https://lv.sputniknews.ru/20250415/gomberg-airbaltic-zhdet-ne-ipo-a-pogloschenie-so-storony-lufthansa-30095428.html
Гомберг: airBaltic ждет не IPO, а поглощение со стороны Lufthansa
Гомберг: airBaltic ждет не IPO, а поглощение со стороны Lufthansa
Sputnik Латвия
"Если пациент при смерти, какая разница, кто его лечит?" - так бизнесмен Евгений Гомберг прокомментировал вопрос о влиянии увольнения Мартина Гаусса с поста... 15.04.2025, Sputnik Латвия
2025-04-15T17:34+0300
2025-04-15T17:34+0300
2025-04-15T17:34+0300
новости экономики латвии
airbaltic
мартин гаусс
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/07/19/22316416_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_5d7f1db9e3e04e810266ad3b26770b32.jpg.webp
РИГА, 15 апр — Sputnik. Бизнесмен Евгений Гомберг предрекает латвийской авиакомпании airBaltic не IPO, а скорое поглощение немецкой Lufthansa. И объясняет почему. По его мнению, стратегия уволенного на прошлой неделе Мартина Гаусса была простой: купить к 2030 году еще 50 самолетов и сдать их в "мокрый лизинг"; деньги на закупку самолетов получить, выпустив облигации; выйти на IPO, собрать деньги и расплатиться за облигации. Однако обещанное IPO все не происходило, и терпение властей лопнуло. "По словам Силини, руководству airBaltic дважды не удалось подготовить и реализовать IPO, поэтому сначала сменили совет, а теперь и председателя правления. С увольнением Гаусса, надеюсь, умрут его необоснованные фантазмы с мокрым лизингом двух третей флота. Однако, святую веру в IPO Гаусс прочно вбил в головы чиновников", – пишет Гомберг в соцсетях. Как проходит IPOБизнесмен, который сам со своей компанией проходил процедуру подготовки к IPO, объясняет ее суть. Сокращение IPO значит Initial Public Offering – начальное публичное предложение. Эмитент предлагает свои акции по некой цене. Акции отправляются в "свободное плавание" – free float, и после нескольких торговых сессий цена первого предложения становится настоящей рыночной. Выход на IPO – довольно простой и легко формализуемый процесс. Если компания финансово здоровая, процесс выхода на IPO "провалить" невозможно. Длится процесс примерно год. Готовясь к IPO, эмитент сначала анализирует свое финансово-хозяйственное положение, прозрачность и другие аспекты и устраняет выявленные слабости и недостатки. Затем идет подготовительный этап: выбирается торговая площадка, консультанты, брокеры, андеррайтеры. Андеррайтеры – это инвестиционные банки или компании, так сказать, магазины, которые будут продавцами и гарантами размещения. Составляются пакеты документов для инвесторов, помогающие им сделать оценку и принять решение. Далее эмитент публично объявляет о размещении и выпускает проспект (Prospectus) эмиссии – главный документ, который и должен уговорить инвесторов и андеррайтеров. Выбирает PR-агентства и запускает рекламную кампанию. Основной этап — сбор заявок от покупателей-инвесторов, прайсинг (определение цены, если она не была оговорена заранее), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения. И наконец – aftermarket, начало обращения ценных бумаг. "Предварительный этап airBaltic давно прошла. Компания прозрачная, аудирована вдоль и поперек. Террариум разномастных акций времен первоначального накопления капитала – эти для Мариса, эти для Вилиса, а эти для Абрам Семеныча, – им еще "Люфтганза" велела причесать, теперь все акции одного достоинства. Еще "Люфтганза" велела спустить воздух из надутого пузыря уставного капитала", – пишет Гомберг. Собственный капитал – это уставный (основной) капитал плюс нераспределенная прибыль. Или, как в случае airBaltic, минус убытки. Из уставного капитала 596,6 млн вычли часть убытков, 571,3 млн евро. После этого уставный капитал airBaltic составил 25,179 млн евро, его разделили на 251 795 252 акции номинальной стоимостью по 10 центов. Собственный же капитал остался отрицательным, минус 59 млн. Вычесть убытки полностью нельзя было, уставный капитал не может быть отрицательным. На следующем, подготовительном, этапе компания прочно застряла. Торговая площадка, правда, выбрана: биржа Nasdaq Riga. Но брокерам и андеррайтерам нужна конкретика. Они должны убеждать покупателей, и им нужны аргументы, почему акции airBaltic хорошие и на них можно неплохо заработать. "Авторы проспекта должны честно рассказать, что раньше-то мы все