Публицист Лато Лапса на портале Pietiek.com делится своим видением того, что происходит в латвийской политике. Чтобы описать происходящее он использует крепкое русское словцо, которое при переводе пришлось даже заменить на более мягкое.
Ну и что вы нам сделаете?
Лапса приводит цитату министра здравоохранения Илзе Винькеле: "Протест — это право, но он не имеет смысла, если профсоюз медиков не сможет указать, где найти источник финансирования (для повышения зарплат, прим. ред.). Без указания источника финансирования требование медиков распустить Сейм — это отрицание реальности и сотрясение воздуха".
Затем, продолжает Лапса, министр еще долго и пространно лгала о том, что она этим хотела сказать и что - нет. И публицист хочет очень коротко объяснить своему избирателю, что хотела сказать убедительно вычеркнутая на прошлогодних выборах в Сейм Винькеле, которая, видимо, успешно завершила курсы наглости от Солвиты Аболтини. Бывшая спикер тоже вернулась в Сейм через черный ход, без поддержки избирателей.
По словам Лапсы, есть выражение, касающееся чиновников и политиков: "Да, мы офигели. И что"? На латышский это можно весьма приблизительно перевести как самодовольное "Да, у нашего бесстыдства нет никаких границ. И что? Что вы нам можете сделать"?
Именно это латвийскому обществу — как здоровым, так и больным, как врачам, так и пациентам, сообщила министр. Она и большая часть нынешнего правительства Латвии нагло ухмыляются — да, мы вам врали и будем врать дальше, и что вы нам сделаете? Только тупицы верят обещаниям!
Выборы только через три года. Это значит, что еще по меньшей мере два нынешний Сейм может делать все, что им взбредет в голову. Будут жить в королевских номерах в нью-йоркских гостиницах, поедут в командировку в Америку, где командировка чудесным образом превратится в отпуск. И это будут только цветочки.
Честно говоря, завершает Лапса, ему понемножку становится понятно, почему было так микроскопически мало людей, которые были хотя бы теоретически готовы пролить свою и чужую кровь за Первую республику, когда пробил ее последний час. Если она была хотя бы на половину такой же, как нынешняя, тогда вопросов нет.
Законы исполнять не обязательно
Знамя гражданского негодования у Лапсы перенимает Агрис Лиепиньш из Latvijas Avīze.
Он пишет, что если на власти не возымеет действия пикет профсоюза медиков 7 ноября у Сейма, то профсоюз оставляет за собой право требовать его роспуска. В это же самое время премьер-министр Кришьянис Кариньш призывает врачей "поддерживать светлый взгляд" на происходящее и мямлит общие фразы о том, что пригласит медиков на разговор, чтобы обсудить ситуацию и начать диалог.
"По-моему, людей больше всего задевает тот факт, что правительство даже не собирается исполнять законы. - Пишет автор. - По мнению наделенных властью, закон приравнен к предвыборным лозунгам, популистским обещаниям, которые после выборов можно не выполнять. Прискорбно, но наши власть предержащие свои обсуждения ведут в помещении, украшенном надписью - "Один закон, одна правда для всех"! Было бы честнее, если бы министры сварили клейстер и заклеили этот лозунг предвыборными листовками своих партий".
Министр благосостояния Рейрс жалуется, что законы принимались в более благоприятные времена. Тогда ему пригрезилось, что денег будет больше. Ну плохо, что пригрезилось, что-то не в порядке с головой. Сказанное своим товарищем по партии премьеру Кариньшу не помешало призвать налогоплательщиков по телевизору соблюдать законы и честно платить налоги.
И другие партии коалиции постыдно забыли свои предвыборные лозунги о том, что порядок в государстве надо начать наводить с себя.
Иной раз слышны реплики, что ситуация в медицине стала походить на революционную ситуацию. Но это тоже наигранная риторика, вроде приглашения "держать взгляд светлым". По марксистской теории, революционная ситуация — это совокупность обстоятельств, когда низы больше не хотят, а верхи больше не могут жить по-прежнему.
