https://lv.sputniknews.ru/20240808/porty-latvii-otvlekutsya-ot-morskogo-transporta-i-nachnut-nemnozhko-shit-28485031.html
Порты Латвии отвлекутся от морского транспорта и начнут "немножко шить"
Порты Латвии отвлекутся от морского транспорта и начнут "немножко шить"
Sputnik Латвия
Министерство сообщения подготовило для правительства документ о положении портов и планах реформы отрасли 08.08.2024, Sputnik Латвия
2024-08-08T15:31+0300
2024-08-08T15:31+0300
2024-08-08T15:31+0300
новости экономики латвии
каспарс бришкенс
министерство сообщения
грузоперевозки
рижский порт
вентспилсский порт
лиепайский порт
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/796/66/7966674_1:0:1400:787_1920x0_80_0_0_99b3c3a18ac2d675ac436b88c5cc055f.jpg
РИГА, 8 авг — Sputnik. Латвийские порты ежегодно теряют существенную долю грузооборота. На портале правовых актов появилось информационное сообщение ведомства Каспарса Бришкенса, в котором "прогрессивный" министр пытается разобраться, что же происходит с некогда процветавшей транзитной отраслью, пишет Bb.lv. Санкции США Все началось в конце 2019 года: управление Вентспилcского свободного порта было включено в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США. Этот ход оказался возможен при активном лоббировании политиков партии "консервативных", чей представитель Талис Линкайтис возглавлял тогда министерство сообщения. В начале 2020 года была оперативно предпринята реформа управления портами — заодно с Вентспилсом взялись и за столицу. Как поясняет представленный сейчас правительству документ: "По существу, с целью преобразовать управления Рижского и Вентспилского свободных портов в общества капитала". Появилось акционерное общество Ventas osta. "Проводились различные предварительные работы, готовились проекты правовых актов, менялись политические установки, организовывались различные дискуссии", — отмечается в документе Минсообщения. Все вышеназванное происходило на фоне сперва пандемии, затем СВО на Украине и введенных против России и Беларуси санкций, что само по себе не способствовало расцвету транзита. К тому же вскоре выяснилось, что "по–прежнему есть недочеты, которые необходимо пересмотреть, и необходимо ввести улучшения в модель управления портами, чтобы та была бы эффективней и жизнеспособней". Новый этап работы закипел после утверждения правительства Эвики Силини в сентябре 2023 года: "В рамках этой реформы предусматривалось пересмотреть имеющиеся институциональные рамки, методику оценки и привлечения инвестиций, а также улучшить управление отраслью в целом. Новая модель управления портами включала в себя также пересмотр функций и роли портов по существу, обеспечивая, что развитие и управление портами будет проводиться в соответствии с современными требованиями и принципами долгосрочного развития". Тут же министерство пишет: "В январе 2024 года Сейм Латвийской Республики принял существенные поправки в закон о портах, фактически остановив нынешнюю реформу управления портами, которая предусматривала преобразование Рижского и Вентспилсского торгового портов…" То есть все четыре года преобразований закончились ничем. Управление и надзор "Сменить области ответственности на индустриальное развитие…" — такие перспективы для портов Латвии рисует министерство сообщения. То есть вместо собственно приема морских судов они будут что–то производить. При этом у них будет весьма непростая структура руководства: "Сохранить управления Рижского порта, Вентспилсского порта и Лиепайского порта как отчужденные публичные общества, уменьшить политическое влияние, отделив функции надзора от функций операционного руководства в портовых управлениях". Следовательно, в каждом порту будет не только непосредственный начальник, но еще и структура, над ним наблюдающая. "Отделить территории, которые прямо не связаны с деятельностью портов, в компетенцию самоуправлений, соответственно, предусмотрев для самоуправлений функции как управлений специальных экономических зон", - указывает Минсообщения. Бришкенс утверждает в своем документе, что целью новых предложений является "уменьшить политическое вмешательство". Однако тут же разъясняется, что в портах Вентспилса, Лиепаи и Риги будут сформированы "советы как надзорные институты", в каждый из коих войдут по два представителя государства и один — от самоуправления. "Условия отбора предусматривают, что процесс номинации члена совета отвечает принципам хорошей практики корпоративного управления, обеспечит открытый, честный и профессиональный отбор членов советов и содействует образованию профессионального и компетентного института портового управления". Однако на рынке труда сложно найти девять годных кандидатов в члены портовых советов. Понятно, что в новую административную структуру будут назначать по совместительству уже где–то служащих проверенных чиновников, близких правящим партиям. Советы же, в свою очередь, также на открытом конкурсе будут выбирать управляющего портом — топ–менеджера, " который обеспечит оперативную работу управления порта". Но не только — в его задачи входит: "осуществлять программу и планы развития порта, надзирать за развитием и модернизацией портовой инфраструктуры, определять приоритеты для долгосрочных инвестиционных проектов и привлекать инвестиции…" Мегапредприятие от Бришкенса Гавани в Латвии отвлекутся от скучной задачи морского транспорта (все равно не получается) и будут теперь "немножечко шить". Но на этом реформы от Каспарса Бришкенса не заканчиваются. Министр предлагает объединить в одном предприятии грузовые порты и общественный транспорт: "Важно обеспечить единое стратегическое управление всех транспортных отраслей, особенно автодорог, железных дорог, общественного транспорта и также в области портов. Поэтому надзирающие за инфраструктурой автодорог и железных дорог предприятия и предприятия планирования общественного транспорта предусматривается объединить в одном обществе капитала". Хотя, как успокаивает Минсообщения, "еще по–прежнему главная задача портов - поддерживать гидротехнические сооружения и акваторию. Также в дальнейшем портовое управление может принимать решение оказывать услуги в портах, исключая услуги обработки грузов…" То есть главная функция, которой веками занимались порты, у них отчего–то отбирается. Зато с барского плеча предлагается заняться производством или общественным транспортом. Не стоит удивляться, если "коалиция перемен" в Рижской думе решит, например, провести трамвай на недозагруженный угольный терминал в Криевусале, который с такой помпой открывали незадолго до коронакризиса. В любом случае Минсообщения намерено заставить порты платить подоходный налог с предприятий, как этого требует Европейская комиссия. "Это означает, что портам Латвии нужно будет приспособиться к новому регулированию, что обеспечит равноправные условия конкуренции в Европейском союзе", — берет под козырек ведомство господина Бришкенса.
