Так говорил омбудсмен
Хорошо быть омбудсменом (он же уполномоченный по правам человека) в Латвии. Работа не пыльная. Ведь, как известно, количество женщин в менеджменте компаний и госуправлении в Латвии не меньше чем в старых странах ЕС. Нацменьшинства пока есть, но вскоре они с ликованием вольются в состав государствообразующей нации. Случаи насилия в семье снижаются.
Так, не столь давно Янсонс заявил, что незнание русскоязычными школьниками латышского языка нарушает их права. Ну возможно это и так. Только в правозащитном поле, если речь идет об образовании нацменьшинств, обычно имеется в виду их родной язык и возможность на нем учиться. Ведь обычно это она подвергается опасности.
Или вот совсем недавно на своей ежегодной конференции омбудсмен сказал, что к фейковым новостям нужно относиться как к нарушению прав человека.
Это фейк у кого надо фейк
А вот тут позвольте с оратором не согласиться. В своей подавляющей массе современный человек, потребляя информацию, руководствуется лозунгом "ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад". Поэтому, уважаемый господин омбудсмен, лишение человека фейковых новостей является кощунственным нарушением его прав, но никак не наоборот.
Термин "постправда" стал словом 2016 года по версии Оксфордского словаря. Состояние постправды — это общественная ситуация, когда апелляция к личным убеждениям людей и их эмоциям более действенна, чем ссылка на объективные факты.
Поэтому любую неудобную информацию он не то что склонен считать фейком, но он ее не читает вовсе. В результате картина мира, складывающаяся в его голове, получается достаточно однобокой. Этим с удовольствием пользуется те, в руках у кого находятся СМИ. Нет ничего проще, чем объявить все, что не укладывается в официальную колею, коварной ложью и продукцией фабрики троллей. Не важно, речь идет о политической партии-противнике, поборниках прав нацменьшинств или о государстве, геополитические интересы которого разнятся с интересами военно-политического блока, в котором состоит ваше государство.
Как на минном поле
И дело, конечно, совсем не в каких-то новостях или неудачных первоапрельских шутках. Мы живем во время, когда фейковыми становятся история, программы партий, планы развития государства, фейковыми являются политики, как показывает продолжающаяся трагикомедия с созданием правительства.
Таким же "фейкомифом" можно считать утверждения о том, что насильная ассимиляция может способствовать сплочению общества. Подобных навязанных убеждений у нас — как мин на минном поле.
Читатель одного из информационных порталов в комментариях под новостью о позиции омбудсмена написал:
"Фейковая история, значит, нормально, а фейковые новости нет? По мне, большинство новостей фейковые, однако если политики считают, что это правда, значит, они не фейковые. Нас окружает ложь, и пора этому привыкнуть. И люди должны научиться опознать где ложь и где правда".
Критическое мышление — без критики
Его точку зрения разделяют даже в Минобороны.
"Критическое мышление не будет доступно и понятно каждому жителю страны, нельзя каждого уже завтра этому научить. На это потребуются долгие годы. И это должно быть актуальным постоянно", — заявил директор Департамента военно-общественных отношений Министерства обороны Латвии Каспарс Галкин.
Увы, эта протоптанная дорожка ведет к полному отказу от атрибутов демократического общества, тем более в условиях "гибридной войны". В стране уже нередко можно услышать мнения о том, что любая негативная информация о Латвии, ее правительстве и политиках — фейковая, распространяемая в интересах недружественного государства с тем, чтобы ослабить у латвийцев веру в свое государство и выбранный им евро-атлантический курс.
Вопрос: ну и что? Пускай латыши живут в своем информационном инкубаторе, а русские — в своем. Такую точку зрения мне пришлось услышать в беседе с замредактором крупной латышской газеты, уважаемым публицистом.
От фейка до провокации — один шаг
И действительно. Пока взаимная неприязнь между латышами и русскими в Латвии существует в основном в виртуальном пространстве. И проявляется она также в высказываниях политиков Нацобъединения и комментариях в интернете. В реальной жизни мы взаимно и даже по-нордически вежливы. В принципе, так жить было можно, особенно до тех пор, пока не было принято решение уничтожить русскую школу Латвии. Но на душе неспокойно. "Плохой мир" в нашей стране возможен до того времени, когда кому-нибудь не захочется конвертировать его "в хорошую войну". А технологии провокаций в наше фейковое время давно и успешно обкатаны.
Начать можно с тех же комментариев в интернете.
"Давно уже надо было всем маршировать на площадь 9 мая и показать место как Ушакову, так и его фанатам", — ответил пользователь Рейнис М. на пост в Twitter некоего Андриса Тауринса, предложившего выйти на улицы и потребовать отставки мэра Риги Нила Ушакова.