https://lv.sputniknews.ru/20250225/lifty-v-latvii-novee-ne-stanovyatsya-pora-brat-byka-za-roga-29786143.html
Лифты в Латвии новее не становятся: пора брать быка за рога
Лифты в Латвии новее не становятся: пора брать быка за рога
Sputnik Латвия
Новый лифт может стоить в среднем около 50 тысяч евро, но ремонт порой оказывается не намного дешевле 25.02.2025, Sputnik Латвия
2025-02-25T12:25+0200
2025-02-25T12:25+0200
2025-02-25T12:36+0200
новости экономики латвии
лифт
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/429/28/4292861_0:0:2161:1215_1920x0_80_0_0_da5878031ec6bf481db47b043ae4936d.jpg.webp
РИГА, 25 фев — Sputnik. Стоит радоваться, что лифты в домах советского периода до сих пор работают, но рассчитывать на то, что они будут служить дальше, нельзя, говорит Айгарс Цунскис, руководитель по обслуживанию клиентов SIA Rīgas lifti. "Надо смотреть на это в комплексе. Все 30-40-летние дома, построенные в советское время, свой ресурс условно отслужили. Если речь именно о лифтах, то лифт рассчитан на 25 лет. Так что все советские лифты однозначно давно отслужили свое. Можем радоваться, что они работают — какой-то лучше, какой-то хуже, но надеяться, что они проработают еще пять-десять лет, нельзя", — сказал Цунскис. В то же время надо учитывать, что сейчас жителям этих зданий надо вкладывать в крыши, стояки, в утепление, во множество других ремонтных работ. Распределить финансовые ресурсы, чтобы хватило и на лифты, может быть сложно. "Мы тянули с этим вопросом. Но настал момент, когда надо брать быка за рога и что-то делать с лифтами, так как новее они не становятся, а это опасное оборудование, связанное с безопасностью людей. С этим рисковать ни в коем случае нельзя", — отметил Цунскис. Заколачиваем лифт и идем пешком Он пояснил, что наконец приняты правила Кабинета министров, которые говорят, что именно надо делать: провести проверку и оценку надежности лифтов и на их основе, с учетом выявленных оценкой рисков, компании по обслуживанию этого оборудования и управляющие жилыми домами должны составить план по устранению этих рисков хотя бы на пять ближайших лет. "Конечно, это будет связно с довольно ощутимыми вложениями. Но по-другому никак. Иначе заколачиваем, закрываем досками и идем пешком", — заявил он. Новый лифт может стоить в среднем около 50 тысяч евро, но ремонт порой оказывается не намного дешевле. "Если мы говорим именно о старом лифте, то если у него за все эти годы не меняли ни один из главных узлов (один — подъемный механизм с лебедкой, мотором, тросами и так далее, другой — пост управления: большая коробка, которая стоит на чердаке), то скорее всего разумнее поставить новый лифт. Потому что расходы [на ремонт и замену], конечно, будут отличаться, но разница не будет существенной. При этом новый лифт — новый", — подчеркнул Цунскис. Если же хотя бы один из этих ключевых узлов меняли (скажем, пять лет назад поставили новый подъемный механизм, отвечающий всем требованиям безопасности), то можно думать о том, чтобы ограничиться модернизацией и ремонтом. Цунскис заверил, что доступность необходимых для ремонта деталей не такая большая проблема, как нередко заявляют в публичном пространстве. Да, из Беларуси резервные детали больше не получить, но и Rīgas lifti, и другие компании уже несколько лет назад постепенно начали замещать их произведенными в других странах. Лифт не может работать вечно По данным Реестра опасного оборудования, по состоянию на 1 января текущего года оценка безопасности 45% старых лифтов еще не проводилась, следовательно, до 1 апреля 600 владельцам лифтов предстоит провести такую проверку для 1700 лифтов, установленных до 1 сентября 2000 года. Инженер Артурс Вейсс напоминает: проверить следует не только сами лифты, но и конструкции шахт. "Порой обнаруживается, что шахта построена без документации, не все узлы решены корректно, и их нужно проверять. Нередко нужны небольшие ремонты или даже работы со строительным проектом. Но безопасность — на первом месте, особенно для лифтов. На мой взгляд, при небольших вложениях этой безопасности можно достичь", — сказал Вейсс. Он подчеркнул, что время от времени важно оценивать состояние конструкции лифта, потому что срок его службы, как