РИГА, 26 ноя — Sputnik, Владимир Дорофеев. В Латвии с каждым годом детей рождается все меньше, сокращается количество воспитанников детских садов и учеников школ, а следовательно, и взрослых, вовлеченных в процесс образования, требуется уже не так много, как раньше.
Несмотря на то что "школьные протесты" много лет являются самыми многочисленными в Латвии, общество настолько далеко от школьной повестки, что продолжает питать иллюзии. Более того, порой именно эти иллюзии определяют политический выбор латвийских граждан. Некоторые из мифов настолько популярны и в то же время не соответствуют действительности, что впору задуматься, а кому выгодно, чтобы латвийский народ пребывал в иллюзиях.
Русские не хотят учить латышский
Самый популярный и на удивление устойчивый миф – выдумка о том, что "школьные протесты" связаны с тем, что русские не хотят, чтобы дети учили латышский. На самом же деле на всех митингах звучит мысль о том, что латышскому учат недостаточно хорошо. Демонстранты требуют, чтоб процесс изучения общеобразовательных предметов проходил на родном и понятном детям языке. Причем многие даже согласны с билингвальной системой, в которой обучение происходит сначала на родном, а потом на государственном языке.
Новой волне протестов против школьной реформы уже минуло два года, а в латышской прессе все еще появляются публикации, авторы которых рассуждают, почему русские не хотят учить латышский и враждебны государству.
Русские в Латвии – колонисты и оккупанты
Достаточно новый, но невероятно устойчивый миф связан с тем, что русские ученики – эмигранты, и сохранение родного языка для них – непозволительная для маленького государства роскошь.
Известно, что каждый четвертый житель Латвии – русский. Гораздо меньше говорится о том, что каждый пятый гражданин Латвии – русский по национальности. Если же брать русскоязычных жителей Латвии, то их еще больше – 37%. Часть из них неграждане, но даже если считать только граждан, то это весьма значимая доля населения Латвии. Какая часть русских является потомками автохтонного меньшинства, а какая по терминологии латышских националистов – потомками "советских колонистов"? Перепись населения 1995 года показала, что среди граждан Латвии 21% русских (около 290 тысяч человек).
Это либо бывшие граждане еще первой Латвийской республики, либо их потомки. Еще около 478 тысяч человек, или 19% от общего числа населения республики 1995 года, - русские неграждане. Общее число в эти годы неграждан было 30% от жителей республики, или свыше 740 тысяч человек.
За прошедшие годы за счет депопуляции и иммиграции количество русских граждан уменьшилось, но за счет натурализации немного выросло. В целом соотношение с латышами изменилось не сильно, поскольку депопуляция коснулась и латышей, и сейчас - 19% русских граждан. Большинство среди русских школьников составляют потомки (хотя бы по одной линии из четырех) автохтонного меньшинства. Значимая часть имеет среди предков и латышей. Русские, не имеющие никаких родственников среди граждан первой республики, – меньшинство.
Русская молодежь знает латышский язык
Чрезвычайно распространен миф о том, что русскоязычная молодежь хорошо знает латышский. Этот миф поддерживали как министерство образования и науки (МОН), так и Рижская дума. Так как экзамен по латышскому у русских школьников ничем не отличается от экзамена у латышей, и те, кто его сдает, действительно знают язык прекрасно, возможно, даже лучше латышей. Но средний экзаменационный балл прошлого года, опубликованный МОН, в 9-м классе – 66,5 балла, а в 12-м классе – 52,6.
Это очень слабые результаты, хуже чем при сдаче любого другого языка. Для тех, кто рассматривает табличку, нужно учитывать, что языковые экзамены сдаются в 12-м классе, и сравнивать их нужно со знаниями госязыка в 12-м классе.
Довольно популистский вывод Рижской думы о том, что русские школьники знают латышский, основан на результатах, которые свидетельствуют, что русские школьники сдают экзамены по латышскому немного хуже латышских сверстников. Однако правда жизни такова, что оценки по латышскому языку ужасны как у русских учеников, так и у латышских.
Если посмотреть на сайте МОН, как сдавали школьники в столице, городах и селах, то можно увидеть, что села сдают латышский хуже всего. То есть там, где русских меньше всего, результаты по латышскому хуже. Это красноречивее всего прочего показывает, что у латвийской системы образования фатальные просчеты в обучении госязыку. И тут мы подходим к следующему мифу.
