18:06 18 Ноября 2019
Прямой эфир
  • USD1.1034
  • RUB70.3938
Учебники на русском и латышском языках

Единственный выход - уехать: реформа задушила образование в Латвии

© Sputnik / Sergey Melkonov
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
725

Что мешает изучению латышского языка в Латвии и остались ли еще шансы у латвийских школьников получить достойное образование в этой стране

РИГА, 5 окт — Sputnik, Владимир Дорофеев. О том, к каким выводам приведет исследование латвийского образования в рамках проекта Форсайт-сессий "Образование Латвии 2025", можно было догадаться еще на начальном этапе.

Более того, русскоязычные Латвии даже выводы, к которым в итоге пришло исследование, сообщили практически сразу. И так же сразу те, кто стоит на стороне министерства образования и науки (МОН), принялись презрительно не замечать исследование, заранее приговаривая "вы все врете" и "как можно верить этим людям".

И действительно, на пресс-конференции по итогам исследования сенсации не было. Проект Форсайт-сессий "Образование Латвии 2025" показал ровно то, что от него ожидали и те, кто заранее усомнился, и те, кто результаты предсказал.

Что такое проект Форсайт-сессий? Это сбор и объединение в единую карту представления о системе образования разных заинтересованных групп: родителей, педагогов, студентов, школьников, работодателей, руководителей учебных заведений. Провели эти исследования общественные организации ASSORTI - Центр дополнительного образования семьи, FutureSchool.lv Forums/Форум, "Гуманитарная перспектива" и "Эксперимент". Руководила проектом педагог и активистка Маргарита Драгиле.

Как строились исследования

"Было проведено около 40 часов очных сессий. Обработка результатов длилась около 100 часов. Участниками четырех Форсайт-сессий стали около тысячи человек. Это родители, учителя, школьники, студенты, бизнесмены, представители школьной администрации и депутаты думы и Сейма", - рассказала Драгиле.

И исследователи пришли к выводу, что МОН латвийское образование ослабляет. Министерство декларирует причастность к мировым образовательным тенденциям, таким как создание доступных, свободных и открытых условий для получения образования. А на деле оно совершает обратное – монополизирует систему образования государством, бюрократизирует ее и политизирует.

А результаты такой политики в образовании показывают международные исследования PISA: знания математики и научных дисциплин у школьников Латвии снижается. И страна в рейтинге качества образования перемещается по списку вниз, уже уступая Эстонии. При этом реформа образования неминуемо толкнет Латвию еще ниже.

Что мешает изучению латышского языка

Так каким образом политизирование образования или, можно сказать, упразднение билингвального образования и бюрократизация снижают интеллектуальный потенциал страны? Об этом очень четко говорят форсайт-исследования, которые проводятся не среди сторонних экспертов, а среди непосредственных заказчиков образования.

Сейчас одной из самых острых проблем в Латвии является проблема языка, в частности это - необходимость знать латышский. Латышские консерваторы поясняют эту необходимость тем, что билингвальное образование менее способствует обучению государственному языку, чем образование исключительно на латышском. И те, кто против образования на латышском, автоматически записываются в противников хорошего знания государственного языка.

Форсайт-исследования доказали ложность этого вывода. Опрос школьников, студентов и их родителей показал, что все эти группы крайне заинтересованы в изучении латышского языка и часто категорически недовольны уровнем его преподавания. Но факт в том, что все эти люди выступают также против насильственного выталкивания русского языка. И заявления МОН о том, что ликвидация образования на русском языке проходит в Латвии по заказу учеников и родителей, прямо противоречат проведенным исследованиям.

Кроме того, крайне любопытны результаты школьных экзаменов этого года, которые говорят о том, что уровень знания русского и латышского языков существенно уступают знанию английского. Средний результат по стране экзаменов латышского языка 52,7%. То есть перевод предметов на латышский язык преподавания не компенсирует слабых методик обучения латышскому языку и плохих преподавателей.

Кстати, форсайт-исследования показали, что именно низкий уровень методических материалов и отсутствие педагогов, то есть то, о чем давно говорят "русские" партии, волнует и родителей, и учеников. Причем как русских, так и латышских.

Единственный выход - за границу

Родители, педагоги, ученики, студенты не знают, каким образом повлиять на ситуацию в образовании, и не могут этого сделать - это тоже показали результаты форсайт-исследований. При попытках что-либо изменить и защитить свои интересы большинство сталкивается с неудачей и испытывает разочарование и гнев.

"Сейчас родители как "заказчики" образования могут выполнять только рекомендательную функцию в рамках работы школьных советов. По большому счету, они занимаются только организационными вопросами классов и не влияют на принципиальные вопросы образования. Хотя именно родители должны быть представлены на уровне муниципалитета", - рассказал представитель Латвийской ассоциации в поддержку школ с обучением на русском языке Константин Чекушин.

Более того, опрошенные в ходе исследования родители чаще называли иммиграцию единственным выходом из сложившейся ситуации. Это, конечно, не может не радовать националистов, но должно серьезно озаботить либералов и демократов. Впрочем, относительно того, кто либерал на деле, а не только на словах, также существуют разные точки зрения.

"Можно быть уверенными, что мир, построенный националистами, либералам не понравится", - подытожил Чекушин.

По теме

Посол РФ в Латвии рассказал о реформе образования и трагедии латышей
Комитет ЕП не считает, что образование на русском ведет к сегрегации
Секрет реформы образования - да они просто тупые: о чем писали латышские СМИ
Теги:
латышский язык, образование

Главные темы

Орбита Sputnik