Школьные экзамены - 2018: Латвия растит гастарбайтеров для ирландских грядок

Результаты выпускных экзаменов в латвийских школах красноречиво говорят о том, что Латвии действительно необходима образовательная реформа
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 19 июл — Sputnik, Владимир Дорофеев. Результаты выпускных экзаменов 12-го класса – самая честная оценка работы министерства образования. И она неудовлетворительна.

Совершенно ясно, что необходимость реформ в образовании назрела. Но это совсем другие реформы, а не те, о которых грезит Минобразования. В Art Gallery MO в Риге по инициативе движения PAR! состоялась камерная дискуссия об итогах экзаменов, организованная учителем истории и журналистом Игорем Ватолиным.

Дискуссия вне политики

В обсуждении приняли участие всего пять человек, среди которых учитель физики и математики Александр Солодов, проделавший огромную и интересную работу по обобщению результатов экзаменов 2018 года. Свои выводы Солодов предоставил в виде диаграмм.

Вместе с Солодовым и Ватолиным о проблемах латвийских выпускников говорили директор 34-й рижской школы Наталья Рогалева, оппозиционный депутат Рижской думы Оярс Юдрупс от партии Latvijas attīstībai, бывший в свое время деканом физико-математического факультета Латвийского университета, и я — родитель двух школьников Владимир Дорофеев.

Стоит отметить, что политические темы в обсуждении затронуты не были.

Число выпускников 12-го класса этого года — около 14 тысяч. Обязательны для сдачи экзамены по латышскому языку и математике. Школьники, которые выбирают для обязательной сдачи иностранный язык, в 86% случаев сдают английский, причем сдают очень хорошо. Остальные предметы по выбору и самые популярные из них — история и русский язык как иностранный. Но многие школьники не решаются сдавать еще и необязательные экзамены.

Оценки выпускников измеряются в процентах от выполненных заданий. Эта система не похожа ни на пятибалльную, ни на десятибалльную, но позволяет понять, насколько хорошо в рамках школьной программы ориентируется ученик.

Провал идеологического воспитания

Чаще других предметов латвийские выпускники в этом году выбирали латышскую историю. Ее сдавала 1/3 школьников — более 30%. И больше половины из этих 30% с этим экзаменом справились плохо, показав результаты ниже 40%. Результат выше 70% показали всего около 7% учеников.

Количество выпускников, не сдавших экзамен по латышскому, выросло за год на 28%
Стоит отметить, что трактовка истории в латвийских учебниках спорная, и хотя Латвия полагает ее объективной, то, например, с точки зрения российских историков, в латвийских учебниках полно фальсификаций и передергивания. Поэтому историю в Латвии можно отнести к идеологическому воспитанию.

И отличников на этом идеологическом фронте немного, зато много желающих показать свои знания. Впрочем, эта тема в ходе дискуссии не поднималась.

Очевидная химия и туманная физика

Биологию сдавала 1/11 школьников — 9%, химию — 1/21, что составило менее 5% от всех экзаменующихся. С этими предметами выпускники справились очень хорошо. Относительно хорошие результаты по этим предметам показали в том числе в техникумах и технических колледжах.

Обсуждая причины этого прорыва латвийского образования, участники дискуссии сошлись в предположении, что химию и биологию сдает небольшое число школьников с ясной мотивацией. В стране развита фармакологическая промышленность, также республика дает очень приличное медицинское образование. Те школьники, которые надеются занять места в этой отрасли, тратят на учебу немало сил. Планы их ясны и достижимы. Но число выпускников, мотивированных на дальнейшую карьеру, где химия и биология необходимы, относительно невелико.

В этом году физику выбрали 1/12, или 8%, школьников. Этот предмет решили сдавать почти столько же ребят, сколько сдавали биологию. Но с физикой большинство выпускников не справилось.

Фактически только около 30% школьников смогли ответить на половину экзаменационных вопросов. Около 40% выпускников не смогли осилить даже трети экзаменационных заданий. Относительно хорошо физику сдали только выпускники гимназий.

Ушаков обвинил Нацобъединение в попытке сорвать экзамены в русских школах
Участники дискуссии пришли к выводу, что этот провал с физикой вполне обоснован. В частности, одной из значимых причин является то, что латвийские технические вузы дают возможность учиться за государственный счет тем, кто сдаст физику хорошо. Этот предмет сдавали множество выпускников техникумов и колледжей. Мотивация у них была очень хорошая, а вот хороших знаний очевидно не было.