Латвийское государство много делает для развития латышского языка
Один из самых популистских мифов связан с тем, что государство озабочено состоянием латышского языка и знаниями его населением республики. Тридцать лет прошло со времени объявления независимости, а ситуация далека от идеальной. У детей, родившихся после объявления независимости, появились свои дети. А как сейчас обучают детей в садах и школах? Так, что они лучше знают иностранные языки.
Государствообразующая нация по-прежнему уверена в том, что кого-то можно научить языку запретами. Нельзя сказать, что для обучения народа языку не делается ничего. Но делается явно недостаточно. Методик мало, и они необязательны и плохо проработаны. Некоторые учебники с логическими и грамматическими ошибками переиздаются по 4 раза! Выучить в Латвии иностранный язык (английский, русский, немецкий или французский) проще, чем государственный латышский.
Аргумент протестующих против реформы дескать "прежде, чем учиться на языке, нужно изучить язык, а не наоборот" – категорически не воспринимается ни латышской общиной, ни государством. Нынешний закон об образовании хоть и запрещает обучение автохтонного для Латвии русского меньшинства на родном языке, но не может запретить образование на других языках Евросоюза. При таком положении совершенно естественно появление школ, преподающих на других языках Евросоюза: английском, немецком, французском, для которых методик обучения разработано больше.
Русские школьники Латвии остаются русскими
Довольно широко тиражируется в либеральных кругах миф о том, что новый закон об образовании позволяет сохранять русским национальную идентичность. Основой этого мифа стало то, что в школах нацменьшинств разрешено на языке национального меньшинства проводить 3 урока: родной язык, литературу и предмет, связанный с культурными традициями.
У русских школ нет поддержки из метрополии, и реально "культура" замещается любым предметом из доступных на русском. Например, социальные знания или даже математика.
Что же касается предметов русского языка и литературы, то учителями становятся филологи. Их знание предмета гораздо выше, чем педагогики, а общее число часов, отведенных на эти предметы, достаточно для получения хороших оценок на латвийских экзаменах, но для российских экзаменов в вуз – недостаточно даже для проходных баллов.
Хотите учиться на русском – учитесь за деньги!
Самый свежий миф в латвийской образовательной среде – миф о возможности частного образования на русском языке. Окончательную точку в решении этого вопроса Конституционный суд Латвии поставил совсем недавно, в ноябре 2019 года.
В частных школах Латвии учится около 3% школьников, или около 7 тысяч человек. Но даже они не могут учиться на русском. В ассимиляционном плане это число близко к погрешности, но даже для такой небольшой величины никаких послаблений не будет.
Латыши довольны деятельностью министерства образования и науки
Есть мифы и в русской среде. Например, о том, что латышская община довольна деятельностью МОН. Это абсолютно не так. Пускай насильственная ассимиляция русских латышской общиной воспринимается равнодушно или даже одобрительно, но у латышей есть и свои серьезные причины для недовольства МОН.
Дело в том, что за 30 лет латышских школ закрылось в 4 раза больше, чем русских. Связано это с депопуляцией страны, особенно сильно чувствующейся на селе. Государство закрывает школы, в которых остается небольшое число учеников.
МОН под руководством Шадурскиса в 2017 году вводило правила, по которым в 10-12-х классах средней школы должно быть не менее 25 учеников, а в классах начальной школы не менее 6. Такие нормативы означали закрытие множества сельских школ. Нынешний министр образования Илга Шуплинска на выборах обещала избирателям отменить уничтожение сельских школ и изменить нормативы. Обещание свое она выполнила очень своеобразно, предложив новые нормативы: для общей школы минимум те же 25 учеников, для начальной – 5 (на одного ученика меньше, чем по плану Шадурскиса).
Школы Латвии и по Шадурскису, и по Шуплинске разделены на 4 категории, и определенные смягчения плана Шадурскиса Шуплинска продавила, но в целом совсем не те, что были ожидаемы избирателями.
Впрочем, характерно, что на родине Шуплински в Латгалии ее партия набрала всего 9% голосов против 36% "Согласия". А сама Шуплинска получила всего около 2 тысяч плюсов против 500 вычеркиваний. То есть назвать ее популярным политиком и раньше было преувеличением, а ныне тем более.