09:56 27 Января 2021
Прямой эфир
  • USD1.2143
  • RUB91.2538
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
436

В свою бытность в оппозиции нынешнее руководство Рижской думы яро критиковало "Согласие" за недостаточное внимание к состоянию мостов; изменилось ли что-то в этой сфере сейчас и какой мост, возможно, придется закрывать следующим

РИГА, 24 ноя — Sputnik. Список сроков проведения работ по проектированию, ремонту и строительству мостов и путепроводов, составленный департаментом сообщения Рижской думы, следовало бы назвать календарем "неремонта", пишет газета Neatkarīgā.

На протяжении многих лет политические силы, которые сейчас пришли к власти в Риге, ругали "Согласие" за плохое обслуживание рижских мостов, поэтому некоторым казалось, что сразу после выборов начнется активная работа по спасению этих объектов. Это не так. Большинство мостов не только не ремонтируют, но даже не проектируют. Как и во время прошлого созыва Рижской думы, называются некие мистические сроки начала проектирования, и на этом спасение мостов заканчивается. А рижане и гости столицы по-прежнему стоят в пробках, потому что мосты находятся в таком плохом состоянии, что пересечь их непросто.

Строят два, не строят – 10

В теоретические планы по ремонту и строительству включены 12 мостов и путепроводов, но на данный момент строительные работы ведутся только на двух объектах. Масштабное строительство идет в районе нового Скултского путепровода на трассе в Саркандаугаве. В будущем он соединит Восточную магистраль с улицей Твайка. Неспешное копание, которое департамент именует активными строительными работами, наблюдается на Деглавском мосту. Брасовский мост, который блокирует движение в направлении Чиекуркалнса и Межапарка, стоит полуразобранный, сейчас идет его перепроектирование.

Эти три объекта – исчерпывают список тех мостов, где идут строительные работы. Планы по поводу остальных были составлены еще при "Согласии" и пока не изменились. Путепровод над железной дорогой на улице Густава Земгала будут проектировать в 2021 и 2022 годах, а строить с весны 2022-го по весну 2024 года. Воздушный мост будут проектировать с 2022 по 2023 год, а строить в 2024-2025 годах. В 2021-2022 годах запланировано также проектирование моста Земитана, строительство будет в 2022-2024 годах. Вопрос путепровода над железной дорогой на улице Алтонавас решат в контексте проектирования магистрали Rail Baltica. Путепровод через улицу Улманиса по улице Баускас будут проектировать в 2022-2023 годах, а строить в 2023-2024 годах, а путепровод через улицу Улманиса по улице Юркалнес должны были уже спроектировать и начать строительство в следующем году. Мост через Марупите на улице Улманиса и мост через городской канал по улице Барона будут проектировать в 2021-м, а строить в 2022 году. Проектирование Вантового моста должны начать в 2021-м, а закончить в 2022 году, а строительство будет идти с 2022 по 2024 год.

Мосты имеют исключительное значение для организации движения в городе. Если они находятся в ненадлежащем состоянии, движение тормозится, возникают пробки. Когда из строя вышли Брасовский и Деглавский путепроводы, движение по улице Бривибас практически остановилось, потому что дополнительно тысячи машин должны протиснуться через Воздушный мост, и места не хватает ни легковому, ни общественному транспорту, ни пешеходам, ни велосипедам, ни самокатам.

Воздушный мост в свое время был построен в расчете на намного меньшую интенсивность движения, да еще и в особенно недружелюбном для пользователей варианте – со всевозможными столбами посреди тротуаров. Согласно графику департамента министерства сообщения, путепровод начнут перепроектировать в 2022 году, а строительные работы должны начаться в 2024 году. Но могут и не начаться, ведь эти графики составлены в период предыдущего руководства думой.

Соль надо смывать

Как рассказал преподаватель Рижского технического университета, инженер по строительству дорог и мостов Ренарс Бирникс, столичные мосты находятся в таком плохом состоянии в первую очередь из-за недостаточных и несвоевременных работ по их содержанию. В мире применяются различные стратегии жизненного цикла при строительстве и обслуживании мостов. Можно строить дорогие сооружения из таких материалов, которые служат долго и требуют минимального ухода. А можно строить быстро и дешево, а через 30-40 лет строить по новой – быстро и дешево.

