Транзит

Никаких "вожжей": Литва не узнает, что Россия везет в Калининград

Литва заявляет, что транзит на Калининград - вопрос геополитический, и в интересах всей Европы, чтобы он был под контролем, однако РФ нашла способ обеспечить транспортную независимость эксклава
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 28 дек — Sputnik. Строительство и запуск двух новых паромов сообщением Усть-Луга – Балтийск, а также ввод в строй морского терминала в городе Пионерский укрепят транспортную безопасность Калининграда, а также увеличат потенциал транзита грузов, заявил губернатор региона Антон Алиханов, передает marine.gov.ru.

Паромы

Ранее стало известно, что правительство РФ распоряжением от 22 декабря определило Невский завод единственным подрядчиком для строительства парома, стоимость контракта — 5,1 миллиарда рублей. Судно предназначено для перевозки железнодорожных составов российского стандарта с шириной колеи 1520 миллиметров, а также других накатных грузов, включая опасные, до 30 рефконтейнеров. Всего таких паромов будет построено два.

Литовский министр: нельзя отпускать вожжи транзита на Калининград

"Паром, несомненно, с точки зрения логистики является дополнительным фактором транспортной безопасности и дополнительных транспортных возможностей региона", - сказал Алиханов.

Также появление новых паромов станет дополнительным рычагом при ведении переговоров с партнерами из сопредельных государств по тарифам на перевозки через их территорию, отметил Алиханов.

Ранее он, в частности, заявлял, что Литва, как только российская сторона объявила о строительстве парома, который соединит Петербург и Калининград, снизила на 10% тариф на железнодорожные перевозки.

Транзит грузов

Антон Алиханов отметил, что в последнее время партнеры в Азии и Европе демонстрируют интерес к возможностям транзита грузов через территорию Калининградской области, в частности в рамках проекта Новый шелковый путь, по направлению Китай - Европа - Китай. И новые паромы, и строительство морского терминала в городе Пионерский повысят привлекательность Калининградской области для грузоотправителей.

Тысяча поездов за полгода - не предел: Калининград встроился в Шелковый путь

"Транзит, несомненно, самое быстрорастущее направление (в экономике области – ред.)", - сказал Алиханов.

Международный грузопассажирский терминал в городе Пионерский начали строить в феврале 2018 года, окончание работ намечено на конец 2019 года. Проектная мощность терминала предусматривает обработку 80 тысяч тонн грузов, порт сможет принимать не менее 250 тысяч пассажиров в год. Проект реализует ФГУП "Росморпорт" в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы (2010—2020 годы)".

Литве придется поступиться

Литва имеет прямой интерес в том, чтобы транзит грузов на Калининград и обратно по-прежнему проходил через ее территорию. Балтийская республика на этом зарабатывает значительные средства. Литовская государственная компания Lietuvos Geležinkeliai фактически монопольно оперирует на маршруте в Калининград, частных перевозчиков там нет, это позволяет Lietuvos Geležinkeliai держать высокие цены за коридор и получать гарантированный грузопоток в размере 10 миллионов тонн в год.

Согласно заявлению министра транспорта Литвы Рокаса Масюлиса, транзит на Калининград – вопрос геополитический, именно поэтому Литва долгое время сопротивлялась разделению Lietuvos Geležinkeliai на несколько компаний, как к тому призывала Еврокомиссия.

Вслед за балтийским транзитом РФ взялась за пассажиров: Литву ждут убытки

По словам Масюлиса, геополитические цели диктуют, чтобы транзит на Калининград контролировало сильное предприятие, а дробление Lietuvos Geležinkeliai, по его словам, может привести к тому, что в цепочку транзита на этом направлении опосредованно могут встроиться российские компании.

"Представьте себе, что мы открыли двери и раздробили рынок. Сколько времени занял бы демпинг цен, и речь идет не о коммерции, а о политике, геополитике. Отпустив вожжи, я уверен, мы бы столкнулись с попытками (России — ред.) утвердиться в этих перевозках", — заявлял министр.

Однако под давлением Евросоюза Литва все же была вынуждена начать реорганизацию своего железнодорожного оператора. Сейм Литвы 20 декабря одобрил разделение Lietuvos gelezinkeliai на три компании: по пассажирским перевозкам, по грузовым перевозкам и по железнодорожной инфраструктуре. Акции этих компаний будут принадлежать Lietuvos gelezinkeliai. Держателем всех акций последней будет оставаться государство.

Если не будет проведена реорганизация Lietuvos gelezinkeliai, Брюссель сможет начать процедуру о нарушении против государства.