Латвия - только для латышей? Как построить государство на ненависти
Латвия - только для латышей? Как построить государство на ненависти
Sputnik Латвия
Государственная независимость - это бесценный дар судьбы. И если народ получает такой дар, это не просто великая удача, а прежде всего большая ответственность 28.01.2025, Sputnik Латвия
Есть на свете народ с многовековой богатой историей - курды. Впервые этноним племени Cordī встречается в трудах древнегреческого историка Гекатея Милетского примерно в 520 году до н. э. На сегодняшний день численность курдов составляет 45,6 миллиона человек. Курды не имеют своей государственности. Этот древний народ разделен и рассеян.Латыши как нация сложились во второй половине XIX века. На сегодняшний день их число составляет немногим более миллиона человек. Латыши имеют признанную всем мировым сообществом государственность и очень ею гордятся.А теперь внимание, вопрос: почему одни народы достойны самоопределения, а другие - нет? Почему у одних наций есть государственная независимость, а другие ее лишены? Неужели прибалты более привилегированны и достойны, чем курды?Объясняю. Государственная независимость - это бесценный дар судьбы. И если юный народ получает такой дар, это не просто великая удача и невероятное везение. Это прежде всего высокая ответственность, необходимость доказать, что вы достойны этого дара.Как известно, Латвия провозгласила свою независимость 18 ноября 1918 года. Это было страшное время, когда на обломках гибнущей России кипела кровопролитная гражданская война. В этих условиях некоторым обломкам бывшей империи удалось приобрести государственный суверенитет.А дальше молодое государство оказалось перед выбором. Становиться подлинно демократическим, справедливым, когда неукоснительно соблюдаются права и свободы людей, жить, развиваться и процветать. Или плавно катиться к своей неминуемой гибели.Выбор был сделан. Уже к началу 30-х годов в Латвии стали набирать силу радикально-националистические взгляды. Лозунг "Латвия для латышей!" становился все более популярным. Ущемление прав нацменьшинств, уничтожение образования на языках нацменьшинств, антисемитизм, русофобия стали нормой жизни. Насильственная латышизация проводилась активно и рьяно. Все это привело к закономерному результату.Латвийская государственность рухнула в 1940 году не от внешних причин, не от "сталинской агрессии" и не в результате "насильственного захвата". Она погибла под воздействием внутренних причин, своей несостоятельности, когда единственной объединяющей государство идеей стала не любовь к своей стране, но ненависть к чужакам. Ненависть, старательно культивируемая национальной элитой страны.Советский дипломат И.М. Майский вспоминал, как в августе 1940 года ему довелось беседовать с министром иностранных дел Великобритании Галифаксом относительно присоединения прибалтийских стран к Советскому Союзу. В разговоре Галифакс назвал действия СССР агрессией. И тогда Майский описал ему ситуацию в виде наглядной притчи:"Жил в одной деревне крестьянин, и звали его Иван. Однажды он серьезно захворал… Соседи решили, что бедняга безнадежен и скоро помрет. Тогда, не дожидаясь конца, один хозяйственный сосед забрал себе его лошадь, другой - увел корову, третий прихватил со двора плуг.Но случилось на их беду, что нежданно-негаданно Иван взял да и выздоровел. Вышел он во двор, глянул вокруг… Беда! Соседи за время болезни все его имущество растащили. Пошел он тогда к первому соседу и говорит: "Отдавай назад мою лошадь". Тот было начал негодовать и ерепениться. Пришлось ему немного накостылять, после чего тот охотно вернул лошадь законному владельцу.Потом Иван отправился ко второму соседу и сказал ему: "Верни мою корову". Этот сосед был смекалист и потому буренку отдал сразу, лишь повозмущался немного для порядка. Третий же сосед, оценив ситуацию, сам, без напоминаний, немедленно вернул плуг хозяину".- Так вот, лорд Галифакс, - продолжил Майский, - кто же, получается, теперь агрессор: Иван или же его добродушные соседи?Галифакс долго молчал, а потом глубокомысленно изрек: "Да, очень интересная точка зрения".И, наконец, относительно бесконечных стонов и жалоб про "ужасы советской оккупации". Латвийская ССР находилась в составе Советского Союза до 1991 года. В наше время мне неоднократно приходилось слышать фразу, сказанную с саркастическим упреком: "Ну да, русские "освободители"… Что ж вы не убрались, не покинули Прибалтику после войны, почему не вернули свободу и независимость народу Латвии?!"Объясняю. Сама жизнь теперь показала - почему. Вхождение в состав СССР лишило латышских националистов возможности угнетать и доминировать. Лишило их лозунга "Латвия - только для латышей!" Лишило их возможности унижать другие народы, волею судьбы проживавшие на территории Латвии. Лишило латышских нацистов возможности самоутверждаться за счет попрания латвийских нацменьшинств, отнимать человеческие права и определять их самих в "недочеловеки" второго-третьего сорта. "Советская оккупация" не позволяла проводить насильственную латышизацию. Бедные, бедные "жертвы политики СССР"...Свой второй шанс на независимое государственное устройство Латвия получила в 1991 году. У латышских "патриотов" появилась возможность учесть прежние ошибки и строить подлинно независимое, свободное, гордое государство, основанное на справедливости и равноправии всех народов, населяющих эту прекрасную, очень любимую мною страну. Государство, основанное не на чванстве единственной титульной нации, не на гордыне и желании самоутвердиться любой ценой, не на вражде и ненависти, но на дружбе и взаимовыгодном сотрудничестве.Как именно распорядились своим шансом лихие латышские национал-радикалы, сегодня, к сожалению, для всех очевидно.
Государственная независимость - это бесценный дар судьбы. И если народ получает такой дар, это не просто великая удача, а прежде всего большая ответственность
Есть на свете народ с многовековой богатой историей - курды. Впервые этноним племени Cordī встречается в трудах древнегреческого историка Гекатея Милетского примерно в 520 году до н. э. На сегодняшний день численность курдов составляет 45,6 миллиона человек. Курды не имеют своей государственности. Этот древний народ разделен и рассеян.
Латыши как нация сложились во второй половине XIX века. На сегодняшний день их число составляет немногим более миллиона человек. Латыши имеют признанную всем мировым сообществом государственность и очень ею гордятся.
А теперь внимание, вопрос: почему одни народы достойны самоопределения, а другие - нет? Почему у одних наций есть государственная независимость, а другие ее лишены? Неужели прибалты более привилегированны и достойны, чем курды?
Объясняю. Государственная независимость - это бесценный дар судьбы. И если юный народ получает такой дар, это не просто великая удача и невероятное везение. Это прежде всего высокая ответственность, необходимость доказать, что вы достойны этого дара.
Как известно, Латвия провозгласила свою независимость 18 ноября 1918 года. Это было страшное время, когда на обломках гибнущей России кипела кровопролитная гражданская война. В этих условиях некоторым обломкам бывшей империи удалось приобрести государственный суверенитет.
А дальше молодое государство оказалось перед выбором. Становиться подлинно демократическим, справедливым, когда неукоснительно соблюдаются права и свободы людей, жить, развиваться и процветать. Или плавно катиться к своей неминуемой гибели.
Выбор был сделан. Уже к началу 30-х годов в Латвии стали набирать силу радикально-националистические взгляды. Лозунг "Латвия для латышей!" становился все более популярным. Ущемление прав нацменьшинств, уничтожение образования на языках нацменьшинств, антисемитизм, русофобия стали нормой жизни. Насильственная латышизация проводилась активно и рьяно. Все это привело к закономерному результату.
Латвийская государственность рухнула в 1940 году не от внешних причин, не от "сталинской агрессии" и не в результате "насильственного захвата". Она погибла под воздействием внутренних причин, своей несостоятельности, когда единственной объединяющей государство идеей стала не любовь к своей стране, но ненависть к чужакам. Ненависть, старательно культивируемая национальной элитой страны.
Так что конец латвийской государственности был закономерен и неизбежен. Латышские националисты показали, что они недостойны государственной независимости. И она закончилась.
Советский дипломат И.М. Майский вспоминал, как в августе 1940 года ему довелось беседовать с министром иностранных дел Великобритании Галифаксом относительно присоединения прибалтийских стран к Советскому Союзу. В разговоре Галифакс назвал действия СССР агрессией. И тогда Майский описал ему ситуацию в виде наглядной притчи:
"Жил в одной деревне крестьянин, и звали его Иван. Однажды он серьезно захворал… Соседи решили, что бедняга безнадежен и скоро помрет. Тогда, не дожидаясь конца, один хозяйственный сосед забрал себе его лошадь, другой - увел корову, третий прихватил со двора плуг.
Но случилось на их беду, что нежданно-негаданно Иван взял да и выздоровел. Вышел он во двор, глянул вокруг… Беда! Соседи за время болезни все его имущество растащили. Пошел он тогда к первому соседу и говорит: "Отдавай назад мою лошадь". Тот было начал негодовать и ерепениться. Пришлось ему немного накостылять, после чего тот охотно вернул лошадь законному владельцу.
Потом Иван отправился ко второму соседу и сказал ему: "Верни мою корову". Этот сосед был смекалист и потому буренку отдал сразу, лишь повозмущался немного для порядка. Третий же сосед, оценив ситуацию, сам, без напоминаний, немедленно вернул плуг хозяину".
- Так вот, лорд Галифакс, - продолжил Майский, - кто же, получается, теперь агрессор: Иван или же его добродушные соседи?
Галифакс долго молчал, а потом глубокомысленно изрек: "Да, очень интересная точка зрения".
И, наконец, относительно бесконечных стонов и жалоб про "ужасы советской оккупации". Латвийская ССР находилась в составе Советского Союза до 1991 года. В наше время мне неоднократно приходилось слышать фразу, сказанную с саркастическим упреком: "Ну да, русские "освободители"… Что ж вы не убрались, не покинули Прибалтику после войны, почему не вернули свободу и независимость народу Латвии?!"
Объясняю. Сама жизнь теперь показала - почему. Вхождение в состав СССР лишило латышских националистов возможности угнетать и доминировать. Лишило их лозунга "Латвия - только для латышей!" Лишило их возможности унижать другие народы, волею судьбы проживавшие на территории Латвии. Лишило латышских нацистов возможности самоутверждаться за счет попрания латвийских нацменьшинств, отнимать человеческие права и определять их самих в "недочеловеки" второго-третьего сорта. "Советская оккупация" не позволяла проводить насильственную латышизацию. Бедные, бедные "жертвы политики СССР"...
Детская игрушка "Лунник" - управляемая модель лунохода производства рижского предприятия "Страуме" (ныне - производственное объединение "Страуме"), 1974 год
Детская игрушка "Лунник" - управляемая модель лунохода производства рижского предприятия "Страуме" (ныне - производственное объединение "Страуме"), 1974 год
Детская игрушка "Лунник" - управляемая модель лунохода производства рижского предприятия "Страуме" (ныне - производственное объединение "Страуме"), 1974 год
Главный конвейер завода по производству микроавтобусов "РАФ" в городе Елгава под Ригой, 1987 год
Свой второй шанс на независимое государственное устройство Латвия получила в 1991 году. У латышских "патриотов" появилась возможность учесть прежние ошибки и строить подлинно независимое, свободное, гордое государство, основанное на справедливости и равноправии всех народов, населяющих эту прекрасную, очень любимую мною страну. Государство, основанное не на чванстве единственной титульной нации, не на гордыне и желании самоутвердиться любой ценой, не на вражде и ненависти, но на дружбе и взаимовыгодном сотрудничестве.
Как именно распорядились своим шансом лихие латышские национал-радикалы, сегодня, к сожалению, для всех очевидно.