Обзор латышских СМИ

Sputnik знакомит с самыми интересными публикациями в печатных и интернет-изданиях Латвии на государственном языке.

На Латвию свалились миллиарды, а Рига теряет промышленность. О чем писали латышские СМИ

© Sputnik / Sergey MelkonovНа заводе сохранился литейный цех
На заводе сохранился литейный цех - Sputnik Латвия
Подписаться
Что стоит за деиндустриализацией латвийской столицы и догонят ли ее регионы? Власти Латвии должны придумать, куда потратить 10 миллиардов евро за семь лет. Почему в стране плохие дороги?

Глубоко в Лету канули времена, когда Рига была крупным индустриальным центром сначала царской России, а затем и СССР. Об этом свидетельствуют результаты исследования экономиста Петериса Страутиньша, опубликованные в Latvijas Avīze.

Две Латвии — две экономики

В принципе, вряд ли могло быть иначе: стоимость аренды площадей и рост зарплат в столице сделали производство в столице невыгодным.

Страутиньш уже третий год проводит исследования об экономике и тенденциях развития регионов Латвии, приходя к выводам, которые обычно отличаются от официальных.

Латвийские шпроты выживают в трудных экономических условиях - Sputnik Латвия
Чтобы выжить, нужен экспорт, нужна Россия: есть ли будущее у промышленности Латвии

В стране формируется новое разделение труда: "В Риге доминируют информационные и коммуникационные технологии и бизнес-услуги, она все более специализируется на этих отраслях. Во всей прочей Латвии, в свою очередь, преобладают отрасли товарного производства — лесная отрасль и деревообработка, транспортные услуги и логистика, машиностроительная и электронная отрасли".

По своей сервисной экономике, которая обеспечивает "относительное богатство", Рига все более отрывается от остальной Латвии. По данным исследования, рост заработной платы в 25 различных группах услуг в последние 5 лет составил 160%.

Очень близки к этому результату программирование и другие подобные услуги, зарплаты в которых за этот период выросли на 157%. Обе эти отрасли главным образом сконцентрированы в Риге, и это определяет относительное благополучие Риги.

Вместе с тем, происходит деиндустриализация столицы - "вторая экономика" формируется в провинции.

Другими словами, записанное в Национальный план "выравнивание" Риги и регионов остается фантазией. Рига все больше отрывается от остальной Латвии, поскольку в ней сосредоточены отрасли, которые развиваются гораздо быстрее, чем экономика в целом.

В то же время исследование ясно показывает, что Рига практически потеряла свою долю в латвийской промышленности. Из-за высоких зарплат, дорогой земли и других издержек промышленность перемещается за пределы столицы.

Вся остальная Латвия представляет "вторую экономику", которая главным образом производит физические товары, а не услуги.

Отрасли

Если говорить о росте в отраслях, которые развиваются в регионах, которые находятся за пределами столицы, то лидеры здесь - производство пластмассовых и резиновых изделий, в которых зарплаты за пять лет удвоились. Далее следуют производство и полиграфия бумажных изделий, где за пять лет зарплаты выросли на 90%, в производстве строительных материалов и стекловолокна - почти на 80%.

Килька превращается в ароматные шпроты - Sputnik Латвия
От гордости остались только шпроты и трикотаж: Латвия убила промышленность ради ЕС и НАТО

Более чем на 70% выросли зарплаты в медицинской отрасли, на что повлияло и политическое решение повысить зарплату в области медицины. Более чем на 60% – в производстве металлов и их обработке, машиностроении, лесном хозяйстве и деревообработке, в том числе и отрасли фармацевтики.

Если вы не знаете, куда отправить учиться детей - то можете использовать этот список в качестве шпаргалки – принятый темп развития упомянутых отраслей сравнительно стабильный уже несколько лет, и нет ощущения, что темпы их роста могут пойти на спад.

Регионы

Если говорить о развитии регионов в 2019 году по отдельности, то, несмотря на длительные проблемы с транзитом, Курземе из всех областей Латвии в настоящее время развивается быстрее всего, за ней следуют Пририжская агломерация и Земгале – эти три региона в последнем году развивались быстрее, чем Латвия в целом. В свою очередь Латгалия и Видземе отставали.

Что касается Курземе, развитие здесь объясняется тем, что, несмотря на проблемы с транзитом, крупнейшие города региона - Лиепая и Вентспилс компенсировали его успешным развитием промышленности. "Пририжье" предсказуемо и не удивляет, Земгале стабильно в основном, за счет отраслей, связанных с сельским хозяйством, особенно переработки зерна.

Колебания наблюдаются в развитии Видземе, и они главным образом связаны с трудностями, переживаемыми Валмиерским заводом стекловолокна, а так же перепадами в лесной отрасли.

Рабочий - Sputnik Латвия
Латвия оказалась в лидерах ЕС по спаду объемов промышленного производства

В свою очередь, на развитии Латгалии больше всего негативно повлияли проблемы с транзитом, так как именно здесь много работающих в Latvijas dzelzceļš. Кроме того, Латгальские предприятия часто производят товары, для которых рынком сбыта является Россия, с экспортом в которую в последние годы также возникли трудности.

Впрочем, регион имеет хорошие виды на инженерные отрасли, то есть на производство и обработку металлов, машиностроение и электронику. Несмотря на то, что Рига, Курземе и окрестности Риги по величине инженерной отрасли по- прежнему находятся впереди Латгалии, в период с 2014 по 2019 годы наиболее стремительное развитие этой отрасли произошло именно здесь. При этом Латгалия опередила в развитии Ригу примерно в три раза.

В течение пяти лет в соответствии с результатами исследования самый быстрый рост экспортных доходов был зафиксирован в Адажском крае, в Кулдиге, Смилтене, Ливанах и Гулбене.

