https://lv.sputniknews.ru/20251122/latviya-peresmatrivaet-trebovaniya-k-gotovnosti-k-radiatsionnoy-avarii--31566291.html
Латвия пересматривает требования к готовности к радиационной аварии
Латвия пересматривает требования к готовности к радиационной аварии
Sputnik Латвия
Планируется пересмотреть утвержденные 20 лет назад требования, касающиеся радиационных аварий, и уточнить порядок действий в подобных ситуациях, об этом... 22.11.2025, Sputnik Латвия
2025-11-22T16:30+0200
2025-11-22T16:30+0200
2025-11-22T16:30+0200
новости латвии
латвия
радиация
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e8/0b/1c/29220504_0:16:2258:1286_1920x0_80_0_0_dd0de294b02ac153a10499518d45cca5.jpg
РИГА, 22 ноя - Sputnik. Министерство климата и энергетики (МКЭ) разработало и передало на общественное обсуждение проект правил под названием "Требования к готовности к радиационной аварии и действиям в случае такой аварии". Как поясняет МКЭ, с учетом геополитических вызовов и того, что с момента разработки прежних правил прошло 20 лет, необходимо актуализировать требования, чтобы они соответствовали современной ситуации и формировали единое понимание того, какие действия необходимы в случае радиационной аварии. В проекте пересмотрены категории радиационного риска, системы планирования и реагирования, предложены новые стандартные уровни защиты населения и работников, а также улучшена информированность общества, институциональное сотрудничество и мониторинг здоровья населения. МКЭ подчеркивает, что одним из важнейших вопросов готовности к радиационным авариям является оценка потенциальных угроз, чтобы определить необходимые меры. В соответствии с руководящими принципами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в проекте правил установлены пять категорий угроз. Объекты первой и второй категорий угроз — это объекты, требующие широких мер готовности и действий как на месте, так и за пределами объекта (например, различные типы АЭС). К третьей категории относятся объекты, чьи угрозы, связанные с ионизирующим излучением, ограничиваются только помещениями или территориями (например, медицинские учреждения или лаборатории). Четвертая категория включает радиационные аварии, которые могут произойти в любом месте, иногда в сочетании с другими категориями угроз (например, измерители плотности влаги, устройства для снятия статического электричества, потребительские товары). Пятая категория касается действий, при которых велика вероятность, что в результате радиационной аварии на объектах первой или второй категории (в том числе за пределами страны) продукты будут загрязнены радиацией до такой степени, что потребуется немедленное ограничение их использования.Общие критерии готовности и действий в случае радиационной аварии определяют возможные дозы ионизирующего излучения и сформированы в соответствии с руководящими принципами МАГАТЭ. Как отмечает МКЭ, для обеспечения оперативных действий при радиационной аварии важно, чтобы объект, на котором проводятся работы с источниками ионизирующего излучения, имел план готовности и действий. Проект правил предусматривает обязательную разработку плана для операторов объектов первой, второй и третьей категории угроз. Для объектов пятой категории применяется Государственный план гражданской защиты, поскольку сюда относятся АЭС других стран. В случае перевозки радиоактивных материалов (четвертая категория) не требуется разрабатывать подробный план готовности, но оператор обязан иметь план действий на случай непредвиденных ситуаций. Предусмотрено также уточнение порядка согласования планов: оператор сначала согласовывает план с Государственной пожарно-спасательной службой (ГПСС) и Центром радиационной безопасности Государственной службы окружающей среды (ГСОС), а затем — с самоуправлением. Чтобы обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных в плане, он будет тестироваться раз в четыре года, а при необходимости — пересматриваться. В проекте также предусмотрены требования к защите сотрудников, участвующих в ликвидации последствий радиационных аварий. МКЭ подчеркивает важность информирования общества о необходимых действиях при радиационной аварии, особенно в случае ядерных инцидентов на АЭС других стран.