Транзит

Россия будет возить грузы через Латвию по-новому

Эксперты рекомендуют расширить использование навигационных пломб при перевозке грузов из Калининграда через Латвию и Польшу
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 13 дек — Sputnik. Высокая стоимость транзита по железнодорожным путям Литвы и Беларуси делает перевозку грузов из Калининградской области в другие регионы РФ примерно на 40% дороже, чем доставка в пределах аналогичного плеча по территории "большой России". Есть проблема и с арендой вагонов. Чтобы решить эти проблемы и активизировать грузоперевозки между российским эксклавом и другими территориями ЕАЭС, эксперты предложили ряд мер, сообщает пресс-служба уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгия Дыханова.

Вопросы таможенного регулирования транзита товаров между Калининградской областью и иной территорией ЕАЭС накануне обсуждались на совещании в правительстве Калининградской области.

Литва дала РФ скидку на транзитный тариф, как только услышала про паром

Дыханов в своем выступлении обратил внимание на ряд аспектов, которые необходимо урегулировать для развития грузоперевозок.

В настоящее время основная доля грузоперевозок из Калининграда идет через территории Литвы и Беларуси, высокие железнодорожные тарифы соседних республик делают транспортировку товаров в среднем на 40% дороже, по сравнению с доставкой в пределах аналогичного плеча по территории "большой России". Только в феврале этого года Беларусь подняла тарифы на транзит грузов на 10%.

"В 2016—2017 гг. федеральный бюджет компенсировал калининградским грузоотправителям транзитные железнодорожные издержки — 30—60 тысяч рублей за один вагон. Однако в текущем году соответствующие постановления правительства РФ и правительства региона утратили силу", — отметил бизнес-омбудсмен.

Дыханов также отметил, что в регионе сложилась непростая ситуация с железнодорожным подвижным составом. Он пояснил, что стоимость аренды вагонов выросла по сравнению с 2016 годом примерно в два раза. Брать в аренду вагоны в Литве и помещать их под режим калининградской свободной таможенной зоны бизнесменам не позволяет новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Бизнес должен либо сразу выкупать подвижной состав, либо брать его в финансовый лизинг, либо "растамаживать" как транспортное средство. По словам бизнес-омбудсмена, все перечисленные варианты калининградским перевозчикам невыгодны.

Аналогичная ситуация на рынке автоперевозок – калининградские грузоперевозчики несут дополнительные издержки на таможенное оформление, международные страховки и требования к автоперевозчикам, увеличивается и срок доставки грузов.

Эксперты уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей и федерального Института экономики роста им. Столыпина, которые также участвовали в совещании в правительстве, для того, чтобы стимулировать развитие транзита между Калининградской областью и "большой землей", предложили, в частности, распространить "бестаможенный" режим парома "Усть-Луга — Калининград" на другие морские и авиаперевозки. Кроме того, предлагается освободить почтовые отправления, перевозимые компаниями почтовой связи через Литву, от режима транзита.

Специалисты также отметили среди перспективных решений использование так называемых навигационных пломб для перевозок через страны ЕС (Латвию, Польшу) для отказа от сплошного контроля над транзитом.

Литовский министр: нельзя отпускать вожжи транзита на Калининград

Эксперимент по использованию навигационных пломб проводился с 20 сентября по 1 ноября этого года, сообщила газета "Известия". Навигационная пломба — это, по сути, запирающее устройство с электронной "начинкой", которая хранит юридически значимые данные, в частности о содержимом груза, его отправителе и получателя, а также запланированном маршруте движения перевозчика. Открывается электронный замок, работающий в системе ГЛОНАСС, только когда перевозчик добирается до пункта назначения. С помощью навигационной пломбы цепочку перевозок в режиме онлайн могут отслеживать все заинтересованные стороны — как госорганы, так и сами компании. В том числе таким образом можно сократить количество физических проверок на маршруте. Одновременно за счет сокращения количества проверок уменьшаются и сроки доставки грузов, что может означать дополнительную экономию для предпринимателей.

В эксперименте приняли участие 63 транспортные компании, из них 55 — иностранные. Пилотный проект опробован на перевозках между Казахстаном и РФ, на очереди — другие страны.