Крупнейший рост зарплат

Изучая прирост зарплат, экономист выделил тройку лидеров — ими стали предприятия сферы азартных игр - Evolution Latvia ( за пять лет фонд зарплаты вырос на 13 миллионов евро) , Accenture (12.5 миллионов евро) и Euro Live Technologies (5 миллионов).

А крупнейшее увеличение зарплат в промышленности за последние годы имело место в "пищевке" - Orkla Confectionary and Snacks. Неплохо также смотрятся оклады у производителя лекарств Olainfarm и лесоперерабатывающего завода Kvist, бетонного производства Skonto Prefab и стекловолоконной компании Valmiera Glass, несмотря на неудачные инвестиции в США.

Не было печали, денег стране дали

Есть две новости. Хорошая заключается в том, что пессимисты, которые утверждали, что Латвия в предстоящие семь лет получит из закромов ЕС меньше денег, ошиблись. Вторая - у Латвии нет плана, как потратить свалившиеся на ее голову миллиарды. Об этом размышляет в NRA Бенс Латковскис.

Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш в лучших традициях президента США Дональда Трампа записал в микроблоге Twitter: "Достигнуто соглашение между 27 странами-участницами о создании фонда восстановления ЕС и следующем многолетнем бюджете!" В следующие семь лет экономике Латвии будет доступно более 10 миллиардов евро".

​Деньги будут, и их будет больше. Как обычно в таких случаях, различные экономические эксперты и знатоки начали ритуальное обсуждение вопроса о том, как использовать эти деньги с пользой и как их нельзя использовать.

Почему ритуальное? Потому что какая-то значимая дискуссия о расходовании денег может иметь место только в том случае, если имеется известная достижимая цель. Если есть стратегическое видение того, что мы хотим достичь в 2027 году, в 2035 году или даже в 2050 году.

Пока такого видения нет, любые деньги расходуются только и исключительно для заделывания конкретных дыр или, еще хуже, для реализации политических проектов. В отдельных случаях целесообразность этих проектов может совпадать с интересами общества, в других это совпадение является весьма условным.

Если кто- то считает, что в современном мире нет нужды в стратегических планах, то достаточно взглянуть на наших северных соседей, чтобы убедиться, что их план - стать современным, технологически развитым государством, которое внедряет у себя последние достижения науки, приносит известные плоды. В утешение себе можно сказать, что и у них с реализацией этого плана не все так гладко. В то же время трудно отрицать, что во многих вещах они впереди нас.

План есть, а толку нет

Да, и мы в этом году приняли свой План национального развития на следующую семилетку. Увы, утверждает публицист, он не имеет никакого отношения к реальному видению будущего государства.

Экскурсия по рижскому Дому печати перед реконструкцией - Sputnik Латвия
Есть план? Как власти Латвии собираются вытаскивать страну из кризиса

Латковскис сам участвовал в первой презентации этого плана прошлой осенью. Уже тогда было ясно, что это документ для представления в Европейскую комиссию, а не план действий для этого и будущих правительств Латвии.

Все же будем рады, что денежный поток из общего котла Европы не сократился, и это означает, что мы сможем финансировать многие важные для общества проекты. Быть может, часть денег пройдет мимо талантливых специалистов по написанию проектов, но и об этом не стоит беспокоиться. В конце концов деньги останутся у нас, в Латвии.

"Не хочу проповедовать здесь какой-то фатализм. Нам просто не нужно изобретать свой особый велосипед. Надо смотреть на развитие цивилизации. Так как мы идем позади, а не в первых рядах, то нам следует внимательно следить, за кем следовать, а то чего лучше отказаться, чтобы избежать чужих ошибок. Может быть, именно таким и должен быть наш стратегический план", - заключает журналист.

Двое на дороге

Политик Алдис Гобземс на портале Pietiek com, как раз пишет о том, куда Латвия обычно расходует деньги.

По его словам, в Латвии существуют две структуры, которые занимаются одним и тем же (и таких примеров полно в каждой отрасли). Одна - Latvijas Valsts ceļi AS, а вторая - Latvijas Autoceļu uzturētājs AS. Теоретически, одному дороги принадлежат, а второе их содержит, но в обоих случаях реальными делами занимаются фирмы на аутсорсинге. А между тем штат самих учреждений в обоих случаях превышает 300 человек.

Это обстоятельство нужно принимать во внимание, когда мы едем по плохим дорогам. Потому что денег на реальные улучшения нет. Ведь нужно содержать два учреждения с одними и теми же функциями, ибо одного Latvijas Valsts ceļi "не хватает".

Государственное акционерное общество Latvijas dzelzceļš - Sputnik Латвия
Надо смириться: без грузов из РФ железную дорогу в Латвии придется содержать государству

Оба учреждения подчиняются тому самому министру, во времена которого Латвийская железная дорога потеряла почти 50% своих грузов. Это министр, который обещает, что через все региональные центры пройдут четырехполосные автострады.

Такой проект министр велел разработать чиновниками ради красивого пиара, и чиновники выполнили приказ, хотя понимали, что этого никогда не произойдет.

Насколько вы верите таким обещаниям? Не нужно им верить, под ними нет основания. Это человек, который ни одного дня не проработал на частном предприятии. Он только тратит ваши деньги и делает карьеру чиновника, исполняя волю олигархов.

Он не знает, как сделать работу предприятия более эффективной, но знает, что и кому нужно пообещать, чтобы его избрали. После этого идею можно "выкинуть" или, в конце концов, налогоплательщики заплатят за еще одну "ошибочку". В конце концов, большие спонсоры его не покинут, отмечает Гобземс.

Лента новостей
0