Как оказалось, число занятий физикой в учреждениях среднего профессионального образования технической направленности порою в три раза меньше, чем в школах и гимназиях. Отсюда и печальный результат. Кроме того, в отличие от химии, необходимость физики в дальнейшей карьере для школьников довольно туманна. И, конечно же, на плохие оценки по физике не может не повлиять плохое знание математики.

Крах математики

Поскольку графики и диаграммы для дискуссии подготовил преподаватель математики Солодов, большая часть этих материалов была посвящена именно царице наук. С математикой в Латвии катастрофа, но экзамен по этому предмету обязателен. Справиться с экзаменами по математике на 80% и более удается только 3% выпускников. А почти половина школьников не способна решить больше 30% заданий.

Лучше всего с математикой обстоят дела в гимназиях, хуже всего, что предсказуемо, в профессиональных, заочных и вечерних школах. О педагогическом провале в области этой науки на встрече говорили много, подробно и интересно. Но отмечу самое важное.

Плачевные результаты по математике участники дискуссии отнесли к мировой тенденции. Чрезмерное увлечение молодежи гаджетами, стереотипность мышления, неспособность построения следственно-причинной связи — все это повлияло на то, что с математикой школьники перестали справляться. Развлечений стало так много, что времени на то, чтобы подумать, не остается, а привычка "ломать голову" не такая крутая и стильная. Если, например, язык можно выучить развлекаясь, то математику исключительно в игровой манере не освоишь.

Солодов отметил, что среди поколения его родителей, сдававших экзамены в 1960-х годах, даже оголтелый двоечник и второгодник, которого учителя мечтали довести хотя бы до ПТУ или армии, пускай даже с помощью подсказок с задних парт, но все-таки сдавал на проходной балл физику и математику. Теперь же это стало непосильной задачей даже для многих отличников и хорошистов.

Секрет реформы образования - да они просто тупые: о чем писали латышские СМИ
Я, как родитель, сделал для себя вывод, что требовать от министерства образования (пускай и возглавляемого математиком), результатов, превосходящих мировые, — сложно. И что даже высокая мотивация ученика в Латвии не дает стопроцентный результат.

Скажем, для того чтоб попасть в государственные гимназии, нужно после 7-го класса сдать экзамен по математике, и тех, кто сдал лучше, принимают в гимназию. Но и там нет стопроцентной гарантии того, что выпускник блестяще сдаст математику. Общий результат гимназий по этому предмету — всего 60%. А самая лучшая из гимназий — 1-я гимназия дает 83% среднего результата по школе. Но в этой гимназии на одно место в классе претендуют по 200 учеников. Зато это хотя бы шанс на хорошие знания по математике, а также по физике, языкам и любым другим предметам.

К труду на ирландских грядках готовы

Латышский язык в Латвии — обязательный экзамен для выпускников. Кроме того, найти работу в стране без знаний латышского нереально. Все уже наверняка немного устали от частых деклараций Рижской думы и министерства образования в один голос расхваливающих знания нового поколения в области латышского языка. Действительно, современные выпускники куда лучше советских школьников владеют латышским. Но достаточны ли их знания для того, чтобы с уверенностью пройти экзамен?

Стоит взглянуть на диаграмму сдачи трех основных языков в Латвии: латышского, русского как иностранного и английского.

Очевидно, что результаты экзамена по английскому превосходят результаты по двум другим языкам. Английский сдают 9/10, или 86%, латвийских выпускников. И самое большее число стопроцентных результатов в Латвии именно по этому предмету. Причем даже в вечерних и заочных школах, где статистика провисает.

Причина здесь увы не в чудесах латвийской педагогики, а в многообразии и качестве методик изучения английского языка, созданных Британией и США. То есть это не латвийское Минобразования готовит рабочую силу для ирландских грядок, а англоязычный мир делает изучение языка привлекательным и не встречает противодействия в Латвии.

Фиктивный успех русского

Русский язык как иностранный — один из самых популярных в стране необязательных предметов, выбираемых для экзамена. Его сдает 1/6 учеников — 16%. Результаты экзаменов хорошие, можно сказать, что самые лучшие в языковой линейке. Но, к сожалению, не реальные.

Русский язык в школах отменяется: Латвия попирает главные ценности ЕС
Как показала дискуссия, около трети сдающих — это русские дети, записанные в латышские школы. Они сдают свой родной язык как иностранный. Несмотря на хорошие результаты по русскому языку на экзаменах, директор 34-й рижской школы Наталья Рогалева отметила, что по ее опыту работы в интеграционном лагере у латышских школьников способность общаться на русском языке значительно хуже, чем у их родителей.

В этом лагере были латышские школьники, выбравшие русский как иностранный, и русские школьники Латвии. И если в XX веке языком межнационального общения в стране был русский, то теперь его место занял латышский. Что же касается латышей, изучавших русский, то перейти к общению на этом языке большинство из них оказалось не способно.

Отметила Рогалева и то, что методики изучения русского в Латвии, разработанные местными преподавателями, не так эффективны, как российские. Это как раз тот случай, когда бюджетные деньги были потрачены на изобретение велосипеда, причем неудачно.

Латышский язык — вечная боль

Сдавать латышский язык обязаны все. Средний результат экзамена по стране — 52,71%. Конечно, это "средняя температура по больнице". Лучше всего сдают гимназии, хуже всего — вечерники и заочники. Характерно, что планку в 40% осилили почти все ученики. И надо признаться, это гораздо лучше общего знания латышского языка в стране в советские годы. Но даже городские гимназии, где обучение идет на латышском, не превысили планку в 85%. Что же касается городских школ, то здесь средняя оценка около 60%.

Теперь сравним этот результат с бодрыми заверениями Рижской думы и Минобразования о том, что проблем с латышским языком у современных школьников нет.

Посол РФ в Латвии рассказал о реформе образования и трагедии латышей
Тревожным звонком было замечание профессора Оярса Юдрупса о том, что проблемы с латышским языком сейчас испытывают даже те школьники, для которых он является родным. У некоторых латышей при поступлении в вуз проблемы возникают именно с латышским. Зато выясняется, что русские отличники знают латышский лучше, чем латышские троечники. Кстати, результат региональных школ, абсолютное большинство из которых латышские, не достигает 60%.

Особенно наглядны проблемы латышского в сравнении с английским. Английский школьники выбирают добровольно, да и сдают очень хорошо, а вот латышский сдавать обязаны, однако результаты оставляют желать лучшего.

Кто виноват и что делать

Говоря о проблемах изучения латышского языка в Латвии, участники дискуссии сошлись во мнении, что две основные проблемы —  это огромный дефицит учителей и хороших методик изучения. Причем оба этих вопроса может решить только Латвия, ведь само по себе ничего не произойдет и отвечать за неудачи придется самостоятельно.

Говоря о технических вопросах экзаменов, директор 34-й рижской школы заметила, что часть экзаменационных ответов английского языка можно сдать устно. И ученики треть хорошей оценки зарабатывают именно на разговорной части экзамена. Рогалева предположила, что если предложить школьникам аналогичный экзамен по-латышскому, то результаты были бы значительно лучше.

Но, на мой родительский взгляд, устные экзамены только сильнее покажут слабые знания языка. Грубо говоря, чтобы знать устный язык, надо именно ему и уделять внимание. Школьники, которые действительно хотят знать язык, достигают успехов, но школьная программа к этому никакого отношения не имеет.

Печальные выводы

Выводы, к которым пришли участники дискуссии, были неутешительными. Александр Солодов заключил, что в Латвии происходит сильная поляризация учеников. Меньшинство школьников знают, что они хотят, и учатся хорошо, но большинство учатся плохо и выбирают для сдачи экзамены, с которыми не в состоянии справиться.

По мнению Оярса Юдрупса, самые большие проблемы этого года — низкие результаты экзаменов по физике и математике.

Забыть о политике: реформа образования в Латвии уже калечит детей
Рогалева пришла к выводу, что школе нужна настоящая реформа. По ее словам, латвийская школа на данный момент находится в периоде длительного застоя, когда ситуация год от года не меняется, оставаясь весьма неудовлетворительной.

Я же считаю, что те результаты, которые мы видим сейчас, ведут к образовательной катастрофе. И пускай провал математики-физики – это общемировая тенденция, в которой наше Минобразования виновато только отчасти, но зато недостаточные знания латышского целиком и полностью вина министерства. А успех иностранных языков в Латвии говорит о том, что мы растим поколение гастарбайтеров.

Результаты по школам можно посмотреть, пройдя по этой ссылке. И я очень рекомендую сделать это всем родителям, чтобы понять, чего ждать от школы, где учится ваш ребенок.