РИГА, 3 июн — Sputnik. Радий, в небольшом количестве найденный в бытовых отходах на полигоне в Гетлини, уже зацементирован в специальную форму и помещен в хранилище радиоактивных отходов Radons. Но намного большую опасность представляет другой потенциальный источник отходов, пишет Neatkarīgā. Как оказалось, в Латвии нет нормативов, которые бы ограничивали радиацию в древесном топливе — щепе и брикетах. Если покупатель не контролирует этот вопрос сам, он рискует столкнуться с наследием Чернобыльской катастрофы.
Радиоактивный хлам
На прошлой неделе общественный интерес к радиации всколыхнула миниатюрная бутылочка, которая вызвала срабатывание датчика, встроенного в ворота полигона бытовых отходов в Гетлини. Эксперты выяснили, что в мусоре находится небольшая стеклянная бутылочка с кристаллическим веществом, содержащим изотоп радия 226Ra. Этот предмет был выброшен в Дарзциемсе или Плявниеки.
На публичный призыв Государственной службы среды владелец не отозвался, поэтому о происхождении бутылочки можно только гадать. В любом случае, это не наследие аварии на Чернобыльской АЭС — там были другие изотопы.
Вместе с бутылочкой была найдена незаполненная форма с нарядом для ювелира-плавильщика. Возможно, это вещество нужно было для ювелирных работ, но дальнейшего расследования не будет. Вероятно, кто-то устроил дома генеральную уборку и выбросил ненужную находку на помойку. Но в целом подобные предметы обнаруживаются в бытовых отходах нечасто.
Однако есть другая широко используемая субстанция, где радиацию действительно можно встретить, но ее проверка остается добровольной. В Латвии нет предписаний по поводу допустимого радиационного загрязнения в щепе. По всей стране бесчисленное количество котельных, на большинстве из них нет датчиков радиации. А щепа с Украины и из Беларуси, более дешевая, чем латвийская, может содержать повышенное загрязнение после Чернобыльской катастрофы 1986 года.
Радиоактивный пепел в Rīgas siltums
Такой случай был констатирован в 2018 году на предприятии Rīgas siltums. Из-за осенних ливней и наводнений доставка местной щепы была осложнена. Предприятие приобрело импортное топливо, и в пепле было констатировано повышенное излучение. После этого предприятие установило ворота для измерения радиации как в щепе, так и в пепле и в условия закупки вписало требование, что уровень излучения не может превышать один беккерель на килограмм, что соответствует нормальному фону окружающей среды.
В СМИ звучала информация, что в котельных Rīgas siltums сжигали радиоактивную щепу еще полтора года после этого происшествия, но само предприятие это категорически отрицает.
"Похоже, кто-то хочет нам навредить", - прокомментировал эту информацию Райвис Эллиньш.
Он подтвердил, поставки осуществляло то же предприятие, которое два года назад привезло загрязненный груз — R Grupa — но подобных инцидентов больше не было и не может быть, потому что радиация замеряется как в больших воротах в Зиепниеккалнсе, так и на месте на теплоцентралях. Работникам выдают дозиметры. Пепел, в котором природное излучение встречается в более концентрированных объемах, вывозится в Гетлини, но сейчас изучается литовская практика — там пепел из печей используют в дорожном строительстве, тем самым вновь рассеивая сконцентрированное излучение.
Нормативов просто нет
В ближайшие дни Rīgas siltums собирается объявить новую закупку щепы, крупнейшую в своей истории. Требование не превышать один беккерель на килограмм внесено вдокументацию. Но в других местах в Латвии, в маленьких котельных по поводу излучения никто не волнуется, и на ввоз щепы с Украины и из Беларуси нет никаких ограничений.
Даже после инцидента в Rīgas siltums в 2018 году, в Латвии по-прежнему не разработаны нормативы о допустимом уровне радиации в древесном топливе. Существует лимит на излучение в мусоре — он составляет 1000 беккерелей на килограмм. В пепле концентрация тоже не может быть выше этого показателя.
Но ограничений на радиацию в щепе нет. После того как пограничники пускают такой груз в Латвию, на импортную щепу легко находится покупатель, потому что она дешевле. В Государственной службе среды объясняют, что на границе производится мониторинг грузов с помощью ворот и переносных датчиков, но небольшую радиоактивность в щепе обнаружить нельзя.
В сложной ситуации находятся самоуправления, потому что в закупочных конкурсах главное условие — это цена, а норм, запрещающих покупать щепу с высоким уровнем излучения, нет.
Проблематика радиации находится в компетенции Министерства среды и регионального развития. Советница министра Агнесе Варпиня подтвердила, что о недостатке соответствующего регулирования в ведомстве знают и ведут работу по его подготовке.