время сидели в убытках, но теперь наша новая стратегия (какая?) позволить нам на ваши деньги ослепительно зарабатывать, и дивидендами мы с вами поделимся. Не считая заработка на курсовой разнице, у купленных вами акций огромный потенциал роста!" – пишет Гомберг. Но никакой рекламной кампании у airBaltic нет, как, видимо, нет и какой-то прорывной стратегии развития перевозчика. Сколько нужно airBaltic собрать с инвесторов денег? Как минимум, на оплату облигаций – 380 млн, на восстановление собственного капитала 165 млн, итого 545 млн. На продажу идут 65% компании: 25% государство оставляет себе, 10% продано Lufthansa. То есть эмитент должен выйти на IPO c оценкой компании примерно в 840 млн евро. Вспомним, что Lufthansa купила 10% airBaltic за 14 млн евро и определила "понимание стоимости компании" – 140 млн. При этом кредитный рейтинг airBaltic: S&P Global Ratings – "B+", присвоен 8 июля 2024 г.; Fitch "B-", присвоен 10 мая 2024 г. Рейтинги класса "B" – неинвестиционные, "мусорные". Они указывают на наличие существенного риска дефолта, но при этом сохраняется ограниченный запас прочности. "Не зря Гаусс все время переносил сроки: airBaltic просто не соответствует требованиям к публичной компании, и чем дальше, тем хуже", – отмечает Гомберг."Что за этим последует?" – задает он вопрос."Будет дефолт. Отрицательный собственный капитал означает, что 165 млн евро, помимо облигаций, airBaltic кому-то должны и не смогут отдать. Любой их этих кредиторов может пустить компанию на банкротство в любой момент. Конечно, это не немедленная смерть, будет банкротный управляющий, правовая защита… Неприятностей не сосчитать. Альтернатива одна: кто-то, например, премьер Силиня, должен решиться, как говорят, bite the bullet, проглотить пулю и пасть ниц перед Lufthansa, всеевропейским "стервятником". "Дохлых" и "полудохлых" компаний она уже сгребла штук семь, делает это красиво, бренды сохраняет, пассажиры смены хозяина даже не замечают. Сейчас "доедает" итальянскую ITA и спокойно наблюдает за конвульсиями airBaltic с ближней сосенки. Времени на колебания все меньше и меньше", – заключил Гомберг.
https://lv.sputniknews.ru/20250409/silinya-prosit-estoniyu-i-litvu-stat-investorami-airbaltic-30061104.html
https://lv.sputniknews.ru/20250408/glavu-airbaltic-uvolili-iz-za-ubytkov-kompanii-gauss-schitaet-chto-vremya-nepodkhodyaschee-30054930.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/07/19/22316416_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_fd07fb2393a0d142e60766e7e70b56bf.jpg.webpSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, airbaltic, мартин гаусс
новости экономики латвии, airbaltic, мартин гаусс
Гомберг: airBaltic ждет не IPO, а поглощение со стороны Lufthansa
"Если пациент при смерти, какая разница, кто его лечит?" - так бизнесмен Евгений Гомберг прокомментировал вопрос о влиянии увольнения Мартина Гаусса с поста главы airBaltic на планируемое IPO
РИГА, 15 апр — Sputnik. Бизнесмен Евгений Гомберг предрекает латвийской авиакомпании airBaltic не IPO, а скорое поглощение немецкой Lufthansa. И объясняет почему.
По его мнению, стратегия уволенного на прошлой неделе Мартина Гаусса была простой: купить к 2030 году еще 50 самолетов и сдать их в "мокрый лизинг"; деньги на закупку самолетов получить, выпустив облигации; выйти на IPO, собрать деньги и расплатиться за облигации.
Однако обещанное IPO все не происходило, и терпение властей лопнуло.
"По словам Силини, руководству airBaltic дважды не удалось подготовить и реализовать IPO, поэтому сначала сменили совет, а теперь и председателя правления.
С увольнением Гаусса, надеюсь, умрут его необоснованные фантазмы с мокрым лизингом двух третей флота. Однако, святую веру в IPO Гаусс прочно вбил в головы чиновников", – пишет Гомберг в соцсетях.
Бизнесмен, который сам со своей компанией проходил процедуру подготовки к IPO, объясняет ее суть.
Сокращение IPO значит Initial Public Offering – начальное публичное предложение. Эмитент предлагает свои акции по некой цене. Акции отправляются в "свободное плавание" – free float, и после нескольких торговых сессий цена первого предложения становится настоящей рыночной.
Выход на IPO – довольно простой и легко формализуемый процесс. Если компания финансово здоровая, процесс выхода на IPO "провалить" невозможно. Длится процесс примерно год.
