Латвия подсчитала, сколько будет стоить первый этап Rail Baltica: таких денег у страны нет

CC BY-SA 2.0 / Saeima / Ieva Ābele / Parlamentārās izmeklēšanas komisijas sēdeСтроительные работы центрального узла Rail Baltica в Риге
Строительные работы центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 29.10.2024
Подписаться
Для Латвии важными будут предстоящие переговоры по многолетнему бюджету ЕС - без денег из Брюсселя некоторые работы в рамках Rail Baltica придется законсервировать
РИГА, 29 окт — Sputnik. Минсообщения подготовило доклад о сценариях реализации проекта Rail Baltica. Прежде всего министерство предлагает обеспечить строительство трансграничного соединения. Необходимо также соединить основную трассу как минимум с одной из запланированных двух станций Rail Baltica в Риге, проложив колею европейской ширины, говорится в документе, там же приводятся расчеты стоимости реализации работ.
Минсообщения предлагает в первой очереди проекта:
построить один путь от границы Литвы до Эстонии, начав строительные работы на участке граница Литвы — Миса и в соответствии с имеющимся финансированием;
завершить начатые строительные работы на обоих рижских международных вокзалах (в рижском аэропорту и южной части Рижского центрального железнодорожного вокзала), чтобы придать этим объектам функциональности, перераспределив доступные отрасли ресурсы европейских источников — Механизма оздоровления и устойчивости и Фонда выравнивания;
построить новую железнодорожную линию от станции Иманта до аэропорта Rīga, таким образом еще до строительства линии европейской ширины соединив обе пассажирские станции ширококолейной железной дорогой и интегрировав аэропорт в существующую железнодорожную сеть;
Строительные работы центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 17.10.2024
Оставить дизельные поезда и широкую колею в Риге: иначе Rail Baltica не построить
построить не менее 4 региональных станций (Салацгрива, Скултес муйжа, Саласпилс/Даугавкрасты, Бауска, в том числе с учетом того, что в этих местах запланированы также обгонные пути), пункты обслуживания инфраструктуры в Иецаве и Скулте, центр управления движением и ответвление для будущего Саласпилсского грузового терминала;
создать железнодорожное соединение (с европейской шириной колеи) с одним из двух рижских международных вокзалов, выбор сделав, опираясь на данные отдельного технико-экономического обоснования — оно определит, какое из двух соединений (Упеслеяс — Центральный вокзал или Миса — рижский аэропорт) более выгодно с экономической, технической и финансовой точек зрения. Работы вести параллельно с созданием трансграничного соединения, который имеет приоритет. Чтобы это реализовать — задействовать альтернативные финансовые решения, например, публично-частное партнерство. Финансирование из еврофондов в первую очередь направлять на финансирование мероприятий из пунктов 1-4.
По замыслу Минсообщения, такое решение для первой очереди работ обеспечит также выполнение Латвией международных обязательств и позволит приблизиться к минимальному объему, необходимому для реализации проекта в сроки, установленные регулированием о Европейской транспортной сети (TEN-T).

Новая оценка стоимости работ

По оценкам министерства, общая стоимость реализации первого этапа трансграничного соединения от границы Эстонии до границы Литвы (с использованием только грузового объездного пути через Саласпилс) составляет 4,5 миллиарда евро. Общие расходы на два международных пассажирских вокзала и связанную с ними инфраструктуру железнодорожных путей путей составляют 875 млн евро, а точечные объекты, в т. ч. пункты обслуживания инфраструктуры в Иецаве и Скулте, центр управления движением и ветка для Саласпилсского грузового терминала, а также четыре региональные станции, обойдутся в 133 миллиона евро.
По оценкам совместного предприятия RB Rail AS, на реализацию рижского участка Упеслеяс — Центральный вокзал потребуется 629 млн евро, а участка Миса — аэропорт Rīga — 924 млн евро.
Эти оценки опираются на первоначальное техническое исследование и предложенные в нем технические решения. При активном сотрудничестве всех участвующих сторон, в том числе при подготовке строительного проекта, можно будет изменить и упростить технические решения, что позволило бы существенно сократить объем инвестиций, необходимых на этих этапах.
Кроме того, под руководством Минсообщения идет и работа по оптимизации общих строительных затрат, чтобы сократить прогнозируемый объем финансирования на реализацию первой очереди проекта. В министерстве пересматривают технические решения по объектам, которые могут быть построены на следующих стадиях, и идентифицируют те позиции расходов, по которым можно было бы упростить техническое решение — например, пересечения трассы Rail Baltica с автомагистралями, подъездные пути, шумозащитные стены и т. д.

Где взять деньги?

С 2015 по 2024 год благодаря участию в конкурсах проектных заявок, объявленных Еврокомиссией для выделения финансовой помощи из Европейского инструмента соединительной инфраструктуры (CEIF), в т. ч. из пакета военной мобильности, в Латвии было привлечено в общей сложности 1,426 млрд евро (включая софинансирование из госбюджета). В последнем раунде EISI на период многолетнего бюджетного планирования ЕС (2021—2027), объявленном в сентябре 2024 года, Латвия может ориентировочно привлечь дополнительно 160 млн евро, что позволит продолжить строительные работы в южной части, по направлению из Литвы в Саласпилс.
Для завершения строительства рижских международных станций в рамках первой очереди проекта Rail Baltica Минсообщения предлагает использовать средства Механизма оздоровления и устойчивости ЕС и Фонда выравнивания, выделенные для железнодорожной отрасли. Предложения по перераспределению средств обоих фондов включены в информационный отчет "О развитии сети железных дорог Латвии в многолетнем бюджетном периоде ЕС 2021—2027 годов", который сейчас уже передан на согласование ответственным министерствам.
Согласно выводам межведомственной финансовой рабочей группы, недостающее финансирование для остальных мероприятий первой очереди планируется привлечь из еврофондов, госбюджета и других финансовых источников.
Лента новостей
0