Проект правил предусматривает, что ГПСС совместно с Центром радиационной безопасности не реже одного раза в три года распространяет информацию о воздействии ионизирующего излучения и радиационных аварий, мерах защиты, а также инструкциях по действиям населения. Эта информация размещается на сайтах ГПСС и ГСОС, а также в СМИ. В отдельных разделах проекта описано планирование и реализация мер защиты, а также информирование населения в случае радиационных аварий государственного и регионального масштаба. Ответственным за руководство мерами реагирования и ликвидации последствий в таких ситуациях будет МКЭ. Центр радиационной безопасности предоставляет информацию об аварии, оценку ситуации и рекомендации по защите. Первичное оповещение обеспечивает ГПСС, используя информацию, подготовленную Центром радиационной безопасности. После передачи начальной информации в МКЭ министерство координирует также предоставление рекомендаций населению и профессиональным группам. На раннем этапе реагирования ГПСС информирует население, опираясь на данные ГСОС. После первичного информирования ГПСС будет оповещать население, находящееся в зоне воздействия аварии. В случае радиационной аварии с пострадавшими, подвергшимися воздействию ионизирующего излучения, медицинское наблюдение будет осуществляться на основании рекомендаций, разработанных Клинической университетской больницей имени Паула Страдиня (КУБПС). Долгосрочный мониторинг также будет обеспечивать КУБПС. Проект правил включает описание действий в наиболее вероятных для Латвии сценариях радиационной аварии: ДТП с транспортным средством, перевозящим радиоактивные материалы; авария в зоне контроля оператора; авария, вызванная несанкционированными действиями с источником ионизирующего излучения; обнаружение похищенного или утерянного источника. Также в проекте определены общие критерии завершения радиационной аварии и перехода от аварийной ситуации облучения к существующей, а также условия, при которых может быть принято решение о завершении радиационной аварии. Решение о завершении аварии принимает Центр радиационной безопасности.
https://lv.sputniknews.ru/20220428/likvidator-avarii-na-chernobylskoy-aes-chto-opasnee---radiatsiya-ili-korruptsiya-21614627.html
https://lv.sputniknews.ru/20200603/Nasledie-Chernobylya-kakoy-istochnik-radiatsii-opasnee-butylochki-iz-rizhskogo-musora-13841234.html
латвия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e8/0b/1c/29220504_267:0:2258:1493_1920x0_80_0_0_faf15b9396051c9cb36950056189f0c5.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, латвия, радиация
новости латвии, латвия, радиация
Латвия пересматривает требования к готовности к радиационной аварии
Планируется пересмотреть утвержденные 20 лет назад требования, касающиеся радиационных аварий, и уточнить порядок действий в подобных ситуациях, об этом свидетельствует проект правил, размещенный на портале нормативных актов Латвии
РИГА, 22 ноя - Sputnik. Министерство климата и энергетики (МКЭ) разработало и передало на общественное обсуждение проект правил под названием "Требования к готовности к радиационной аварии и действиям в случае такой аварии". Как поясняет МКЭ, с учетом геополитических вызовов и того, что с момента разработки прежних правил прошло 20 лет, необходимо актуализировать требования, чтобы они соответствовали современной ситуации и формировали единое понимание того, какие действия необходимы в случае радиационной аварии.
В проекте пересмотрены категории радиационного риска, системы планирования и реагирования, предложены новые стандартные уровни защиты населения и работников, а также улучшена информированность общества, институциональное сотрудничество и мониторинг здоровья населения.
МКЭ подчеркивает, что одним из важнейших вопросов готовности к радиационным авариям является оценка потенциальных угроз, чтобы определить необходимые меры. В соответствии с руководящими принципами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в проекте правил установлены пять категорий угроз.