Революционная ситуация
"В свое время преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Академии художеств Маврикс Вульфсонс нас, студентов, учил. - Вспоминает публицист, выросший из карикатуристов. - В этом определении важна вторая часть — низы всегда недовольны, рабочие вечно хотят большие зарплаты и лучшие условия жизни. Положение становится серьезным тогда, когда правящий слой больше не может жить по-старому".
Если исходить из марксистской теории, то революционной ситуации в Латвии создаться не могло. По определению - нет! Границы открыты и если низы больше не могут жить по-старому, они отнюдь не хватаются за навозные вилы, а покидают страну. У низов никакой ситуации не вызревает, они просто уезжают.
Зато верхи очень хорошо могут жить по-старому. Продолжать создавать схемы отмывания денег, прятать деньги в оффшорных компаниях, создавать картели, выплачивать невиданно большие пособия в случае увольнения. Бывшего мэра столицы, вообще хорошего человека, а сейчас и депутата Европарламента, интервьюировать, как милого друга, ибо тому, кто помянет старое, глаз вон.
О бегстве низов, или рабочей силы, правящим мало печали. Составят список особенно необходимых народному хозяйству профессий, куда включат все профессии, за исключением министров, изменят пару закончиков и откроют границы для дешевой рабсилы из третьих стран.
Про сохранение национальной идентичности государства — еще меньше печали — как никак, эпоха глобализации. Про соблюдение законов — вообще смешно, эти лозунги придуманы для тетушек. Поэтому остается только согласиться со сказанным политиком Нацобъединения Райвисом Дзинтарсом — роспуск Сейма ничего не решит. Таким образом зарплаты медиков больше не станут.
Занятые ерундой лентяи
Наконец, Бен Латковскис в Neatkarīgā Rīta Avīze пишет о том, что так же как родители должны воспитывать своих детей не разговорами, а личным примером, так и политики всем своим поведением демонстрируют, как обществу надо относиться к власти https://nra.lv/viedokli/bens-latkovskis/295691-realitates-tulki-iesmej-par-saeimu.htm .
Сейм еще 13 декабря 2018 года принял поправки к закону о финансировании здравоохранения. Они предусматривают повышение оплаты труда работников здравоохранения на 20% в год.
Чтобы обеспечить указанное в законе, в 2020 году из госбюджета на эту цель надо дополнительно выделить 119,7 миллиона евро. Ну и? Министр финансов Рейрс без малейшего стыда несет в Сейм портфель с бюджетом, откуда торчит и демонстрируется обществу нагло вытянутый средний палец. Плевали мы на вас и ваши законы. Нам они не писаны. Мы дадим только 42 миллиона. Радуйтесь, что вообще хоть кость бросили. Могли дать еще меньше.
Если бы Латвию постиг тяжелый экономический кризис, то, возможно, на нарушение этого закона стоило бы смотреть несколько снисходительнее. Но никакого кризиса нет. Наоборот. Премьер Кариньш утверждает, что "денег в бюджете столько, сколько никогда раньше не было". Чудесно. Остается только выполнять указанное в законе и радоваться результату. Кто не дает?
Краутманис пишет, что виновата привычная практика: депутаты могут принять что угодно, но принятое, если захочется, можно объявить популизмом или легкомыслием и игнорировать. За это ничего не будет, потому что решения предназначены для "глупого народа", а не для нас, хозяев жизни.
Некоторые даже стали аплодировать проявленной "решимости". И в в бюджетных дебатах министр здравоохранения Винькеле не защищает свою отрасль, а поддерживает правовой нигилизм и своего бывшего сопартийца – Рейрса. Министр здравоохранения могла бы поддерживать нарушителя закона Рейрса пассивно. Стыдясь и тихо. Нет, Винькеле это делает громко, активно, уверенно. Она упрекает профсоюз медиков в том, что те, организуя забастовку, призывая распустить Сейм, только сотрясают воздух и "отрицают реальность".
Тут Винькеле все перевернула с ног на голову. Не профсоюз должен думать, как правительству соблюдать закон. Об этом должно думать само правительство. Если Рейрс, Винькеле и компания этого не понимают и думают, что "реальность" – это право не соблюдать законы, то этим они только подтверждают, что никакие они не политики, а именно те, кем их считает большая часть общества – занятые ерундой лентяи.