любой другой конструкции, ограничен. "Мы не можем неограниченно эксплуатировать лифт и не заботиться о нем. Обязанность каждого владельца — осмотреть и проверить состояние оборудования и конструкций", — отметил инженер. В одном подъезде старый лифт, в другом - новый Представитель Rīgas namu pārvaldnieks (RNP) Юрий Тукишс сообщил, что в управлении предприятия 1 250 лифтов — их обслуживают партнеры, с которыми заключены договоры. "Все проверки, которые надо было сделать, для лифтов Rīgas namu pārvaldnieks на сто процентов сделаны, составлены планы по устранению рисков. Прошли по всем лифтам, и если мы для какого-то можем придумать что-то, кроме замены, это редкое исключение. Практически для 99% лифтов рекомендуем в течение пяти лет провести замену, потому что тратить средства на их ремонт будет нерационально и экономически необоснованно", — рассказал он. При этом во многих домах в управлении RNP только несколько подъездов. Из-за этого возможны ситуации, когда в одном подъезде какой-то ремонт лифта сделан и там можно думать о его реновации, а в другом его определенно надо менять. "А дом один. Это значит, что соседи заплатят: одни — чтобы ездить на старом лифте, а другие — чтобы ездить на новом? Соседи между собой о таком в жизни не договорятся и не простят, что в одном подъезде ездят на новом лифте, а в другом — на старом, потому что им не повезло и там заменили какую-то детальку. Поэтому, понимая, насколько тяжело жильцам договориться, мы такой сценарий даже не пытаемся рассматривать", — пояснил Тукишс. Поэтому в подобных ситуациях скорее всего надо менять лифты во всем доме. Тукишс отметил, что есть хороший инструмент поддержки в виде новой программы Altum, которая помимо реновации, связанной с повышением энергоэффективности, позволит рассматривать также замену лифтов. "Это очень существенная поддержка для жильцов, потому что в этой программе, которая вот-вот заработает, предусмотрено софинансирование до 50%. Это значит, что если жильцы могут договориться меж собой, создать товарищество, пойти сделать проект, то тогда они могут рассчитывать с довольно большой вероятностью, что они могут получить эту поддержку и половину суммы вернуть", — рассказал он.
https://lv.sputniknews.ru/20240927/remontirovat-ili-menyat-chto-delat-s-sovetskimi-liftami-28802102.html
https://lv.sputniknews.ru/20240708/remont-liftov-v-rige-nuzhen-vse-chasche-i-stoit-vse-dorozhe-28262377.html
https://lv.sputniknews.ru/20240201/bolshinstvo-rizhskikh-liftov-starshe-35-let-27134724.html
https://lv.sputniknews.ru/20240603/dve-tysyachi-evro-s-vladeltsa-kvartiry-lifty-rizhanam-pridetsya-menyat-za-svoy-schet-28030512.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/429/28/4292861_270:0:1890:1215_1920x0_80_0_0_38c530309b915a7e2fbf85ec1c6b9be4.jpg.webpSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, лифт
новости экономики латвии, лифт
Лифты в Латвии новее не становятся: пора брать быка за рога
12:25 25.02.2025 (обновлено: 12:36 25.02.2025) Новый лифт может стоить в среднем около 50 тысяч евро, но ремонт порой оказывается не намного дешевле
РИГА, 25 фев — Sputnik. Стоит радоваться, что лифты в домах советского периода до сих пор работают, но рассчитывать на то, что они будут служить дальше, нельзя, говорит Айгарс Цунскис, руководитель по обслуживанию клиентов SIA Rīgas lifti.
"Надо смотреть на это в комплексе. Все 30-40-летние дома, построенные в советское время, свой ресурс условно отслужили. Если речь именно о лифтах, то лифт рассчитан на 25 лет. Так что все советские лифты однозначно давно отслужили свое. Можем радоваться, что они работают — какой-то лучше, какой-то хуже, но надеяться, что они проработают еще пять-десять лет, нельзя", — сказал Цунскис.
В то же время надо учитывать, что сейчас жителям этих зданий надо вкладывать в крыши, стояки, в утепление, во множество других ремонтных работ. Распределить финансовые ресурсы, чтобы хватило и на лифты, может быть сложно.
"Мы тянули с этим вопросом. Но настал момент, когда надо брать быка за рога и что-то делать с лифтами, так как новее они не становятся, а это опасное оборудование, связанное с безопасностью людей. С этим рисковать ни в коем случае нельзя", — отметил Цунскис.
Заколачиваем лифт и идем пешком
Он пояснил, что наконец приняты правила Кабинета министров, которые говорят, что именно надо делать: провести проверку и оценку надежности лифтов и на их основе, с учетом выявленных оценкой рисков, компании по обслуживанию этого оборудования и управляющие жилыми домами должны составить план по устранению этих рисков хотя бы на пять ближайших лет.
"Конечно, это будет связно с довольно ощутимыми вложениями. Но по-другому никак. Иначе заколачиваем, закрываем досками и идем пешком", — заявил он.
Новый лифт может стоить в среднем около 50 тысяч евро, но ремонт порой оказывается не намного дешевле.
"Если мы говорим именно о старом лифте, то если у него за все эти годы не меняли ни один из главных узлов (один — подъемный механизм с лебедкой, мотором, тросами и так далее, другой — пост управления: большая коробка, которая стоит на чердаке), то скорее всего разумнее поставить новый лифт. Потому что расходы [на ремонт и замену], конечно, будут отличаться, но разница не будет существенной. При этом новый лифт — новый", — подчеркнул Цунскис.
Если же хотя бы один из этих ключевых узлов меняли (скажем, пять лет назад поставили новый подъемный механизм, отвечающий всем требованиям безопасности), то можно думать о том, чтобы ограничиться модернизацией и ремонтом.
Цунскис заверил, что доступность необходимых для ремонта деталей не такая большая проблема, как нередко заявляют в публичном пространстве. Да, из Беларуси резервные детали больше не получить, но и Rīgas lifti, и другие компании уже несколько лет назад постепенно начали замещать их произведенными в других странах.
Лифт не может работать вечно
По данным Реестра опасного оборудования, по состоянию на 1 января текущего года оценка безопасности 45% старых лифтов еще не проводилась, следовательно, до 1 апреля 600 владельцам лифтов предстоит провести такую проверку для 1700 лифтов, установленных до 1 сентября 2000 года.
Инженер Артурс Вейсс напоминает: проверить следует не только сами лифты, но и конструкции шахт.
"Порой обнаруживается, что шахта построена без документации, не все узлы решены корректно, и их нужно проверять. Нередко нужны небольшие ремонты или даже работы со строительным проектом. Но безопасность — на первом месте, особенно для лифтов. На мой взгляд, при небольших вложениях этой безопасности можно достичь", — сказал Вейсс.
Он подчеркнул, что время от времени важно оценивать состояние конструкции лифта, потому что срок его службы, как любой другой конструкции, ограничен.
"Мы не можем неограниченно эксплуатировать лифт и не заботиться о нем. Обязанность каждого владельца — осмотреть и проверить состояние оборудования и конструкций", — отметил инженер.
В одном подъезде старый лифт, в другом - новый
Представитель Rīgas namu pārvaldnieks (RNP) Юрий Тукишс сообщил, что в управлении предприятия 1 250 лифтов — их обслуживают партнеры, с которыми заключены договоры.
"Все проверки, которые надо было сделать, для лифтов Rīgas namu pārvaldnieks на сто процентов сделаны, составлены планы по устранению рисков. Прошли по всем лифтам, и если мы для какого-то можем придумать что-то, кроме замены, это редкое исключение. Практически для 99% лифтов рекомендуем в течение пяти лет провести замену, потому что тратить средства на их ремонт будет нерационально и экономически необоснованно", — рассказал он.
При этом во многих домах в управлении RNP только несколько подъездов. Из-за этого возможны ситуации, когда в одном подъезде какой-то ремонт лифта сделан и там можно думать о его реновации, а в другом его определенно надо менять.
"А дом один. Это значит, что соседи заплатят: одни — чтобы ездить на старом лифте, а другие — чтобы ездить на новом? Соседи между собой о таком в жизни не договорятся и не простят, что в одном подъезде ездят на новом лифте, а в другом — на старом, потому что им не повезло и там заменили какую-то детальку. Поэтому, понимая, насколько тяжело жильцам договориться, мы такой сценарий даже не пытаемся рассматривать", — пояснил Тукишс.
Поэтому в подобных ситуациях скорее всего надо менять лифты во всем доме.
Тукишс отметил, что есть хороший инструмент поддержки в виде новой программы Altum, которая помимо реновации, связанной с повышением энергоэффективности, позволит рассматривать также замену лифтов.
"Это очень существенная поддержка для жильцов, потому что в этой программе, которая вот-вот заработает, предусмотрено софинансирование до 50%. Это значит, что если жильцы могут договориться меж собой, создать товарищество, пойти сделать проект, то тогда они могут рассчитывать с довольно большой вероятностью, что они могут получить эту поддержку и половину суммы вернуть", — рассказал он.