Объекты первой и второй категорий угроз — это объекты, требующие широких мер готовности и действий как на месте, так и за пределами объекта (например, различные типы АЭС). К третьей категории относятся объекты, чьи угрозы, связанные с ионизирующим излучением, ограничиваются только помещениями или территориями (например, медицинские учреждения или лаборатории). Четвертая категория включает радиационные аварии, которые могут произойти в любом месте, иногда в сочетании с другими категориями угроз (например, измерители плотности влаги, устройства для снятия статического электричества, потребительские товары). Пятая категория касается действий, при которых велика вероятность, что в результате радиационной аварии на объектах первой или второй категории (в том числе за пределами страны) продукты будут загрязнены радиацией до такой степени, что потребуется немедленное ограничение их использования.
Общие критерии готовности и действий в случае радиационной аварии определяют возможные дозы ионизирующего излучения и сформированы в соответствии с руководящими принципами МАГАТЭ. Как отмечает МКЭ, для обеспечения оперативных действий при радиационной аварии важно, чтобы объект, на котором проводятся работы с источниками ионизирующего излучения, имел план готовности и действий.
Проект правил предусматривает обязательную разработку плана для операторов объектов первой, второй и третьей категории угроз. Для объектов пятой категории применяется Государственный план гражданской защиты, поскольку сюда относятся АЭС других стран. В случае перевозки радиоактивных материалов (четвертая категория) не требуется разрабатывать подробный план готовности, но оператор обязан иметь план действий на случай непредвиденных ситуаций.
Предусмотрено также уточнение порядка согласования планов: оператор сначала согласовывает план с Государственной пожарно-спасательной службой (ГПСС) и Центром радиационной безопасности Государственной службы окружающей среды (ГСОС), а затем — с самоуправлением. Чтобы обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных в плане, он будет тестироваться раз в четыре года, а при необходимости — пересматриваться.
В проекте также предусмотрены требования к защите сотрудников, участвующих в ликвидации последствий радиационных аварий. МКЭ подчеркивает важность информирования общества о необходимых действиях при радиационной аварии, особенно в случае ядерных инцидентов на АЭС других стран.
Проект правил предусматривает, что ГПСС совместно с Центром радиационной безопасности не реже одного раза в три года распространяет информацию о воздействии ионизирующего излучения и радиационных аварий, мерах защиты, а также инструкциях по действиям населения. Эта информация размещается на сайтах ГПСС и ГСОС, а также в СМИ.
В отдельных разделах проекта описано планирование и реализация мер защиты, а также информирование населения в случае радиационных аварий государственного и регионального масштаба. Ответственным за руководство мерами реагирования и ликвидации последствий в таких ситуациях будет МКЭ. Центр радиационной безопасности предоставляет информацию об аварии, оценку ситуации и рекомендации по защите.
Первичное оповещение обеспечивает ГПСС, используя информацию, подготовленную Центром радиационной безопасности. После передачи начальной информации в МКЭ министерство координирует также предоставление рекомендаций населению и профессиональным группам.
На раннем этапе реагирования ГПСС информирует население, опираясь на данные ГСОС. После первичного информирования ГПСС будет оповещать население, находящееся в зоне воздействия аварии.
В случае радиационной аварии с пострадавшими, подвергшимися воздействию ионизирующего излучения, медицинское наблюдение будет осуществляться на основании рекомендаций, разработанных Клинической университетской больницей имени Паула Страдиня (КУБПС). Долгосрочный мониторинг также будет обеспечивать КУБПС.
Проект правил включает описание действий в наиболее вероятных для Латвии сценариях радиационной аварии: ДТП с транспортным средством, перевозящим радиоактивные материалы; авария в зоне контроля оператора; авария, вызванная несанкционированными действиями с источником ионизирующего излучения; обнаружение похищенного или утерянного источника.
Также в проекте определены общие критерии завершения радиационной аварии и перехода от аварийной ситуации облучения к существующей, а также условия, при которых может быть принято решение о завершении радиационной аварии. Решение о завершении аварии принимает Центр радиационной безопасности.