынка.

"Я удовлетворена тем, что Conexus участвует в этом историческом процессе создания единого рынка природного газа Финляндии и стран Балтии, потому что сейчас мы создаем инфраструктуру газообеспечения региона на будущее, закладываем основы рыночной стабильности и укрепляем энергетическую независимость", - подчеркнула Котане.

Conexus отмечает, что договор ITC предусматривает введение единых тарифов на входных пунктах на всех границах единой тарифной зоны, отмену "коммерческих границ" между государствами, в том числе использование эстонско-финского подводного соединения Balticconnector и Инчукалнского подземного газохранилища без дополнительной платы. Механизм ITC между операторами также предусматривает условия взаимной компенсации меняющихся издержек и подразумевает координирование распределения доходов между операторами ГТС.

Предполагается, что договор обеспечит большую ликвидность рынка и расширит возможности торговли для пользователей газотранспортных систем на всей территории рынка.

"Упомянутое соглашение предусматривает механизм распределения входных и выходных тарифов между операторами ГТС, и без этого региональный газовый рынок фактически не мог бы функционировать. Поэтому министерство экономики удовлетворено, что системные операторы Латвии, Эстонии и Финляндии нашли общий знаменатель, договорились о принципах и быстрыми темпами продвигаются к созданию регионального газового рынка", - заявил директор департамента энергетического рынка и инфраструктуры министерства экономики Латвии Эдийс Шайцанс.

Он добавил, что в Минэкономики рассчитывают продолжить консультации с литовскими коллегами с тем, чтобы в обозримом будущем Литва могла присоединиться к договору.

Оператор ГТС Латвии решает, с кого брать деньги за хранение газа

Эксперт по энергетике Эдгарс Вигантс также считает, что исторически это очень важное событие.

"Как известно, раньше этим странам-соседкам было сложно между собой достичь соглашений, связанных с транспортировкой газа. Это очень хорошая новость, потому что соглашение обеспечит Латвии более широкие возможности использования газовой инфраструктуры и позволит в определенной мере снизить плату потребителей газа за ее содержание. Это однозначно выгодно для потребителей газа", — заявил Вигантс.

Эксперт по энергетике Рейнис Аболтиньш добавил, что уже много лет на рынке электроэнергии функционирует похожий механизм, который регламентирует основные принципы механизма взаимных компенсаций между системными операторами и подразумевает общий подход к установлению тарифов, так что соглашение операторов ГТС удивления не вызывает.

"Это логичный шаг, в нем нет ничего необычного. Такие механизмы необходимы, чтобы компенсировать издержки, которые возникают при транспортировке электроэнергии или природного газа из одного государства в другое. Затраты на использование инфраструктуры в различных странах отличаются, поэтому такие соглашения делают затраты на транспортировку более справедливыми и равновесными", — сказал Аболтиньш.

Договор ITC в случае Elering и Conexus вступает в силу со дня подписания, а для Gasum Oy с момента, когда будут сделаны соответствующие изменения в финском законодательстве, которые позволят оператору газотранспортной системы юридически присоединиться к этому соглашению.

Механизм компенсации ITC вступит в силу с 1 января 2020 года.

Ранее Sputnik Латвия сообщал, что в середине октября операторы газотранспортных и газораспределительных сетей Эстонии, Латвии и Финляндии — Elering, Conexus Baltic Grid, Gasum — подписали протокол о намерениях создать функционирующий по единым правилам газовый рынок с 2020 года. Литва к договору не присоединилась. "На этом этапе, при разделении издержек на инфраструктуру и выгоды, по тем параметрам, которые были предложены, мы участвовать не могли", — заявил министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас.

Напомним, обсуждение региональной газовой инфраструктуры началось еще в 2006 году, когда страны Балтии договорились оценить идею строительства регионального терминала СПГ, однако страны не достигли консенсуса, и Литва построила в Клайпеде свой терминал. За аренду судна-газохранилища контролируемое государством предприятие Klaipedos nafta платит ежегодно примерно по 60 миллионов евро. Чтобы иметь возможность претендовать на финансовую помощь ЕС для выкупа судна-газохранилища у норвежского предприятия Hoegh LNG, Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось.

Экс-посол: Литва обманула Латвию по поводу терминала СПГ

После этого Литва предложила Латвии и Эстонии заключить соглашение, охватывающее объекты во всех трех странах — плавучий терминал СПГ в Клайпеде, будущий эстонский терминал для перевалки сжиженного газа и газохранилище в Инчукалнсе, — и совместно добиваться финансирования от Евросоюза.

Однако в конце лета 2017 года правительство Латвии решило запросить дополнительные данные по соглашению, что в Литве расценили как негативную реакцию и затягивание процесса. Советник премьера Литвы по внешней политике Дейвидас Матуленис после этого заявил, что Литва попробует договориться только с Эстонией по соглашению об общем рынке СПГ. Однако эстонский премьер Юри Ратас еще в июне заявлял, что арендованный Литвой для порта Клайпеда плавучий терминал — это "быстрое решение", которое было принято для диверсификации поставок газа, и напомнил, что согласно заказанному Еврокомиссией исследованию наилучшим местом расположения регионального терминала СПГ является побережье Финского залива. Финляндия отказалась от его строительства, поэтому альтернативой являются эстонские Мууга или Палдиски.

В итоге ни Латвия, ни Литва, ни Эстония не получили денег от Евросоюза на проекты, связанные с инфраструктурой СПГ.