"Нас ругают все": фильм Германа-младшего "Довлатов" - эпитафия эпохе талантов

Почему советское лучше российского, откуда взялись два Сергея Довлатова и почему кинотеатры отказывались брать в прокат фильм Алексея Германа-младшего
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 12 апр — Sputnik, Симона Алексеева. Режиссер Алексей Герман-младший по приглашению "Балтийской жемчужины" представил в Риге свой нашумевший фильм "Довлатов", повествующий о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов.

На Берлинале картина была удостоена "Серебряного медведя" за выдающийся художественный вклад, в России вызвала бурные дискуссии.

Во время встречи с представителями латвийских массмедиа режиссер объяснил, почему для западного рынка ему пришлось делать вторую версию фильма, и порассуждал о том, в чем ключевое отличие современности от воспроизведенной на экране эпохи 70-х.

Два Довлатова

- Алексей, как вы открыли для себя Сергея Довлатова? Изменилось ли ваше отношение к герою во время работы над фильмом?

— Я поздно прочел Довлатова, лет в 25. Никогда не думал, что дело дойдет до фильма, но в 2008 году дочка Довлатова Катя предложила мне сделать экранизацию. В то время мы доделывали другую картину, были сложности, болели родители.

Глазами ребенка: первый фильм про Атмоду
Вернувшись к этой идее, мы решили снимать уже не экранизацию Довлатова, а кусочек его вольной автобиографии. Мы никогда не претендовали на документальность, фильм — наше представление о нем и интерпретация. Долго писали сценарий совместно с Юлией Тупикиной, разбираясь в хитросплетениях времени. Постепенно поняли, что существуют два Довлатова — лирический герой и реальный человек.

Самым сложным было решить, в каком направлении двигаться: нашего ощущения реального человека и эпохи или следования его прозаической истории. Важнее оказалось попробовать поймать дух времени, города и ленинградской компании, нежели повторять невероятный литературный юмор самого писателя.

Тем более что это уже сделал Станислав Говорухин в фильме "Конец прекрасной эпохи", правда, я посмотрел лишь 15 минут этой ленты.

Общаясь с членами семьи Довлатова и его друзьями, мы поняли, что он был достаточно нежный и ранимый человек. Ткань фильма стала обрастать героями, может, и лишними, но для нас необходимыми. Срезы интеллигенции и времени были не менее важны, чем сам герой.

Кадр из фильма "Довлатов"

— Почему не стали снимать биографию?

— Мы делали фильм — ощущение, джазовую импровизацию, пытаясь чувственно и эмоционально рассказать о герое. Сам Довлатов — не классический драматический писатель, он собеседник, друг и товарищ, ничего не проповедует и ничему не поучает.

Нам показалось, что жанр байопик (фильм-биография) очень тяжелый для Довлатова. Если в два часа уложить его жизнь, уйдет все ее ощущение и останутся ужасы бытия. Мы остановились на коротком промежутке его жизни.

— Главную роль вы доверили сербскому актеру Милану Маричу. Среди российских артистов не нашлось достойного кандидата?

— Мы не хотели превращать фильм в некий медийный компот. В ленте занято огромное количество неизвестных артистов, в том числе половина питерской синагоги. Сербский актер Милан Марич возник, потому что в России роль Довлатова не может сыграть известный актер. Это вызвало бы реакцию отторжения. Милан же очевидно похож на писателя и очень способный артист.

Актер Милан Марич на премьере фильма режиссера Алексея Германа-младшего "Довлатов" в Москве

Кинотеатры не брали "Довлатова"

— Легко ли было получить госфинансирование на фильм о Довлатове?

— Это всегда сложно, но мы получили не только государственное финансирование, но и города Петербурга, грант от фонда Евросоюза, Польши и Сербии. Хотели получить небольшое и от Армении, но поняли, что этой стране фигура Довлатова неинтересна по непонятной причине.

Нам помогли министр культуры РФ Владимир Мединский и режиссер Никита Михалков, что вызывает определенную истерию у моих демократических товарищей. Но я же не могу замалчивать правду.

— Поначалу анонсировалось, что фильм в России выйдет в прокат всего на четыре дня.

— Не мы создавали ажиотаж — кинотеатры не хотели брать картину. У нас было много отказов от дистрибьюторских компаний. Они считали, что фильм никому не будет интересен, и предлагали его выпустить на ТВ.

Кинематографисты Казахстана превратили Ригу в Париж
Мы пытались понять, почему недооценивают успех фильма на Берлинале, помощь Первого канала (один из продюсеров фильма — его генеральный директор Константин Эрнст), фигуру Довлатова и качество фильма? Продюсеры решили, что лучше выпустить фильм в прокат на короткий срок и стимулировать явку зрителей, чем он вообще не выйдет.

С помощью Первого канала и компании Disney, согласившейся заняться дистрибьюцией "Довлатова" на приемлемых условиях, мы преодолели это неверие. Фильм выйдет в 40 странах — во Франции, в Восточной Европе, в Аргентине, в Бразилии, в Китае и так далее.

— Насколько западному зрителю понятны наши реалии?

— Закадровый голос ведет зрителя по фильму. Даже наше молодое поколение не очень въезжает в контекст. Для иностранных зрителей мы были вынуждены адаптировать перевод, чтобы облегчить восприятие.

В итоге есть две версии фильма — оригинальная для русских и чуть более упрощенная для зарубежных зрителей. Показательно, что фильм для демонстрации на англоязычном пространстве приобрела американская развлекательная компания Netflix.

