РИГА, 13 ноя — Sputnik. Развитие портовой инфраструктуры в РФ все больше идет с привлечением частных средств, в том числе от зарубежных инвесторов. Развиваются в этой сфере и новые формы государственно-частного партнерства, рассказал гендиректор АО "Арктический транспортно-промышленный узел "Архангельск" Сергей Кокин.
Какие проекты интересны РФ
Государство при выборе проектов по созданию портов отдает приоритет тем, которые, помимо значимости для какого-то конкретного региона РФ, имеют высокую значимость в рамках реализуемых национальных стратегий. Государство заинтересовано в создании целых инфраструктурных комплексов, где морские, речные, железнодорожные и автомобильные магистрали дополняют друг друга и обеспечивают высокое качество логистики, заявил Кокин в интервью журналу "Инвест-форсайт".
К таким проектам, по его словам, можно отнести инфраструктурные проекты в Арктике, благодаря которым можно нарастить потенциал Северного морского пути.
И все больше средств в эти проекты вкладывает бизнес, отметил он.
"Сегодня актуален спрос на портовые мощности для транспортировки сжиженного природного газа, нефти и продуктов ее переработки, угля, а также для обеспечения возврата из Прибалтики основного объема российских внешнеторговых грузов, в частности минеральных удобрений, перевалка которых сейчас идет в терминалах портов Таллина и Риги. На эти мощности уже есть конкретный коммерческий интерес со стороны российского бизнеса, который является определяющим для запуска проектов государственно-частного партнерства", - отметил Кокин.
Формы партнерства
Государство готово работать с инвесторами по новым в строительстве портов схемам, рассказал эксперт.
Раньше все государственно-частные проекты строительства портов осуществлялись по инвестиционному соглашению с "Росморпортом". Инвестор разрабатывал проект, согласовывал с "Главгосэкспертизой", после чего заключал договор подряда на строительство. Оплата затрат осуществлялась в рассрочку в течение срока окупаемости проекта. И это несло определенные риски инвестору, поскольку он был вынужден компенсировать недополученные доходы, если не был достигнуты нужные показатели (грузооборот, количество судозаходов и т.д.), пояснил Кокин. Кроме того, в случае разрыва соглашения по инициативе "Росморпорта" затраты инвестора на разработку проекта не возвращались.
Сейчас государство готово работать с инвесторами на условиях концессии, и первым проектом, который будет строиться "с нуля" по такой схеме, станет мультимодальный глубоководный хаб в Архангельске.
По договору концессии инвестор за свой счет строит объекты портовой инфраструктуры - подходной канал, волнозащитные молы, объекты системы управления движением судов, средства навигационного оборудования, объекты морских терминалов, внутрипортовая инженерная и транспортная инфраструктура, внешняя железная дорога и другие. Право собственности на эти объекты будет принадлежать государству, взамен оно на определенный срок предоставляет эти объекты в пользование инвестору, который получает доход от их эксплуатации (взимание тарифа на погрузочно-разгрузочные работы, железнодорожный тариф за провоз по пути необщего пользования, хранение, маневрирование грузов, очистка вагонов и так далее).
Стратегический партнер архангельского проекта – из Китая
В случае реализации проекта строительства глубоководного морского порта в Архангельске, стратегическим инвестором станет компания из Китая Poly International Holding.
"Инвестору новый глубоководный район интересен в первую очередь как опорная точка в создании Ледяного шелкового пути и развития транзитного потенциала между Китаем и Россией. Создание соответствующей современной портовой инфраструктуры на Арктическом побережье, по их мнению, является одним из главных условий роста транзитных перевозок по Северному морскому пути",- пояснил Кокин.
Проект предусматривает создание современного транспортно-промышленного узла, включающего четыре универсальных и два специализированных терминала совокупной мощностью до 38 миллионов тонн к 2035 году ежегодно, автомобильную и железную дороги.
На текущий момент имеется подтверждение около 12 миллионов тонн грузов – около половины портовых мощностей 2025 года. Совместно с ведущим производителем минеральных удобрений разрабатывается "предпроект" специализированного терминала. Проект создаст новые логистические возможности в порту Архангельск для перевалки широкой номенклатуры массовых, контейнерных и тарно-штучных грузов и частично сократит дефицит портовых мощностей, который к 2030 году прогнозируется для СЗФО на уровне 105 миллионов тонн по разным видам грузов.