Можно искать и золотую середину, но в любом случае необходимо обслуживание – нужно ухаживать за железобетонными конструкциями, очищать деформационные швы, перекрашивать металлические элементы и мыть поверхности, поскольку соль их разъедает. Если деформационные швы повреждены, вода течет на конструкции. Хлориды попадают в бетон, вызывая коррозию арматуры, бетон разрушается. Несущая способность моста снижается. Если повреждения деформационных швов вовремя устранить, дефект не возникнет и не будет прогрессировать.

В прошлые десятилетия мосты недостаточно обследовали, недостаточно обслуживали, город как владелец мало интересовался их поддержанием. Неудивительно, что, когда начался ремонт Брасовского моста, под его облупленной поверхностью скрывалась настоящая капитальная катастрофа, которую нельзя устранить косметическими средствами.

Конечно, винить только департамент сообщения было бы неправильно. Конечно, и он допустил немало ошибок, но главным образом ремонт мостов буксовал из-за отсутствия политической воли. Это признает председатель комитета по сообщению и транспорту Олафс Пулкс. Он допускает ускорение работ по проектированию хотя бы одного моста, чтобы они начались уже в следующем году. Скорее всего, это будет Вантовый мост.

Но в этом случае нужно убедиться, что деньги найдутся и на строительство, поскольку у каждого строительного проекта есть срок годности. В случае дорожных работ это пять лет со дня, когда принято решение провести ремонт. Если срок превышен, проект надо переделывать, и это логично, потому что в этот период объект продолжает изнашиваться. С этой точки зрения осторожный график ремонта мостов понятен.

Департамент сообщения также предложил депутатам обсудить идею об объединении проектирования и строительства моста в одну закупку. Тогда и проектировать, и строить мост будет одно и то же предприятие, и исполнители больше не будут сетовать на низкое качество проекта, как это было с Деглавским мостом. Кто спроектировал, тот сам и будет строить.

Воля есть, денег нет

Когда к власти в Риге пришла новая коалиция, проблемы городской среды и сообщения были объявлены приоритетом. В думе даже создан соответствующий пост на высшем уровне – эти вопросы курирует вице-мэр Вилнис Кирсис.

Но на строительство мостов нужны и деньги, а в следующем году бюджет Риги сократится на 40 миллионов. Город будет ограничен в возможностях самостоятельно финансировать крупные проекты, то есть деньги будут искать во внешних источниках. Один вариант – Механизм восстановления и устойчивости ЕС (Recovery and Resilience Facility). Туда поданы заявки на софинансирование ремонта Вантового и Воздушного моста. Если они будут удовлетворены, дума может попробовать рефинансировать имеющиеся кредиты, чтобы взять новые кредиты на строительство мостов под более хороший процент. Еще один вариант, который упоминает Пулкс, - это Фонд сплочения.

Как отмечает Кирсис, новое руководство думы старается найти деньги. Остается надеяться, что им это удастся до того, как придется закрывать еще какой-нибудь рижский мост. Один из первых кандидатов – Воздушный мост: брусчатка на нем вздыбилась волнами, которые сложно преодолеть некоторым автомобилям с низкой посадкой, а между асфальтированной частью тротуара и основанием перил образовались заметные трещины. Раньше для их маскировки хватало смолы. Больше смола не помогает.

Латвия первая из стран Балтии может обзавестись двухэтажным мостом: прямо через Даугаву>>

По теме

Европа на ямы в Риге денег не даст, латайте сами: вице-мэр рассказал о проблемах дворов
Халатян: чтобы в Ригу пришли инвесторы, одних велодорожек мало
"Вы довольны?" Велосипедная полоса парализовала улицу Чака в Риге
Линкайтс: вместо денег на ремонт дорог мы получили лотерейный билет
Теги:
Рига, Рижская дума, Мост

Главные темы

Орбита Sputnik