— Вы довольны прокатной историей?

— Фильм вышел в 400 кинотеатрах, изначально мы надеялись, что их будет 800. Зрительская явка оказалась аномальной для авторского кино. За четыре дня мы превзошли все показатели авторских фильмов 30 последних лет в истории России. Затем прокат был продлен.

Появилось новое поколение людей, которым интересны искусство и литература, идет развитие человеческого капитала. Огромному количеству людей более старшего возраста этот фильм интересен.

Нас ругают все

— Вы упомянули, что выдержали только 15 минут фильма Говорухина о Довлатове. Чем не понравился "Конец прекрасной эпохи"?

— Я не комментирую Станислава Говорухина. Он, еще не видя наш фильм, в хамской форме сомневался в том, что "Довлатов" состоится. До выхода в прокат заявил, что фильм плохой. Не знаю, где он его смотрел — то ли пиратскую копию видел, то ли это вообще была фантазия. Мне такое поведение показалось страшно непорядочным.

Кинолегенда о древней Латвии: ни слова по-латышски
Если уж ты занимаешь высокие госпосты, то не надо пользоваться своей трибуной для выяснения отношений с более молодым коллегой. Я не хочу с ним соревноваться и дискутировать, он пожилой злобный человек и мне не интересен.

— Либералы вас ругают за прославление прошлого в "Довлатове".

— Нас ругают все! Либералы за то, что в фильме прошлое показано светлым, а на самом деле было гораздо страшнее. А недемократы, например газета "Культура", обвиняют нас ровно в противоположном: эпоха была прекрасная, а мы показали каких-то неприятных пропитых людей с помятыми лицами.

Одни нас обвиняют в том, что у нас отношения с администрацией российского президента, другие намекают на связь с Госдепартаментом США. Обращать внимание на это не надо. И то, и другое — глупость, истерия, непонимание реалий и некоторая поза.

Ну вот кому интересно мнение Божены Рынски? Эта странная женщина говорит глупости и тыкает всех электрошоком. Кому интересно мнение угрюмой псевдопатриотической газеты "Культура"? Нам на все обвинения глубоко наплевать! Мы снимали фильм не с целью кому-то понравиться.

Эпитафия эпохе

— Вас удивляет, что Довлатов сегодня стал такой востребованной фигурой?

— О многих писателях, считавшихся тогда замечательными, сейчас никто и не вспоминает, а через 5-10 лет их забудут навсегда! Довлатов же был искренним, поэтому люди к нему тянутся. То поколение вообще было глубже и, как ни странно, смелее.

Кадр из фильма "Довлатов"

Сейчас все вертится вокруг денег. Знаете, как писатель Дмитрий Быков. Как известно, он не любит творчество Довлатова, но при этом попытался представить картину за гонорар в кинотеатре "Пионер", когда она выходила в прокат. В этом есть какой-то цинизм и двусмысленность. Быкову это позволено не было.

— Почему Довлатов в вашем фильме не говорит афоризмами из своих произведений?

— Мы снимали историю о человеке, которого не публикуют, а это достаточно мучительная история. Иначе бы Довлатов не умер молодым в 48 лет, а был бы сейчас модным писателем с дачей в Переделкино и появлялся бы в программах на ТВ.

Кино без границ: фильмы из Латвии на фестивале в Томске
Это фильм про эпоху, город и моих родителей. В определенной степени, это эпитафия тому времени и прощание с ним.

— Поделитесь, какие уроки вам преподал папа?

Не так уж много. Найти хорошую жену, тщательно относиться к тому, что делаешь, не суетиться и сохранять порядочность.

Советское — лучше российского

— Алексей Герман-старший однажды высказался, что искусство в тоталитарную эпоху лучше себя проявляет. Как вы можете это прокомментировать?

— Честно? Это упрощение. Очевидно, что советское кино было лучше российского. При всей цензуре и запретах Тарковский смог снять "Рублева". Вы представляете, чтобы кто-то сегодня снял "Сталкера"? После развала Советского Союза кино стало значительно более прямолинейным, коммерциализированным и общий уровень упал.

Какое это имеет отношение к тоталитаризму, я не знаю. Что, в Италии во времена Федерико Феллини было тоталитарное общество? Мне эта мысль кажется поколенческим преувеличением.

— Какие мысли у вас появились во время работы над "Довлатовым"?

— Рефлексия существует. Но сложно оценивать, насколько глубоко я рефлексирую. В "Довлатове" мы проговариваем важные вещи: например, что такое призвание и какова цена за него?

— Фундаментальная часть фильма посвящена бессильной борьбе Довлатова с цензурой. В чем актуальность для вас этой темы сегодня?

— Цензура есть везде, в том числе и на Западе. В современной России эта проблема не носит такой характер, как в СССР. Ты можешь посмотреть что угодно в интернете, купить любую книжку в магазине и поставить любой спектакль, если он не затрагивает чувства верующих.

В определенной степени фильм "Довлатов" — это, во-первых, напоминание, а во-вторых — предупреждение. Сейчас сложно представить, зачем надо было выгонять из страны Иосифа Бродского и других талантливых людей. Зачем поэта надо было судить, сажать, ссылать? Это напоминание о трагедии, в которой совершенно очевидно есть вина и Советского Союза.

"Колодец" двора на улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге, где жил писатель Сергей Довлатов

Не будем забывать о количестве талантливых людей, которые не смогли реализовать себя на родине на протяжении столетий и особенно в ХХ веке. Очень бы не хотелось, чтобы история повторилась.