РИГА, 21 авг — Sputnik. Хореограф Светлана Григорьева взорвала эстонское общество речью на президентском приеме по случаю годовщины восстановления независимости, сообщает EER.
Двадцатого августа Эстония отмечает День восстановления независимости. По этому поводу в президентской резиденции в Кадриорге был организован торжественный прием. Но самую обсуждаемую речь на нем произнесла 32-летняя Светлана Григорьева, поэт и хореограф.
По ее словам, когда-то она мечтала стать первой женщиной-президентом Эстонии, но ее обогнала Керсти Кальюлайд. Однако насколько такие мечты вообще реалистичны для русскоязычной гражданки Эстонии?
"Когда я, ребенок республики, смотрю на сегодняшнюю Эстонию, у меня возникает ощущение, что большие мечты доступны лишь определенной части живущих в этой стране людей. Тот факт, что перед вами на президентском приеме в Розарии выступает молодая женщина из смешанной эстонско-русской семьи простых рабочих – это маленькое чудо. Скорее, исключение. И все мы, наверное, знаем, что обычно подтверждается исключениями", – сказала Григорьева.
Она раскритиковала входящую в правящую коалицию партию EKRE за ряд инициатив, направленных против женщин, меньшинств, иностранных студентов, трудовых мигрантов и местных работодателей, а правящую Центристскую партию - за включение EKRE в коалицию.
"Коалиция готовит сегодня совершенно бесполезный и раскалывающий общество референдум по вопросам семьи и брака, тогда как настоящую проблему для Эстонии представляют 300 тысяч человек, живущих в относительной бедности. Когда настоящей проблемой Эстонии по-прежнему является недостаточная интеграция и вытекающая из этого сегрегация по языковому признаку. Когда настоящей проблемой в Эстонии является численность тех молодых людей в возрасте 18-24 лет, которые живут здесь в абсолютной бедности, оказавшись на грани выживания задолго до атаки коронавируса", - заявила она.
В заключение Григорьева обратилась к главе МВД страны Марту Хельме (EKRE), который недавно выразил свое возмущение тем, что премьер-министром Финляндии стала Санна Марин, в юности работавшая кассиршей в универмаге.
"Март Хельме, у вас нет никаких причин для беспокойства, Эстония очень далека от государства, в котором воспитанная простыми рабочими и работающая продавцом девушка может стать премьер-министром, а тем более президентом. Особенно если ее зовут Маша, Вера или Света", – сказала Григорьева.
Меня зовут Маша, и я депутат
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас (Центристская партия) заявил, что согласен с мнением Григорьевой.
"Я считаю, что постановка вопроса очень правильна. Возможно, мы не всегда хотели слушать, могут ли люди с русским и эстонским родным языком, являясь гражданами Эстонии, действовать совершенно как равные. Я в этом смысле считаю, что нет разницы, какой у гражданина Эстонии родной язык, откуда он, мужчина он или женщина", - заявил он в интервью Postimees.
Евродепутат от Эстонии Яак Мадисон (EKRE), со своей стороны, подверг речь Григорьевой жесткой критике. В разговоре с Eesti Päevaleht он обратил внимание на то, что Григорьева не смогла определиться со своей национальностью, называя себя то эстонкой, то русской, ее речь содержала набор штампов, а ряд утверждений не был подкреплен конкретными примерами.
При этом, по словам Мадисона, Григорьева сегодня очень защищена, потому что глава государства лично занимается потаканием леволиберальным силам. (Ранее глава EKRE Мартин Хельме обвинил президента в "радужном активизме").
Депутат эстонского парламента Мария Юферева-Скуратовски (Центристская партия) опубликовала на сайте Postimees авторскую колонку, озаглавленную "Здравствуйте, я Маша, депутат Рийгикогу".
По ее словам, у каждого человека в Эстонии есть возможность реализовать свои мечты, хотя это действительно может быть сложно.
"Совершенно неважно, кто у власти, но если русская девушка решит делать политическую карьеру в Эстонии, она должна быть готова к жесткой конкуренции, потокам ненависти в комментариях, готовности работать в стрессовой ситуации, уметь делать выводы из ошибок, вставать на ноги, если упала, постоянно учиться. Да, вы правы, это мужской мир, и здесь играют по мужским правилам", - написала Юферева-Скуратовски.
По ее словам, Григорьева заняла позицию жертвы, типичную для "поколения снежинок", а ей, ребенку девяностых, такая позиция не близка.
"У меня не было никакой стартовой площадки, потом на руках оказался маленький ребенок, но даже в мыслях не было обвинять правительство, которое вообще со мной не считалось и не интересовалось моим мнением. Я просто много училась, работала и мечтала", - написала она.
По данным социологов, в Эстонии женщины неэстонского происхождения являются последними по уровню зарплат в стране. Эстонские женщины и русскоязычные женщины с хорошим эстонским зарабатывают на треть меньше, а женщины с плохим знанием эстонского — наполовину меньше, чем мужчины-эстонцы.