Архиепископ выступил с "гласом вопиющего в пустыне" о красных линиях, латышах и русских. Каким будет новый план Б президента Вейониса
Он принадлежит Латвии и вечности
Как это может быть, что в столетний юбилей латвийской республики мы молчим о муже, который стоял у колыбели латвийского государства и у его могилы — о Карлисе Улманисе, - таким вопросом задается агроном, а ныне пенсионер из глубинки Андрейс Луцанс на портале Ir. О патриоте, который прожил свою жизнь, руководствуясь словами Кронвалдса: "Моя самая высшая радость, моя самая большая беда составляют счастье или несчастье латышского народа".
Как известно, Улманису ставят в упрек роспуск Сейма в 1934 году и несопротивление советским войскам в 1940-м.
Себе в оправдание по поводу событий 1940 года сам диктатор говорил: "Разве тогда у меня были права рисковать жизнями наших солдат и офицеров? Если бы у нас был хотя бы один процент, чтобы могли победить своего врага, мы бы боролись... И помощи в этот момент мы ни от кого ждать не могли... Таков ход истории".
Как пишет агроном, у Карлиса Улманиса была возможность покинуть Латвию до того, как она была оккупирована. Он ее отверг со словами: "Я этого не сделаю. Я не дам никому повод говорить, что Улманис был с латышским народом в его счастливую пору, но бросил его в годину самой трудной судьбы. Делаю я правильно или неправильно, это рассудит история. Та Латвия, которой мы служили, больше не вернется. Но той, которая вернется после всех страданий, я больше нужен не буду".
Как бы то ни было, у хозяйственника и государственного мужа Карлиса Улманиса хватило смелости стать во главе правительства в 1918 году, когда мало кто верил в Латвийское государство. Хватило у него смелости и взять на себя ответственность за остановку работы и роспуск Сейма.
В заключение автор приводит слова профессора Яниса Страдиньша по случаю 120-летия вождя: "Карлис Улманис принадлежит Латвии, принадлежит всему латышскому народу и принадлежит вечности. До тех пор, пока существует само понятие Латвия, будет жить и это имя".
Так кто же виноват в том, что имя вождя не превозносят на каждом углу в год столетия? По мнению Луцанса, в годы тримды и даже оккупации большинство латышей взращивались на национальном самосознании — любви к своей родине, народу, государству и служении им. А теперь у большинства, определяющего направление движения государства, этой любви просто нет. Это доказывает тот факт, что половина избирателей вообще не пришла на последние выборы в Сейм, а третья их часть голосовали за "Согласие" и Союз зеленых и крестьян.
Процесс создания правительства: хуже не будет
Публицист Бенс Латковскис в Neatkarīga Rīta Avīze назвал ультиматум президента Вейониса партиям с требованием назвать имя нового премьера к понедельнику, антиконституционным.
Странным было и заявление главы государства о том, что у него имеется план Б, который партиям может и не понравиться. Однако у президента нет никаких возможностей создать правительство без поддержки парламента.
Как же велики были удивление и растерянность общества, когда выяснилось, что план Б – это всего лишь приглашение к премьерству Алдиса Гобземса — очередного посланца латышских партий.
Однако более правдоподобным выглядит объяснение, что план Б по разным причинам просто на время перестал быть актуальным. Например, присмотренный кандидат в премьеры отказался от выдвижения или комбинаторы политического закулисья перекомбинировались, и достигнутый компромисс потерялся. А ведь в политических кулуарах уже несколько недель не утихают разговоры о так называемом Шкеле-2 – премьере со стороны. Называются разные фамилии, но пока это чистейшие спекуляции, потому что сейчас в стольких кафе составляются "настоящие правительства", что об этом нет смысла и говорить.
Очень похоже, продолжает публицист, что президент как раз и положился на кого-то из этих составителей правительств из кафе.
Заканчивает Латковскис на оптимистической ноте: хотя бы одно мы знаем – хуже не будет.
Архиепископ о латышах и русских: нельзя победить своего соседа
Журналист Сандрис Точс в Dienas Bizness останавливается на выступлении католического епископа Яниса Ванагса в День провозглашения независимости 18 ноября.
В день столетия Латвии глава католиков говорил о Христе, о духовном измерении жизни и о Латвии, как материальном месте, в котором мы живем. Но он говорил не только о том, что нам нужно, но и о том, чего не нужно.
Архиепископ выступает против популистов. Опасный популизм, который распространен в Латвии, выражается в проведении так называемых "красных линий". Из-за них парализован Сейм Латвии. Есть ли какое-то моральное обоснование у этих линий? Нет. Это просто манипуляция предубеждениями. Это гордыня – автоматически ставить себя выше других. Народ против народа, группа против группы, человек против человека. По какому праву? Только потому, что у меня кажущееся большинство, я могу указывать другому его место?
"Мы быстро беремся за лом и топор и сами рубим себя по ноге. Например, в политике – если ты своего будущего или нынешнего партнера называешь бандитом и преступником, дешевым популистом и вражеским агентом, как ты сможешь сидеть с ним за одним столом? Какой будет ваша атмосфера сотрудничества? Что хорошего это даст?" - резонно спрашивает архиепископ Ванагс.
По его убеждению, победить можно врага. Но невозможно победить свою жену или своего мужа, если хочешь с ним жить. Нельзя победить своих детей, если не хочешь, чтобы они не бросили тебя, когда вырастут. Нельзя победить соседа, хотя иногда и хочется, потому что это принесет лишь несчастье.
"Латвии остро необходимы христианские ценности, ведь здесь живут латыши, русские, представители многих национальностей с различным пониманием истории и разными интересами. Чувствуя в себе исторические обиды и несправедливость, мы быстро хватаемся за лом и топор, называя друг друга оккупантами и фашистами, стараясь ударить по возможности больнее. Мы проводим разные линии. Возможно, мы даже старались друг друга победить. Однако нам надо жить вместе, мы и живем, и никуда не деться. Латвии наконец нужен разумный диалог, нацеленный на общность и мир", - цитирует архиепископа Сандрис Точс.
Святой отец кидает политикам упрек в том, что часть общества уже давно видит их насквозь, сквозь всю их дешевую ложь. Смеется над их линиями, в которые верят только особо увлеченные. В то время, как Латвии нужны Сейм и правительство, которые просто работают, а не блефуют, в то время, как решения принимают другие и в другом месте.
Американцы за изобретение ЛУ платят шестизначную сумму
Latvijas Avīze сообщает об успехе научных сотрудников Института геодезии и геоинформатики Латвийского университета, разработавших цифровую зенитную камеру для гравитационных измерений, способную проводить прямые измерения гравитационных аномалий с превосходной точностью, одновременно ускорив и упростив процесс обработки данных.
"Как рассказал директор института и один из авторов команды изобретателей Гунарс Силабриедис, зенитная камера является сегодня одним из немногих в мире астрометрических инструментов такого типа". Работы велись около 10 лет. "Инструмент есть вертикальный телескоп, соединенный с очень точным указателем уровня. Он фотографирует далекие космические объекты во многих положениях". По мнению ученого, в каждой стране должно быть по-меньшей мере по одной такой камере, так что экспериментаторам стоит ждать заказов.