РИГА, 21 дек — Sputnik, Андрей Солопенко. Кришьянис Кариньш не желает видеть в правительстве Алдиса Гобземса и готов отказаться от собственной номинации, если KPV LV продолжит настаивать на этом кандидате, подставив под удар формирование нового кабинета министров.
Латвия уже почти два месяца без правительства, так как избранные в Сейм партии никак не могут договориться между собой. Президент Раймондс Вейонис два раза выдвигал потенциальных премьер-министров, однако у названных им политиков не вышло заручиться большинством в парламенте.
После второго фиаско глава государства решил взять паузу и предложил партиям самим решить, кто мог бы возглавить кабинет министров.
В кулуарах называлась кандидатура депутата Европарламента Кришьяниса Кариньша и после продолжительных переговоров, все приглашенные политические силы согласились с его предложением о разделении министерских постов.
Но несогласие вызвала номинация отдельных кандидатов в министры, что, по мнению некоторых экспертов, явно затруднит формирование правительства и продлит политическую нестабильность в стране.
Разведка боем
Как считает декан факультета социальных наук Латвийского университета, профессор Юрис Розенвалдс, столь категоричное отношение Кариньша к Гобземсу, которого выдвинуло KPV LV кандидатом в министры внутренних дел, объясняется отсутствием у него допуска к государственной тайне.
"Я полагаю, что глава МВД, как и любой другой министр, должен иметь допуск, а у Гобземса, как мы знаем, с этим проблемы, что, возможно, и обуславливает нежелание Кариньша видеть его в своем правительстве", – отметил он.
Как указывает эксперт, KPV LV прекрасно знает это слабое место Гобземса, но партия все же выдвинула его кандидатуру на этот пост. По мнению профессора, такие действия свидетельствуют о том, что партия пытается попробовать свои силы и определить, насколько Кариньш готов уступить их требованиям.
"Если Новая консервативная партия добилась своего и смогла исключить Союз зеленых и крестьян из формирования правительства, то и KPV LV, выдвигая Гобземса, тоже пытается демонстрировать свою силу. Думаю, что это такая своего рода разведка боем. Выдвигая неприемлемого для многих партнеров по коалиции кандидата, KPV LV в итоге будет готова уступить, правда, естественно, потребовав себе что-то взамен. Как компромиссный вариант, например, место в президиуме", – предположил Розенвалдс.
И, по мнению политолога, сильно настаивать на кандидатуре Гобземса эта политическая сила не будет, ведь нахождение в оппозиции их явно не устроит. В то же время и быстро уступать другим партиям, соглашаясь на любое предложение, KPV LV тоже не станет, чтобы не продешевить. Как отметил Розенвалдс, торпедировать формирующееся правительство в KPV LV не желают, но ухватить кусок властного пирога побольше того, что им предлагают, они хотят.
Идти на принцип или прогнуться
Другой политолог - Филипп Раевский - считает, что нежелание Кариньша видеть на посту главы МВД Гобземса совсем не связано с отсутствием у него допуска к гостайне, необходимого для работы.
"Никто же не говорит, что у него не будет допуска. Было сказано, что его будут рассматривать. Среди названных кандидатов в министры у целого ряда людей тоже нет допуска к гостайне, и что их тогда всех нельзя было выдвигать? До шести месяцев, пока его проверяют, министр может работать без допуска. И такие прецеденты у нас были. Байба Брока работала без допуска министром юстиции, а Роман Наудиньш – министром охраны среды и регионального развития, пока Бюро по защите Сатверсме занималось их проверкой. Так что здесь нет никаких проблем, и я думаю, что вопрос отсутствия допуска к гостайне – это больше отговорка, чем реальная причина", - пояснил Раевский.
По его словам, причин для отказа Гобземсу нет, и почему Кариньш так себя повел - непонятно. Но политолог предполагает, что это может быть лишь предлогом и, возможно, есть какие-то другие причины или подводные камни, о которых никто не знает.
Раевский отмечает, что как кандидат Гобземс вполне подходит. Он бывший присяжный адвокат, и нельзя сказать, что он уж совсем не понимает специфику МВД. Кроме того, он представляет довольно крупную фракцию, участвующую в переговорах о правительстве, и 16 голосов KPV LV для поддержки кабмина – это не мало.
Политолог считает, что KPV LV, скорее всего, будет держаться Гобземса, ведь если партия уступит, то это явно скажется на ее дальнейших позициях.
"Такое отношение к Гобземсу – это не только вопрос, хороший ли он кандидат, но и вопрос отношения ко всей партии. Поэтому, я думаю, что в отношении Гобземса KPV LV пойдет на принцип, ведь если они согласятся сменить кандидата, то это будет означать, что партия от него отвернулась, а он все же один из лидеров KPV LV", – подчеркнул Раевский.
Ультиматум Вейониса
Сам Гобземс сказал, что KPV LV не станет менять решения и предлагать на пост главы МВД другого кандидата. Таким образом, правительство под руководством Кариньша будет без KPV LV и сможет опираться лишь на голоса половины депутатов Сейма. Все это говорит о том, что новый кабмин под его руководством может и не сформироваться и президенту Вейонису придется выдвигать другую кандидатуру.
Однако Вейонис уже заявил, что в таком случае он больше не будет искать кандидата среди парламентских партий, а доверит формирование правительства человеку со стороны, что, по словам Розенвалдса, не очень приятная перспектива для политических сил.
"Партии окажутся немного отодвинутыми от процесса и станут терять инициативу, чего им точно не хочется. Да и сама попытка опять торпедировать правительство означает трудно прогнозируемые потери для всех партий, участвующих в переговорах", – предположил политолог.
Поэтому, по мнению Розенвалдса, Кариньш еще не потерял шансы занять пост премьера, и партии могут прийти к какому-то компромиссному варианту.
В свою очередь, Раевский указывает, что взаимоисключающие заявления Кариньша и Гобземса уменьшили возможность утверждения правительства, и думает, что партиям придется договариваться о другом кандидате.
Также политолог не видит ничего страшного для партий и в словах Вейониса, так как если они захотят, то могут и не утвердить выдвинутого им человека.
"Утверждение премьер-министра - это не вопрос президента. Мы видим, что его власть сильно ограничена. Кариньш без официального выдвижения создает правительство, так что его слова о кандидате не из парламента на действия партий никоим образом не повлияют. Возможности в Сейме еще не исчерпаны, и пусть медленно, но партии приближаются к формированию правительства", – резюмировал Раевский.