РИГА, 3 апр — Sputnik. Литовский независимый железнодорожный оператор LGC Cargo, который через крупнейшего своего акционера - Baltijas Tranzīta Serviss – связан с латвийским предпринимателем Айнарсом Шлесерсом, пожаловался на Литву в Еврокомиссию (ЕК). Уже более полутора лет компания не может получить разрешение на перевозку грузов от латвийско-литовской границы до границы с Калининградской областью и от белорусско-литовской границы до границы с российским эксклавом, передает Verslo Žinios.
Глава LGC Cargo Сергей Грачев пояснил, что жалоба подана в Директорат по конкуренции ЕК в прошлый четверг, 28 марта. Однако предприятие еще не получило официального подтверждения, что жалоба получена.
По его словам, компания пожаловалась ЕК на действия и решения Литовской Администрации безопасности на транспорте (LTSA), Lietuvos gelezinkeliai (LG, Литовских железных дорог) и Министерства транспорта и коммуникаций.
Ранее сообщалось, что LGC Cargo планировала осуществлять перевозки по Литве до границы с Калининградской областью, откуда грузы - каменный уголь, нефтепродукты, удобрения и другие - могли бы отправляться дальше в Польшу. Для этого предприятию было необходимо обратиться в LTSA с просьбой выделить ей мощности и включить предприятие в служебный график поездов, что она и сделала. Однако LTSA отказала компании в согласовании запрошенных маршрутов, выделив лишь отдельные отрезки, в результате чего компания не может начать свою деятельность.
"Мощности, которые нам предназначены – они в никуда, мы не можем ни привезти груз, не вывезти. Если сегодня появится груз в Латвии, который нужно доставить в Литву, то мы не сможем это сделать", – пояснил глава LGC Cargo Сергей Грачев.
Основная причина, по которой согласование запрошенных мощностей, тормозится – подозрения, что в планы LGC Cargo входит осуществление транзита грузов из России через Литву в Калининградскую область. А эта сфера особо регулируется литовским законодательством. Железнодорожная директива ЕС разрешает государствам-членам, у которых есть граница с третьими странами, делать исключение для транзита, и Литва – единственная в ЕС, кто этим правом воспользовался. Согласно 28 статье Железнодорожного кодекса Литвы, исключительное право при предоставлении услуг транзита на железнодорожном транспорте имеет предприятие, которое полностью принадлежит литовскому государству.
"Транзитные перевозки – исключение в Литве, с учетом определенных рисков, связанных с перевозками из Калининградской области России. Lietuvos gelezinkeliai осуществляют определенный военный, пассажирский транзит, поэтому к перевозкам других грузов мы применяем более высокие требования, согласно которым, такие перевозки могут осуществлять только государственные предприятия. Это обеспечивает уровень контроля", – пояснял замминистра коммуникаций и транспорта Ричардас Дягутис.
Геополитический вопрос
Литва на протяжении длительного времени настаивает на том, чтобы транзит грузов на Калининград и обратно по-прежнему осуществляла государственная компания. Согласно заявлению министра транспорта Литвы Рокаса Масюлиса, транзит на Калининград – вопрос геополитический, именно поэтому Литва долгое время сопротивлялась разделению Lietuvos Geležinkeliai на несколько компаний, как к тому призывала Еврокомиссия.
По словам Масюлиса, геополитические цели диктуют, чтобы транзит на Калининград контролировало сильное предприятие, а дробление Lietuvos Geležinkeliai, по его словам, может привести к тому, что в цепочку транзита на этом направлении опосредованно могут встроиться российские компании.
"Представьте себе, что мы открыли двери и раздробили рынок. Сколько времени занял бы демпинг цен, и речь идет не о коммерции, а о политике, геополитике. Отпустив вожжи, я уверен, мы бы столкнулись с попытками (России — ред.) утвердиться в этих перевозках", — заявлял министр.
Однако под давлением Евросоюза Литва все же была вынуждена начать реорганизацию своего железнодорожного оператора. Сейм Литвы 20 декабря одобрил разделение Lietuvos gelezinkeliai на три компании: по пассажирским перевозкам, по грузовым перевозкам и по железнодорожной инфраструктуре. Акции этих компаний будут принадлежать Lietuvos gelezinkeliai. Держателем всех акций последней будет оставаться государство.