08:47 09 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD1.1286
  • RUB80.4584
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
429

Так случилось, что основные республиканские печатные СМИ в Латвии (и на русском, и на латышском) занимают сторону нынешней оппозиции в Сейме. А это значит, что правительство вряд ли будет брать на себя заботу о частных компаниях

РИГА, 28 мар — Sputnik, Дмитрий Олейников. Частные латвийские масс-медиа рискуют сильно пострадать от кризиса, вызванного Covid-19. Пока выглядит так, что государство будет тратить ресурсы на поддержку именно общественных, то есть государственных СМИ.

Ждем "массовых закрытий"

Председатель Национального совета по электронным СМИ Ивар Аболиньш в интервью "Латвийскому радио" заявил, что сейчас отрасль масс-медиа находится на пороге краха.

"В нынешней ситуации драматически уменьшились доходы СМИ, как государственных, так и коммерческих. Особенно сильно это затронуло именно коммерческие СМИ. Применяя пункт о форс-мажоре, рекламодатели расторгают рекламные договоры. Потери СМИ в доходах составляют порядка 50%, а у отдельных электронных СМИ потери составляют до 70-80%", - сказал он.

Аболиньш приходит к выводу - если такая ситуация будет продолжаться, то в течение ближайших месяцев Латвия столкнется с массовым закрытием СМИ. Причем, как он прогнозирует, закрыться могут и крупные масс-медиа.

Накануне Совет по электронным СМИ решил попросить у правительства выделить дополнительно 1 миллион евро из средств на непредвиденные расходы на поддержку СМИ. Аболиньш считает, что этих денег не будет достаточно, но они хотя бы дадут какую-то минимальную поддержку на первые месяцы, чтобы немного стабилизировать ситуацию.

Уже на следующей неделе Министерство культуры планирует озвучить предложения о том, какие меры будут предприняты для поддержки СМИ.

Кому и как помогают?

Можно примерно догадаться о том, по каким принципам будет оказываться поддержка. Неделю назад, то есть через несколько дней после объявления чрезвычайной ситуации, Национальный совет по электронным СМИ провел конкурс среди радио- и телеканалов на право размещения информации о Covid-19.

Деньги были взяты из средств, выделенных на освещение внеочередных выборов в Рижскую думу (выборы были перенесены, а средства запланированы в бюджете). По сути, конкурс представлял собой выделение грантов СМИ, попавшим в сложную ситуацию.

Через несколько дней были подведены итоги. Компании All Media Latvia (канал TV3) было выделено 23 тысячи 381,59 евро, Vidzemes televīzija – 21 тысяча 144 евро, Radio Vidzeme – 11 000 евро, Super FM – 9737,21 евро и Radio SWH – 9 тысяч 737,20 евро. Для сравнения: 158 тысяч 587 евро "на информации о Covid-19" получило государственное "Латвийское телевидение", а 25 тысяч 674 евро - "Латвийское радио", которое и без того сидит на государственном бюджете.

В списке победителей не оказалось ни одной радиостанции, профильно вещающей на русском языке. Главный "русский" телеканал – "Первый балтийский канал" (ПБК), после истории о нарушении санкций и ареста счетов в банках вынужден был остановить выпуск собственных новостей 20 марта, то есть, спустя неделю после объявления чрезвычайной ситуации.

В случае с ПБК все могло быть еще хуже: Совет по СМИ намекнул каналу, что новостной контент он передавать обязан – иначе, отнимут лицензию. И "контентом" канал был обеспечен – Совет по СМИ разрешил "Первому балтийскому каналу" использовать новостные продукты, подготовленные общественными СМИ.

Также, право на трансляцию новостей общественных СМИ получили радиостанции Divu krastu radio, Ef-Ei и Baltkom. То есть, аудитория ваша – продукт наш.

Голоса – против

Итоги конкурса вызвали негативную реакцию у тех, кто финансирования не получил. Так, член правления канала RīgaTV 24 Клавс Калниньш заявил, что канал ежедневно создает более 8 часов оригинального информационного содержания, передает всю актуальную информацию о Covid-19: "Таким решением Совет по СМИ подтолкнул к уничтожению канал, который работал в чрезвычайном режиме".

А вот комментарий в сети Facebook журналиста Вадима Родионова: "Единственное новостное независимое информационное радио на русском языке Radio Baltkom, в эфире которого во время чрезвычайной ситуации побывали медики, эпидемиологи, должностные лица, торговцы, производители и многие другие компетентные эксперты - с разъяснением ситуации и важными рекомендациями - в режиме онлайн и нон-стоп – не получило государственной поддержки!... Цинизм невероятный".

Обращая внимание на положение печатных СМИ, вот что заявил издатель Андрей Козлов: "Если помогать – то всем СМИ, не деля по языковому принципу или по принципу "современности": мол, интернет это круто, это XXI век – ему дадим денег, а бумажная пресса – "вчерашний день", пусть умирает".

Издатель делает упор на то, что во многих регионах страны из-за плохого приема сигналов или отсутствия интернета – "бумажные" СМИ являются надежным и единственным источником информации.

Что ожидается?

При этом, положение в "бумажных" СМИ не менее трагичное: объемы рекламы стремительно падают. С 30 апреля о своем прекращении издаваться в печатном виде заявила газета Neatkarīgā Rīta Avīze.

По рынку циркулируют слухи о сложной финансовой ситуации в издании "МК-Латвия", входящий в один информационный холдинг с "Первым балтийским каналом". Потеря возможности рекламировать себя на "Первом балтийском" чревата сложностями для издания, которое некогда было одним из лидеров рынка печатной прессы.

Ассоциация журналистов Латвии планирует обратиться в кабинет министров с просьбой немедленно оказать поддержку латвийским СМИ. Представители ассоциации указывают, что все СМИ переживают падение рекламных доходов – остановлены запланированные рекламные кампании, отозваны уже утвержденные, нет новых рекламных планов на ближайшее время.

Часть СМИ планирует снизить число авторов, отказаться от аренды помещений, но и этих мер недостаточно для продолжения работы.

"С сохранением нынешнего темпа падения рекламного рынка, от прекращения работы нас отделяет примерно месяц", - предупреждает Ассоциация журналистов.

Смотря с другой стороны, можно предположить, что под прикрытием последствий коронавируса в стране происходит своего рода война между государственными и частными СМИ.

Так случилось, что основные республиканские печатные СМИ в стране (и на русском, и на латышском) занимают сторону нынешней оппозиции в Сейме. А это значит, что правительство вряд ли будет брать на себя заботу о частных компаниях.

Приоритеты наглядно показывает проведенный конкурс. А основную поддержку в случае распределения дальнейших грантов будут получать, судя по всему, именно государственные СМИ.

По теме

Медийная лихорадка: кто станет новым главой совета по СМИ
Глава Совета по СМИ: языкам нацменьшинств место в интернете
Четыре мужика в передаче - неестественно: как Совет по СМИ работает при "нациках"
Теги:
латышский язык, русский язык, СМИ, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik