https://lv.sputniknews.ru/20250529/goskontrol-gosudarstvo-stalo-koshelkom-airbaltic-i-pustilo-vse-na-samotek-30387976.html
Госконтроль: государство стало "кошельком" airBaltic и пустило все на самотек
Госконтроль: государство стало "кошельком" airBaltic и пустило все на самотек
Sputnik Латвия
Государство не следило за возвратом средств, которые были вложены в airBaltic во время пандемии, и действовало как "кошелек", а не квалифицированный и... 29.05.2025, Sputnik Латвия
2025-05-29T12:47+0300
2025-05-29T12:47+0300
2025-05-29T14:48+0300
новости экономики латвии
airbaltic
госконтроль
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/07/19/22312398_0:87:3073:1815_1920x0_80_0_0_f8ee1cf1231b5a61daabf88535a288c9.jpg
РИГА, 29 мая — Sputnik. В целом государство вложило в основной капитал airBaltic 545 млн евро, в том числе в 2020-2022 годах для смягчения последствий кризиса из-за COVID - 340 млн евро, тем самым увеличив свою долю в компании с 80,05 до 97,97%. Госконтроль пришел к выводу, что ни на одном из уровней надзора - министерства сообщения, совета airBaltic и кабмина - не были предприняты адекватные действия, которые могли бы способствовать возврату вложений. Изначально государство обязалось вернуть 250 млн евро, вложенных в airBaltic на первом этапе, и это было ясно отражено и в официальных документах, и в публичных заявлениях вплоть до июня 2023 года. Согласно утвержденной в 2021 году стратегии, возврат средств планировался в результате первичного публичного размещения акций (IPO), в ходе которого часть принадлежащих государству акций должна была быть продана, а доля участия сокращена до 51%. Однако, как отмечает Госконтроль, стратегия не сопровождалась конкретным планом действий и ни разу не пересматривалась, несмотря на значительные изменения, включая вторую волну пандемии, СВО на Украине, проблемы с двигателями самолетов и неоднократные изменения бизнес-планов airBaltic. Тем временем государство вложило в компанию еще 90 млн евро. В августе 2024 года правительство решило уменьшить основной капитал airBaltic на 571 млн евро, так как компания считала это важным условием для успешной реализации IPO. "После этого представители властей и airBaltic публично необоснованно заявляли, что возврат вложений никогда не планировался, либо подчеркивали, что государственная поддержка уже окупилась через налоги и экономический вклад", - отмечает Госконтроль. В 2021 году Госконтроль призывал кабмин ввести особый порядок для управления рисками в связи с возвратом вложений в airBaltic, однако правительство этого не сделало, продолжая надзор согласно правилам 2015 года. До декабря 2024 года отчеты о ситуации в airBaltic для кабмина фактически подготавливались самой авиакомпанией. В этих отчетах, если только они не касались необходимости дополнительных вложений, в основном подчеркивались положительные аспекты операционной деятельности airBaltic, но не упоминались различные риски, связанные с финансовым положением. Большинство отчетов не были доступны публично, а надзор со стороны кабмина не осуществлялся на основе структурированного анализа показателей и результатов, что позволило бы отслеживать прогресс по возврату вложений и своевременно выявить риски. Как указал Госконтроль, Минсообщения до сих пор не создало систему управления обществами капитала, которая позволяла бы государству реализовывать стратегические цели отрасли и рационально использовать ресурсы. Министерство по-прежнему не получает важную информацию, необходимую для полноценного надзора за airBaltic (например, данные о зарплатах сотрудников, капитальных вложениях). В свою очередь, совет airBaltic не осуществлял достаточного надзора за ограничениями по выплатам членам правления. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, вознаграждение правления увеличивалось, при этом в 2022 году правлению даже были выплачены премии за 2019 год из второй части вложений для преодоления последствий COVID-19. Также Госконтроль установил, что государство недостаточно отслеживало изменения бизнес-плана и финансового положения airBaltic, чтобы способствовать возврату вложений, при этом полноценное участие государства в разработке бизнес-планов не обеспечено до сих пор. Как указал член совета Госконтроля Мартиньш Аболиньш, необходимо серьезно оценить жизнеспособность текущего бизнес-плана airBaltic. "Финансовое положение компании сложное - это подтверждают убытки за прошлый год и в начале текущего года, отрицательный собственный капитал, а также значительно задерживавшееся IPO. Уже не идет речи о том, что государство сможет вернуть вложенные средства в результате IPO. Напротив, компания прямо указывает на необходимость дополнительного государственного финансирования, и без него реализация IPO маловероятна", - отметил он. Несмотря на то, что компания достигла изначально запланированного размера флота, ее финансовое положение ухудшилось. "На наш взгляд, дальнейшие вложения государственных средств в авиакомпанию при существующей модели без оценки ее жизнеспособности и устойчивости необоснованны. Призываем Минсообщения, совет компании и кабинет министров искать рациональные и экономически обоснованные альтернативы дальнейшему развитию", - подчеркнул Аболиньш.
