05:30 06 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD1.0785
  • RUB82.8075
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
2601

С чем Латвия и другие прибалтийские республики подходят к славной дате – 75 лет Победы над фашизмом, рассказал историк Игорь Гусев

РИГА, 21 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. В преддверии праздника 75-летия Победы в Великой Отечественной войне корреспондент Sputnik Латвия побеседовал с уважаемым латвийским историком, издателем культурно-публицистического вестника "Клио", автором целого ряда уникальных в своем роде документальных фильмов и книг Игорем Гусевым об антисемитизме в Латвии, о русофобии и о том, что стоит делать 9 мая каждому.

— На днях коллеги по телеканалу "Россия 24" показали сюжет из Польши — о том, с чем республика подходит к дате 75-летия Победы: сносят памятники и разрушают захоронения воинов-освободителей, на государственном уровне дана установка на искажение истории, а уж придворные ученые мужи рады стараться. Так что же там творится? И как все напоминает происходящее в Латвии…

— Увы, но в Латвии так уж получилось, что война для кого-то не закончилась в мае 1945 года, для них она продолжается по сей день. А все потому, что весной 1945 года войну якобы выиграла не та сторона. Однако радует, что не только я убежден: лишь победа советского солдата позволила такой нации, как латыши, вообще остаться, ведь по плану "Ост" им была уготована незавидная участь.

Те, кого, так сказать, в силу расовых особенностей — вроде голубоглазых и светловолосых породистых самцов и самок — еще можно онемечить, остались бы в Прибалтике, а остальных — в Сибирь. То есть Сибирь латышей не миновала бы, а там они могли бы работать вроде надсмотрщиков над русскими рабами. Высшее руководство там было бы немецким, а низшее — латышским. Подобная схема была отработана, например, в концлагере Саласпилс.

И антисемитизм в годы войны, который проявился в латышах, происходит от жутчайших и древних комплексов.

Сегодня о теме Холокоста надо говорить громко и много, чтобы он не повторился. Поскольку тот же антисемитизм в латышах — слава богу, не во всех, — укоренился давно и слишком глубоко.

Так вот из истории. Евреи постоянно проживали здесь со второй половины XVI века, и неизменно правящая остзейская верхушка дискриминировала их, ограничивая права и свободы. Отношение латышей к евреям формировалось в условиях, когда сами они, являясь "презренными недонемцами", униженными и бесправными, находили в евреях своеобразную отдушину для самоутверждения.

Основой антисемитских настроений стал жесточайший комплекс неполноценности. Приятно было, получив очередную порцию уничижения и плевков от привилегированного остзейца, потешить свое уязвленное самолюбие, видя рядом еще более презираемого "недостойного жида". Добавилась сюда и традиционная крестьянская ксенофобия, выражаемая в острой неприязни к любому "чужаку", который не похож на тебя, говорит на другом языке, наверняка мечтает навредить тебе, и потому крайне опасен! Ну и, конечно, к этому примешивалась зависть к явной или надуманной экономической успешности евреев.

К счастью, не любой латыш антисемит. Я, изучая историю Холокоста, ясно понял, кто спасал евреев в годы войны - в основном "трудовой элемент", а вот представители так называемой латышской интеллигенции, как правило, увы, были в первых рядах вместе с нацистами. Вот как проявляли себя носители истинного национального начала. Например, в 1920-е годы именно Латвийский университет был просто рассадником антисемитизма. А вот "люди из народа" вели себя как настоящие носители общечеловеческих ценностей.

Да, сейчас быть откровенным антисемитом вроде как некрасиво, за это могут сильно пожурить. А вот быть русофобом — это не просто нормально, это даже хорошо. И здесь пример латышам показывают те же поляки. Теперь русофобия стала вроде дресс-кода и пропуска для входа в высшее общество. А если ты русофил, то очень подозрительный агент Кремля и потенциальный предатель Латвии в пользу России.

Точно так же и у поляков русофобия происходит от страшных комплексов, которые, конечно, появились не после распада СССР, но развивались с середины прошлого века, а в 2000-х особенно сильно проявились — европейская тенденция, однако. Хотя именно русские спасли польскую нацию от тотального уничтожения немцами. Вначале в плане уничтожения у немцев были евреи, цыгане, наконец, славяне, в том числе и поляки.

— С какими мыслями и чувствами 75-летие Победы будут встречать Игорь Гусев и его единомышленники — Влад Богов, Александр Ржавин?

