РИГА, 8 июн — Sputnik. Пока в Латвии идут горячие дискуссии вокруг реформы образования, предусматривающей массу изменений, среди которых постепенный переход обучения в средней школе на латышский язык и новое содержание школьной программы (всего 72 нововведения), родители учеников не сидят сложа руки.
Многие, как оказалось, активно ищут, а некоторые даже уже успешно воплощают в жизнь, альтернативные методы обучения.
Бурная дискуссия на эту тему развернулась в общедоступной группе Facebook, посвященной русскому образованию в Латвии. Придя к выводу, что русских учителей в Латвии сейчас не готовят и спасение утопающих — дело рук самих утопающих, родители детей приступили к активному поиску других вариантов.
Так, некий житель Латвии задается вопросом, может ли он дистанционно обучать своего ребенка в школе Российской Федерации.
"Если я — резидент Латвии, хочу не водить ребенка в одну из школ Латвии, а получать онлайн образование ТОЛЬКО в русской школе с лицензией РФ — могут ли лишить родительских прав за то, что ребенок не посещает школу в ЛВ? Или для такой цели лучше оставаться при школе ЛВ на домашнем образовании, сдавать норматив латышского? Еще вариант — до 9 класса в билингвальной школе, затем — профессиональное образование (IT колледж, например) + в свободное время и по выходным с репетитором — получение среднего образования с лицензией РФ онлайн. Кто-то думал о таком решении?" — спрашивает родитель.
Что требуют соцслужбы
Под постом тут же разразились споры о том, зачем школьнику из Латвии образование РФ, если он дальше, к примеру, захочет учиться в Латвии и ЕС. Одни настаивали на том, что образование РФ обеспечивает знаниями лучше, чем латвийское и котируется в мире выше, другие им оппонировали, что с латвийской "корочкой" гораздо проще продолжить обучение в вузах ЕС.
"Очно надо сдавать экзамены только в 9 и 11 классах. Сама сейчас перевожу дочь в российскую дигитальную школу в 9-й класс. Параллельно никакой школы в Латвии не будет. По документам ребенок будет учиться в реальной московской школе", — поделилась опытом Алла Ш.
По ее словам, проблем с латвийскими соцслужбами возникнуть не должно — закон требует, чтобы ребенок посещал заведение, имеющее статус школы. У российской дигитальный школы этот статус есть и этого достаточно.
Алле возразили, что подобный опыт невозможен.
"Образование у нас обязательное. Вы можете водить ребенка либо в гос.школу, либо в частную — аккредитованную, либо на домашнем обучении (со справкой от врача), но прикрепленными к какой-то из государственных школ, где будете 2 раза в год сдавать экзамены и отчитываться как вы там учитесь дома. Как-то так", — пишет Ольга Г.
Лазейки для альтернативы есть
Однако Алла уверена, что правда на ее стороне. И объясняет участникам группы, что домашнее обучение в латвийской школе и дистанционное обучение в школе другого государства — это две совершенно разные вещи.
"Согласно законам Латвии, ребенок должен получить основное образование в школе. Но закон не регулирует в какой именно. Вы можете отдать ребенка в английскую школу. Или возить его в эстонскую, а после уроков забирать домой в Латвию", — уверена она.
"Вы можете предложить мне русское образование в Латвии с сентября этого года? Нет. И никто не может. Все оспаривания и жалобы — вопрос времени. Даже, если исход будет положительным, это займет не один день. Что делать конкретно моему ребенку в это время? Тупеть на госпрограмме, подбирая 5 синонимов к слову стреха*? Или перейти в дигитальную школу и заниматься самостоятельно?" — спрашивает женщина.
Иностранным школам быть?
К баталиям подключился даже депутат Сейма Игорь Пименов, который подтвердил, что возможность альтернативного обучения, похоже, действительно есть.
"Похоже, наши официальные учреждения в замешательстве, и тех, кто будет учиться дистанционно, притянуть насильно в латвийскую школу действующими нормативными актами действительно не могут. Косвенно это признал К. Шадурский на недавней его пресс-конференции.
По его мнению, огромное большинство родителей просто не сможет найти в себе силы и возможности организовать дистанционное образование своим детям.
Но он допускает, что возможно создание неких центров организации дистанционного обучения, которые смогли бы брать на себя координацию включения в дистанционное образование и поддержания его. "Может быть, и впрямь возможно учреждение в Латвии иностранных школ, которые будут давать основное образование, что предлагает Константин Чекушин", — задается риторическим вопросом Пименов.
Однако тут же с пессимизмом резюмирует, что, скорее всего, будет реализован совсем другой сценарий: "Мой же опыт подсказывает, что идеологи К. Шадурского сделают все возможное, чтобы и этот ручеек свободного выбора формы основного образования перекрыть и загонять всех именно в ту школу, где от ассимиляционных программ и промывания мозгов нашим детям будет не отвертеться".
* Стреха (pažobele) — Нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы. Задание для третьего класса с поиском синонимов к латышскому слову pažobele (в латышском языке имеющее также переносное значение, обозначающее отдаленное место, чулан, заброшенный угол — ред.), которое не смог выполнить даже сам министр.