https://lv.sputniknews.ru/20250409/silinya-prosit-estoniyu-i-litvu-stat-investorami-airbaltic-30061104.html
https://lv.sputniknews.ru/20250408/glavu-airbaltic-uvolili-iz-za-ubytkov-kompanii-gauss-schitaet-chto-vremya-nepodkhodyaschee-30054930.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/07/19/22312398_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_8006473176d50bd58fbe94fad4b40827.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, airbaltic, госконтроль
новости экономики латвии, airbaltic, госконтроль
Госконтроль: государство стало "кошельком" airBaltic и пустило все на самотек
12:47 29.05.2025 (обновлено: 14:48 29.05.2025) Государство не следило за возвратом средств, которые были вложены в airBaltic во время пандемии, и действовало как "кошелек", а не квалифицированный и требовательный владелец общества капитала, такие выводы содержатся в отчете Госконтроля по результатам проверки
РИГА, 29 мая — Sputnik. В целом государство вложило в основной капитал airBaltic 545 млн евро, в том числе в 2020-2022 годах для смягчения последствий кризиса из-за COVID - 340 млн евро, тем самым увеличив свою долю в компании с 80,05 до 97,97%.
Госконтроль пришел к выводу, что ни на одном из уровней надзора - министерства сообщения, совета airBaltic и кабмина - не были предприняты адекватные действия, которые могли бы способствовать возврату вложений.
Изначально государство обязалось вернуть 250 млн евро, вложенных в airBaltic на первом этапе, и это было ясно отражено и в официальных документах, и в публичных заявлениях вплоть до июня 2023 года. Согласно утвержденной в 2021 году стратегии, возврат средств планировался в результате первичного публичного размещения акций (IPO), в ходе которого часть принадлежащих государству акций должна была быть продана, а доля участия сокращена до 51%.
Однако, как отмечает Госконтроль, стратегия не сопровождалась конкретным планом действий и ни разу не пересматривалась, несмотря на значительные изменения, включая вторую волну пандемии, СВО на Украине, проблемы с двигателями самолетов и неоднократные изменения бизнес-планов airBaltic. Тем временем государство вложило в компанию еще 90 млн евро.
В августе 2024 года правительство решило уменьшить основной капитал airBaltic на 571 млн евро, так как компания считала это важным условием для успешной реализации IPO. "После этого представители властей и airBaltic публично необоснованно заявляли, что возврат вложений никогда не планировался, либо подчеркивали, что государственная поддержка уже окупилась через налоги и экономический вклад", - отмечает Госконтроль.
В 2021 году Госконтроль призывал кабмин ввести особый порядок для управления рисками в связи с возвратом вложений в airBaltic, однако правительство этого не сделало, продолжая надзор согласно правилам 2015 года. До декабря 2024 года отчеты о ситуации в airBaltic для кабмина фактически подготавливались самой авиакомпанией.
В этих отчетах, если только они не касались необходимости дополнительных вложений, в основном подчеркивались положительные аспекты операционной деятельности airBaltic, но не упоминались различные риски, связанные с финансовым положением. Большинство отчетов не были доступны публично, а надзор со стороны кабмина не осуществлялся на основе структурированного анализа показателей и результатов, что позволило бы отслеживать прогресс по возврату вложений и своевременно выявить риски.
Как указал Госконтроль, Минсообщения до сих пор не создало систему управления обществами капитала, которая позволяла бы государству реализовывать стратегические цели отрасли и рационально использовать ресурсы. Министерство по-прежнему не получает важную информацию, необходимую для полноценного надзора за airBaltic (например, данные о зарплатах сотрудников, капитальных вложениях).
В свою очередь, совет airBaltic не осуществлял достаточного надзора за ограничениями по выплатам членам правления. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, вознаграждение правления увеличивалось, при этом в 2022 году правлению даже были выплачены премии за 2019 год из второй части вложений для преодоления последствий COVID-19.
Также Госконтроль установил, что государство недостаточно отслеживало изменения бизнес-плана и финансового положения airBaltic, чтобы способствовать возврату вложений, при этом полноценное участие государства в разработке бизнес-планов не обеспечено до сих пор.
Как указал член совета Госконтроля Мартиньш Аболиньш, необходимо серьезно оценить жизнеспособность текущего бизнес-плана airBaltic.
"Финансовое положение компании сложное - это подтверждают убытки за прошлый год и в начале текущего года, отрицательный собственный капитал, а также значительно задерживавшееся IPO. Уже не идет речи о том, что государство сможет вернуть вложенные средства в результате IPO. Напротив, компания прямо указывает на необходимость дополнительного государственного финансирования, и без него реализация IPO маловероятна", - отметил он.
Несмотря на то, что компания достигла изначально запланированного размера флота, ее финансовое положение ухудшилось.
"На наш взгляд, дальнейшие вложения государственных средств в авиакомпанию при существующей модели без оценки ее жизнеспособности и устойчивости необоснованны. Призываем Минсообщения, совет компании и кабинет министров искать рациональные и экономически обоснованные альтернативы дальнейшему развитию", - подчеркнул Аболиньш.