— Девятое мая я буду встречать в Латвии с печальными мыслями. Я отношусь к тому поколению, для которого Великая Отечественная война — это живая история. Я еще успел пообщаться с ветеранами и бывшими узниками Саласпилса, когда им было лет по сорок. А сейчас самым молодым ветеранам уже далеко за 90 лет, и им очень тяжело вспоминать прошлое и рассказывать о том жутком времени.

И мне очень страшно, что день 9 Мая для многих превращается буквально в лубок, когда дамы с надутыми губами, роскошным бюстом, в обтягивающих майках с надписями вроде "Спасибо деду за Победу", кривляются на высоких сценах, где поют глумливыми голосами святые для многих песни военных лет .

День Победы теперь подрывают с двух сторон. С одной стороны, наши давние оппоненты, для которых праздник 9 Мая — как нож в сердце, а с другой — весь этот розовый фонтан несусветной пошлости, вроде упомянутых девушек и того, как георгиевскую ленточку 9 мая, не стесняясь, повязывают на бутылку водки, приклеивают к упаковке с шоколадкой, к рекламе, где разные части машин да женских тел. Теперь выросло уже целое поколение молодых и слишком уж равнодушных людей, для которых 9 Мая — это лишь повод "красиво потусить".

А лучше бы взрослому в этот день не пить водку, заедая ее шашлыком, но прочесть ребенку хорошую и правдивую книгу о Великой Отечественной или посмотреть достойный фильм, например "Офицеры", "Они сражались за Родину", "Иди и смотри". Наконец, можно заглянуть в школу сына и на открытом уроке поделиться своими мыслями и искренними чувствами по поводу праздника 9 Мая. У молодого человека должна быть четкая точка опоры, он должен ясно понимать, на чьей стороне люди ему ближе и, кстати, в каких они касках.

Для меня очень знаковыми стали поездки в детстве в Центральную часть России, где мы с друзьями лазили по лесам, где собирали в земле старые снаряды. И на всю жизнь запомнил, как там в деревнях местные жители использовали старые немецкие каски: привязывали их к длинным палкам и чистили нужники. Так вот, нацистская каска для этого годится намного лучше, чем для байкера — равнодушного "человека мира" (или безродного космополита?), который надевает ее просто "ради прикола". Меня лично от таких приколов знобит. В такую каску нагадить — это правильно, а вот на голову надевать ее вовсе не обязательно. Мне, например, приятно чувствовать себя потомком победителей, а не оккупантов.

То, что тут творится, — это плевок мне в душу от тех, кто пытается меня лишить исторической памяти, знания, что я — потомок победителей. Да, я — потомок победителей, по моей семье прокатилась война, и мои родственники в том числе на ней полегли.

И сейчас, наверное, только одна Белоруссия из всех бывших советских республик не оплевывает советское прошлое и историю Великой Отечественной войны.

Очень обидно, что сейчас в Латвии торжествуют проигравшие, те, кто убежден, что во Второй мировой войне победила не та сторона — неправильная, и, дескать, "война не закончилась" аж до 1991 года. Хотя с 1945 года по 1991-й люди жили мирной, спокойной и культурной жизнью: в Латвии популяризировали национальную культуру на всевозможных праздниках песни, в школах, в литературе и, конечно, в кинематографе.

А кем же тогда были латыши, сотрудничавшие с "проклятым" советским режимом? Они же придумали совершенно бредовый термин "вынужденный коллаборационизм".

Огромная масса людей жила в состоянии раздвоенного сознания, и когда речь идет о тысячах людей, страдающих буквально шизофренией, то становится, честно говоря, сильно не по себе. И вот сейчас эти люди торжествуют в Латвии...

Люди, переписывающие историю Великой Отечественной, пытаются таким образом реализовать свои больные комплексы. При этом, что латыши, что поляки забывают, что и у самих сильно рыльце в пушку.

Я в свое время придумал афоризм: "Сегодня те, кто не страдал от сталинских репрессий, мстят тем, кто в них не участвовал". Сегодня русским в Латвии латыши, в общем-то, мстят за победу советских солдат в Великой Отечественной войне. Всем этим латышским националистам кругом мерещится "проклятый Сталин"…

Мне есть чем тут заниматься — и катастрофически не хватает времени. Я не состою ни в одной общественной организации или партии. Сейчас, к примеру, жду появления из типографии новой книги "История Риги от самых древних времен до наших дней".

По теме

Гусев: монета США о Второй мировой войне без СССР - злой умысел и кощунство
Выход из ЕС - угроза для Великобритании: Гусев о противостоянии в парламенте
Гусев о заступничестве Балтии за НАТО: бросили камень в ушедший пароход
Теги:
День Победы, Игорь Гусев, антисемитизм, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik