https://lv.sputniknews.ru/20241212/deputat-latyshi-ne-khotyat-otdavat-detey-v-byvshie-russkie-shkoly---tam-prazdnovali-9-maya-29324380.html
Депутат: латыши не хотят отдавать детей в бывшие "русские школы" - там праздновали 9 Мая
Депутат: латыши не хотят отдавать детей в бывшие "русские школы" - там праздновали 9 Мая
Sputnik Латвия
Комиссия Сейма по образованию, культуре и науке вместе с Комиссией по гражданству, миграции и сплочению общества оценили промежуточные результаты перехода школ... 12.12.2024, Sputnik Латвия
2024-12-12T10:40+0200
2024-12-12T10:40+0200
2024-12-12T10:40+0200
новости латвии
образование
русскоязычные школы
латышский язык
сегрегация
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/0a/02/26159656_0:221:2121:1414_1920x0_80_0_0_289feac6dd76788571cdbbc10e0a8b36.jpg
РИГА, 12 дек — Sputnik. Уже второй учебный год во всех школах Латвии идет перевод обучения в школах только на госязык. Директора некоторых школ заявляют об успехах, но разобщенность среди учеников все еще присутствует, а школы население по-прежнему воспринимает как "русские" или "латышские", и это становится критерием для выбора учебного заведения родителями. О своем опыте рассказала директор Рижской 34-й школы Наталия Рогалева. В ее школе переход на обучение на латышском частично осуществлялся уже с 2018 года, когда часть родителей потребовали, чтобы обучение в одном классе проходило на латышском языке. "У нас отличная возможность сравнить этот класс с другими седьмыми классами. Не ухудшились ли у других классов оценки (после перехода на латышский язык)? Мы видим, что на самом деле результаты значительно не отличаются". Рогалева отметила, что все еще есть трудности с поиском учителей латышского языка, а также не хватает помощников педагогов. Нужно также время, чтобы учителя привыкли и подстроили свое мышление к новой системе. Опытом поделилась также директор Краславской школы Varavīksne Мария Мицкевича. В этой школе детей в первый класс на латышском начали принимать в 2022 году, но необходимо изыскать средства для развития программы. "Дополнительное финансирование для помощников педагогов. Да, мы находим его и в своем бюджете — но хотелось бы, чтобы его было больше. Качественный педагог может помочь и улучшить уровень знаний школьников", — говорит Мицкевича. Тем не менее кроме положительного опыта существует и ряд проблем. К тому же нужно быть осторожными с оценками, считает депутат от "Прогрессивных" Антонина Ненашева. Нужно провести тщательное исследование, чтобы убедиться в эффективности программы, считает она. "Я буду осторожна с оптимизмом по поводу качества реализации программы. Я знаю, что есть отличные школы, которые показывают пример, но есть и много трудностей. Мы можем столкнуться с тем, что общие результаты у нас поползут вниз. Хочу понять, будем ли мы проводить целенаправленный мониторинг качества образования в зависимости от осуществления реформы, а не просто поговорим о том, как у нас дела с экзаменами", — отметила она. Кроме того, бывшие школы нацменьшинств все равно сохраняют свой прежний статус в глазах некоторых людей, рассказала парламентский секретарь Минобразования и науки Силвия Аматниеце. Депутат от "Нового Единства" Анна Ранцане прокомментировала причины разобщения. "Без сомнений, нельзя навязывать. Но, например, историческая память, различный взгляд на исторические события... Конечно, любая латышская мать знает, что в школах меньшинств всегда девятого мая ходили к Вечному огню, и это происходило организованно, и так было принято. Поэтому можно понять, почему родители неохотно отдают детей в бывшие школы меньшинств", — сказала она. Таким образом, несмотря на единый язык преподавания в школах, сохраняется разобщенность, так как семьи все равно выбирают школы по бывшему статусу. Тем не менее директор Рижской 34-й школы Рогалева считает, что ключ в качестве образования. "Как только мы сможем обеспечить хорошее качество образования во всех наших школах, тогда у родителей-латышей будет меньше причин делать выбор — идти в ближайшую школу или в ту, которая в средней школе предлагает подходящую программу. Если три года назад у нас был один ребенок-латыш, то теперь у нас в десятом классе их семь. Это уже много. А в первом классе пять". С 2018 года учащиеся средних школ изучают все предметы на латышском языке. В сентябре прошлого года в дошкольном образовании, а также в 1, 4 и 7-х классах уроки проводились только на латышском языке. С осени этого года на государственном языке начали учиться еще и учащиеся 2, 5 и 8-х классов. В следующем году на обучение на латышском языке перейдут ученики 3, 6 и 9-х классов.
https://lv.sputniknews.ru/20231023/pedagogi-v-pnd-kak-perevod-shkol-na-latyshskiy-otrazilsya-na-daugavpilse-26349315.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/0a/02/26159656_236:0:2121:1414_1920x0_80_0_0_44518e9648f7d39223e11bbcd96fc3e9.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, образование, русскоязычные школы, латышский язык, сегрегация
новости латвии, образование, русскоязычные школы, латышский язык, сегрегация
Депутат: латыши не хотят отдавать детей в бывшие "русские школы" - там праздновали 9 Мая
Комиссия Сейма по образованию, культуре и науке вместе с Комиссией по гражданству, миграции и сплочению общества оценили промежуточные результаты перехода школ на латышский язык
РИГА, 12 дек — Sputnik. Уже второй учебный год во всех школах Латвии идет перевод обучения в школах только на госязык. Директора некоторых школ заявляют об успехах, но разобщенность среди учеников все еще присутствует, а школы население по-прежнему воспринимает как "русские" или "латышские", и это становится критерием для выбора учебного заведения родителями.
О своем опыте рассказала директор Рижской 34-й школы Наталия Рогалева. В ее школе переход на обучение на латышском частично осуществлялся уже с 2018 года, когда часть родителей потребовали, чтобы обучение в одном классе проходило на латышском языке.
"У нас отличная возможность сравнить этот класс с другими седьмыми классами. Не ухудшились ли у других классов оценки (после перехода на латышский язык)? Мы видим, что на самом деле результаты значительно не отличаются".
Рогалева отметила, что все еще есть трудности с поиском учителей латышского языка, а также не хватает помощников педагогов. Нужно также время, чтобы учителя привыкли и подстроили свое мышление к новой системе.
Опытом поделилась также директор Краславской школы Varavīksne Мария Мицкевича. В этой школе детей в первый класс на латышском начали принимать в 2022 году, но необходимо изыскать средства для развития программы.
"Дополнительное финансирование для помощников педагогов. Да, мы находим его и в своем бюджете — но хотелось бы, чтобы его было больше. Качественный педагог может помочь и улучшить уровень знаний школьников", — говорит Мицкевича.
Тем не менее кроме положительного опыта существует и ряд проблем. К тому же нужно быть осторожными с оценками, считает депутат от "Прогрессивных" Антонина Ненашева. Нужно провести тщательное исследование, чтобы убедиться в эффективности программы, считает она.
"Я буду осторожна с оптимизмом по поводу качества реализации программы. Я знаю, что есть отличные школы, которые показывают пример, но есть и много трудностей. Мы можем столкнуться с тем, что общие результаты у нас поползут вниз. Хочу понять, будем ли мы проводить целенаправленный мониторинг качества образования в зависимости от осуществления реформы, а не просто поговорим о том, как у нас дела с экзаменами", — отметила она.
Кроме того, бывшие школы нацменьшинств все равно сохраняют свой прежний статус в глазах некоторых людей, рассказала парламентский секретарь Минобразования и науки Силвия Аматниеце.
"Именно латышские семьи стараются оградиться, и им немного сложнее принять, что в латышский класс приходят дети семей нацменьшинств, у которых, возможно, плохо с языком. Также латышские семьи не всегда хотят посылать детей в бывшую школу нацменьшинств. Эта стигма сохраняется: что качество образования может быть хуже, или латышского языка все же не будет", - сказала она.
Депутат от "Нового Единства" Анна Ранцане прокомментировала причины разобщения.
"Без сомнений, нельзя навязывать. Но, например, историческая память, различный взгляд на исторические события... Конечно, любая латышская мать знает, что в школах меньшинств всегда девятого мая ходили к Вечному огню, и это происходило организованно, и так было принято. Поэтому можно понять, почему родители неохотно отдают детей в бывшие школы меньшинств", — сказала она.
Таким образом, несмотря на единый язык преподавания в школах, сохраняется разобщенность, так как семьи все равно выбирают школы по бывшему статусу.
Тем не менее директор Рижской 34-й школы Рогалева считает, что ключ в качестве образования.
"Как только мы сможем обеспечить хорошее качество образования во всех наших школах, тогда у родителей-латышей будет меньше причин делать выбор — идти в ближайшую школу или в ту, которая в средней школе предлагает подходящую программу. Если три года назад у нас был один ребенок-латыш, то теперь у нас в десятом классе их семь. Это уже много. А в первом классе пять".
С 2018 года учащиеся средних школ изучают все предметы на латышском языке. В сентябре прошлого года в дошкольном образовании, а также в 1, 4 и 7-х классах уроки проводились только на латышском языке. С осени этого года на государственном языке начали учиться еще и учащиеся 2, 5 и 8-х классов. В следующем году на обучение на латышском языке перейдут ученики 3, 6 и 9-х классов.