Промышленность исчезает, размер ВВП завышен: что происходит в экономике Латвии

© Public domain / Liepāja fotogrāfijās / Metālapstrādes uzņēmums "Metars"Рабочие будни металлообрабатывающей компании "Метарс"
Рабочие будни металлообрабатывающей компании Метарс - Sputnik Латвия, 1920, 08.08.2024
Подписаться
В июне возобновился спад объема промышленного производства, но с помощью математических манипуляций процент валового внутреннего продукта удалось удержать выше нуля
РИГА, 8 авг — Sputnik. Показатели экономики Латвии за первое полугодие 2024 года свидетельствуют: в предстоящую зиму многих ожидает холод и голод. Во многих случаях дело будет связано с потерей работы. Предприятия будут разоряться или стараться выжить, увольняя сотрудников либо не выплачивая зарплаты.
В каком-то другом случае на голову может упасть кирпич, или человек сам провалится с третьего этажа в подвал, потому что у государственного учреждения, частной компании или у него самого не хватило денег на ремонт здания, в котором он должен работать или жить. В таком случае пострадавших доставят в больницу и забудут в приемном отделении не на пять часов, как сейчас, а на десять. Но пока мы еще далеки от того, чтобы снижение уровня жизни назвать социальной катастрофой.

Полшага вверх, пять шагов вниз

Объем промышленного производства в июне снизился на 5,5% по сравнению с июнем прошлого года. Спад достаточно убедительный, его нельзя списать на случайности как в производстве, так и в учете его результатов. Практически непрерывное сокращение началось в июле 2022 года и продолжалось 18 месяцев до первых четырех месяцев этого года. К этим 18 месяцам спада пришлось добавить еще первые четыре месяца этого, а теперь нужно добавить еще два.
Рабочие будни металлообрабатывающей компании Метарс в Лиепае - Sputnik Латвия, 1920, 11.06.2024
Почему Латвия избавляется от промышленности
Формально непрерывного снижения не было. "Если данные статистики превратить в картину, появится горный склон, по которому все быстрее катиться камень. Движение вниз неизменно, но его украшают некоторые моменты, в которых он сталкивается с препятствиями, подпрыгивает вверх и падает с еще большей скоростью. Это уже объяснили в июле. Под "большей скоростью" тогда подразумевалось -7,7% для промышленности в апреле этого года по сравнению с апрелем прошлого года. Теперь статистики уточнили данные – в апреле спад достиг -7,8%, а в марте ситуация выправилась на 0,6%, а не на полпроцента, как сообщалось до этого. В мае последовал спад на полпроцента, что можно считать колебаниями и намеком – нужно подождать и посмотреть, куда колебания склонятся дальше. Теперь ясно – падение продолжается.

Бережливые не покупают латвийский товар

Разбивка июньского спада на сектора промышленности составила -3,8% для обрабатывающей промышленности, -20,4% для энергетики и +7,5% для горнодобывающей промышленности. Показатель -3,8% для обрабатывающей промышленности весьма спорный, ведь энергетика и добыча полезных ископаемых гораздо теснее связаны с природными условиями, которые из года в год меняются даже в одном и том же месяце. Для энергетики самое главное – количество воды в каскаде ГЭС на Даугаве. Бывает, что в июне, после отступления весенних паводков, наступает тотальная жара и засуха, а в другие годы июнь может ознаменоваться штормами и паводками, как только что – в июле. Кроме того, количество воды в каскаде определяется природными условиями в России и Беларуси, где Даугава набирает воду, и ее русло гораздо длиннее, чем в Латвии. Также непрозрачен и с Латвией не связан спрос на электроэнергию на бирже NordPool, согласно которому топят или не топят ТЭЦ в Риге. И тишина в них в июне не обязательно свидетельствует о том, что дела в Латвии плохие.
Банк Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 11.06.2024
Что будет с ВВП, госбюджетом и инфляцией: прогноз Банка Латвии
Показатели обрабатывающей промышленности вниз потянули данные о производстве оборудования, механизмов и рабочих машин (спад на -26,2%), производстве компьютеров, электронного и оптического оборудования (-18,2%), производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов (-10,8%) и даже производстве напитков (-9,4%). Не таким вопиющим, но с точки зрения упущенной выгоды решающим стал спад в трех крупнейших обрабатывающих отраслях: производстве готовых металлических изделий (-7,2%), производстве древесины и изделий из дерева (-3,3%) и производстве пищевых продуктов (-0,3%).
Спад в обрабатывающей промышленности является следствием падения внешнего спроса, как только этот спрос перестает поддерживать эмиссия евро и размещение на банковских счетах резидентов Западной Европы. Ранее владельцы счетов покупали латвийские товары, чтобы превратить эти безналичные хоть во что-то осязаемое, а иногда и в полезное. Как только эти деньги к ним перестали поступать, они начали трезво оценивать предложение Латвии и решили не покупать латвийские товары на заработанные ими же, а не просто так из ЕЦБ полученные деньги.

Единственная процветающая отрасль – госуправление

Оценка изменений ВВП за 2-й квартал этого года дала +0,1% по сравнению с 2 кварталом 2023 года. Арифметически прирост такой же, как и в первом квартале.
Что в первом, что во втором квартале наблюдаются схожие темпы роста ВВП, и они имеют одну и ту же движущую силу, про которую ранее уже рассказали специалисты: "При падении вклада промышленности в общий доход, необходимый для выживания народа, дефицит вклада промышленности и любой другой экономической деятельности в целом восполняется государством. Расчеты ЦСУ показывают рост ВВП в 1-м квартале этого года на 0,1% только за счет того, что госуправление с +9,7% стало самой быстрорастущей отраслью в Латвии. Удобным предлогом для такого роста является необходимость укрепления армии и органов госбезопасности, но укрепление этих и всех остальных структур начинается и заканчивается ростом числа госслужащих и повышением их зарплат. Теперь повышение вознаграждения госслужащих (помноженного на количество служащих и их вознаграждение) сделано главной движущей силой развития государства".

Снижение ВВП необходимо скрыть любой ценой

В силе остается все сказанное о расходах государства и расходах госслужащих как основной фактор удержания экономических показателей в рамках приличия, но ЦСУ сохранение ВВП в 2-м квартале объясняет и следующим образом: "Объем продуктового субсидирования (снижающего ВВП) снизился на 45,4%". Надо бы понять значение этих слов. Дело в том, что в этом году государство больше не субсидирует закупку энергоресурсов для коммерсантов и жителей.
Правильно, что статистики, рассчитывавшие рост ВВП от повышения зарплат госслужащим, не повторили те же действия в отношении субсидий, но рост ВВП за счет сокращения субсидий в некоторой степени сравним с тем, что человек считает своим доходом деньги, не заплаченные за несъеденный обед, предприятие считало бы доходом невыплаченные зарплаты и неоплаченные счета. Какое-то время так жить можно, но со временем неприятные истины всплывут. А на этот раз речь о том, что ВВП Латвии фактически снижается, что считается трагедией с точки зрения догмы неограниченного экономического роста, и время от времени оборачивается настоящими трагедиями или, по крайней мере, существенными проблемами для конкретных людей.
Лента новостей
0