Готовясь к IPO, эмитент сначала анализирует свое финансово-хозяйственное положение, прозрачность и другие аспекты и устраняет выявленные слабости и недостатки.
Затем идет подготовительный этап: выбирается торговая площадка, консультанты, брокеры, андеррайтеры. Андеррайтеры – это инвестиционные банки или компании, так сказать, магазины, которые будут продавцами и гарантами размещения. Составляются пакеты документов для инвесторов, помогающие им сделать оценку и принять решение.
Далее эмитент публично объявляет о размещении и выпускает проспект (Prospectus) эмиссии – главный документ, который и должен уговорить инвесторов и андеррайтеров. Выбирает PR-агентства и запускает рекламную кампанию.
Основной этап — сбор заявок от покупателей-инвесторов, прайсинг (определение цены, если она не была оговорена заранее), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения. И наконец – aftermarket, начало обращения ценных бумаг.
"Предварительный этап airBaltic давно прошла. Компания прозрачная, аудирована вдоль и поперек. Террариум разномастных акций времен первоначального накопления капитала – эти для Мариса, эти для Вилиса, а эти для Абрам Семеныча, – им еще "Люфтганза" велела причесать, теперь все акции одного достоинства. Еще "Люфтганза" велела спустить воздух из надутого пузыря уставного капитала", – пишет Гомберг.
Собственный капитал – это уставный (основной) капитал плюс нераспределенная прибыль. Или, как в случае airBaltic, минус убытки. Из уставного капитала 596,6 млн вычли часть убытков, 571,3 млн евро. После этого уставный капитал airBaltic составил 25,179 млн евро, его разделили на 251 795 252 акции номинальной стоимостью по 10 центов. Собственный же капитал остался отрицательным, минус 59 млн. Вычесть убытки полностью нельзя было, уставный капитал не может быть отрицательным.
На следующем, подготовительном, этапе компания прочно застряла. Торговая площадка, правда, выбрана: биржа Nasdaq Riga.
Но брокерам и андеррайтерам нужна конкретика. Они должны убеждать покупателей, и им нужны аргументы, почему акции airBaltic хорошие и на них можно неплохо заработать.
"Авторы проспекта должны честно рассказать, что раньше-то мы все время сидели в убытках, но теперь наша новая стратегия (какая?) позволить нам на ваши деньги ослепительно зарабатывать, и дивидендами мы с вами поделимся. Не считая заработка на курсовой разнице, у купленных вами акций огромный потенциал роста!" – пишет Гомберг.
Но никакой рекламной кампании у airBaltic нет, как, видимо, нет и какой-то прорывной стратегии развития перевозчика.
Сколько нужно airBaltic собрать с инвесторов денег?
Как минимум, на оплату облигаций – 380 млн, на восстановление собственного капитала 165 млн, итого 545 млн. На продажу идут 65% компании: 25% государство оставляет себе, 10% продано Lufthansa. То есть эмитент должен выйти на IPO c оценкой компании примерно в 840 млн евро.
Вспомним, что Lufthansa купила 10% airBaltic за 14 млн евро и определила "понимание стоимости компании" – 140 млн.
При этом кредитный рейтинг airBaltic: S&P Global Ratings – "B+", присвоен 8 июля 2024 г.; Fitch "B-", присвоен 10 мая 2024 г.
Рейтинги класса "B" – неинвестиционные, "мусорные". Они указывают на наличие существенного риска дефолта, но при этом сохраняется ограниченный запас прочности.
"Не зря Гаусс все время переносил сроки: airBaltic просто не соответствует требованиям к публичной компании, и чем дальше, тем хуже", – отмечает Гомберг.
"Что за этим последует?" – задает он вопрос.
"Будет дефолт. Отрицательный собственный капитал означает, что 165 млн евро, помимо облигаций, airBaltic кому-то должны и не смогут отдать. Любой их этих кредиторов может пустить компанию на банкротство в любой момент. Конечно, это не немедленная смерть, будет банкротный управляющий, правовая защита… Неприятностей не сосчитать.
Альтернатива одна: кто-то, например, премьер Силиня, должен решиться, как говорят, bite the bullet, проглотить пулю и пасть ниц перед Lufthansa, всеевропейским "стервятником". "Дохлых" и "полудохлых" компаний она уже сгребла штук семь, делает это красиво, бренды сохраняет, пассажиры смены хозяина даже не замечают. Сейчас "доедает" итальянскую ITA и спокойно наблюдает за конвульсиями airBaltic с ближней сосенки. Времени на колебания все меньше и меньше", – заключил Гомберг.