РИГА, 31 мар — Sputnik. Лев Рыжков. В начале апреля в Казахстане выходит в прокат художественный фильм "Амре". Хотя он и рассказывает о трагической и загадочной судьбе казахского певца Амре Кашаубаева, но практически все его эпизоды снимались в Риге.
На съемках работала международная съемочная группа. Сценарист, режиссер и исполнительный продюсер приехали из США. Исполнитель главной мужской роли Санжар Мадиев — из Казахстана. Главную женскую роль сыграла австралийская кинозвезда Эбби Корниш, ранее блиставшая у Ридли Скотта и в "Трех биллбордах на границе Эббинга, Миссури". Бытовые и организационные вопросы тянули на себе рижские продюсеры.
А вот оператором-постановщиком стал россиянин, знаменитый Максим Осадчий, который снимал "9 роту", "Обитаемый остров", "Сталинград", "Дуэлянта", "Легенду о Коловрате".
Похожа ли Рига на Париж
— Расскажите о ваших впечатлениях от работы в интернациональном кинопроекте?
— В этой интернациональности и был весь интерес. Я со своей группой приехал из России. Главный художник картины тоже из России. А вот все остальные — из других стран и даже континентов. Работать с ними было, конечно, очень интересно. Ведь в одном проекте столкнулись такие разные культуры.
— Какой город вы снимали в Риге?
— Париж 1925 года. Туда на всемирную выставку в составе делегации СССР приезжает "золотой голос степи" Амре Кашаубаев. Казахский самородок настолько поразил французов, что получил в конкурсе певцов серебряную медаль. Но даже в момент триумфа Амре находится под прессом ГПУ, которое заподозрило, что певец встречался с эмигрантами, бежавшими от советской власти.
— Почему для "парижских" съемок выбрали именно Ригу?
— Это европейский спокойный город. Очень красивый, со своей историей. Но все же превратить ее в столицу Франции было сложно. Все-таки Рига — это не Париж. Конечно, возникали проблемы. Мы очень вдумчиво, очень скрупулезно выбирали локации, искали "парижского" вида дома и улицы. Рига похожа на Париж не везде.
— И как вы вышли из положения?
— Мы не могли брать в кадр улицы, по которым едут машины, или рекламу, которой в начале XX века быть не могло. Нас выручил парк в центре города, мы много снимали.
— А на улицах?
— На улицах мы снимали ночные проходы героев, очень тщательно выбирая направление. Ведь даже в историческом центре, в Старом городе далеко не везде можно снимать в разные стороны.
Главный кинематографический козырь
— В фильме действие происходит в роскошном отеле — это тоже декорации или он существует?
— На самом деле это здание бывшего банка, которому предстояла реконструкция. Холлы, которые по этому случаю были освобождены от мебели, художники оформили под гостиницу. Мне кажется, замечательно получилось. Но самый главный плюс Риги для кинематографиста — это даже не здания, а интерьеры. Подлинная обстановка, которая каким-то чудом сохранилась до нашего времени. В России такие интерьеры можно найти только в Москве или в Петербурге. Или в музеях, в которые или не пускают снимать кино, или пускают, но на очень жестких условиях. Так что Рига — это находка для тех, кто снимает исторический фильм.
— Сцена допроса Амре далась нам очень тяжело. У нас был интерьер на верхнем этаже. Комната находилась под крышей. То есть фактически на чердаке. В Риге стояла сильная, практически казахстанская, жара, и крыша сильно прогревалась. Мы снимали ночью, но и по ночам было жарко настолько, что у артистов плавился грим. А они были одеты по-осеннему — в пальто. Тяжело было всем.
— В фильме есть еще старинный поезд. Где вы его нашли?
— Под Ригой. Поезд был декорацией. За городом стояло несколько вагонов, которые мы несколько дней декорировали, а потом в них снимали. За окнами был статичный фон, но мы снимали так, чтобы создавалось ощущение, будто поезд куда-то едет.
— А Эйфелева башня, которая в одном из фрагментов возвышается над рижским ландшафтом? Она тоже ненастоящая?
— Нарисованная. Но изобразили ее уже в Казахстане, в процессе постпродакшна.
Успели все
— А съемки какого фильма из вашей богатой фильмографии можно назвать самыми тяжелыми?
— Наверное, "Обитаемый остров". Одиннадцать месяцев съемок с одним выходным, 68 объектов, война — и на воде, и под водой.
— А "Сталинград"?
— В "Сталинграде" было много сложных постановочных сцен. Во-первых, мы снимали его в 3D, а технология 3D требует втрое больше времени. Очень долго настраиваются камеры. И вместо одной палатки, куда ведут провода со съемочной площадки, стоит как минимум три. Во-вторых, невероятно трудны были батальные сцены. Например, танковая атака. Прибавьте сюда дождевальные установки, взрывы, которые должны произойти в определенное время, в нужную секунду. Миллион нюансов.
— Насколько тяжелы были съемки в Риге?
— Совсем не тяжелы. Нас прекрасно встретили, создали самые лучшие условия для работы. Рижские продюсеры работали очень быстро и профессионально. Все съемки они организовали вовремя, в совершенно четком соответствии с нашими задачами. Тем более что времени у нас было мало — всего двадцать восемь дней. Но мы все успели.