https://lv.sputniknews.ru/20240729/zerno-est-kontraktov-net-liepayskiy-port-v-etom-godu-rabotaet-kak-sklad-28410013.html
https://lv.sputniknews.ru/20240715/glava-rizhskogo-porta-perevalka-spg--uluchshila-by-situatsiyu-s-gruzoperevozkami-28311757.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/796/66/7966674_176:0:1225:787_1920x0_80_0_0_662bd10d4a96d5991141cae0ed4c24e9.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, каспарс бришкенс, министерство сообщения, грузоперевозки, рижский порт, вентспилсский порт, лиепайский порт
новости экономики латвии, каспарс бришкенс, министерство сообщения, грузоперевозки, рижский порт, вентспилсский порт, лиепайский порт
Порты Латвии отвлекутся от морского транспорта и начнут "немножко шить"
Министерство сообщения подготовило для правительства документ о положении портов и планах реформы отрасли
РИГА, 8 авг — Sputnik. Латвийские порты ежегодно теряют существенную долю грузооборота. На портале правовых актов появилось информационное сообщение ведомства Каспарса Бришкенса, в котором "прогрессивный" министр пытается разобраться, что же происходит с некогда процветавшей транзитной отраслью, пишет
Bb.lv.
Все началось в конце 2019 года: управление Вентспилcского свободного порта было включено в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США. Этот ход оказался возможен при активном лоббировании политиков партии "консервативных", чей представитель Талис Линкайтис возглавлял тогда министерство сообщения. В начале 2020 года была оперативно предпринята реформа управления портами — заодно с Вентспилсом взялись и за столицу.
Как поясняет представленный сейчас правительству документ: "По существу, с целью преобразовать управления Рижского и Вентспилского свободных портов в общества капитала". Появилось акционерное общество Ventas osta. "Проводились различные предварительные работы, готовились проекты правовых актов, менялись политические установки, организовывались различные дискуссии", — отмечается в документе Минсообщения.
Все вышеназванное происходило на фоне сперва пандемии, затем СВО на Украине и введенных против России и Беларуси санкций, что само по себе не способствовало расцвету транзита. К тому же вскоре выяснилось, что "по–прежнему есть недочеты, которые необходимо пересмотреть, и необходимо ввести улучшения в модель управления портами, чтобы та была бы эффективней и жизнеспособней".
Новый этап работы закипел после утверждения правительства Эвики Силини в сентябре 2023 года: "В рамках этой реформы предусматривалось пересмотреть имеющиеся институциональные рамки, методику оценки и привлечения инвестиций, а также улучшить управление отраслью в целом. Новая модель управления портами включала в себя также пересмотр функций и роли портов по существу, обеспечивая, что развитие и управление портами будет проводиться в соответствии с современными требованиями и принципами долгосрочного развития".
Тут же министерство пишет: "В январе 2024 года Сейм Латвийской Республики принял существенные поправки в закон о портах, фактически остановив нынешнюю реформу управления портами, которая предусматривала преобразование Рижского и Вентспилсского торгового портов…" То есть все четыре года преобразований закончились ничем.
"Сменить области ответственности на индустриальное развитие…" — такие перспективы для портов Латвии рисует министерство сообщения. То есть вместо собственно приема морских судов они будут что–то производить. При этом у них будет весьма непростая структура руководства: "Сохранить управления Рижского порта, Вентспилсского порта и Лиепайского порта как отчужденные публичные общества, уменьшить политическое влияние, отделив функции надзора от функций операционного руководства в портовых управлениях".
Следовательно, в каждом порту будет не только непосредственный начальник, но еще и структура, над ним наблюдающая.
"Отделить территории, которые прямо не связаны с деятельностью портов, в компетенцию самоуправлений, соответственно, предусмотрев для самоуправлений функции как управлений специальных экономических зон", - указывает Минсообщения.
Бришкенс утверждает в своем документе, что целью новых предложений является "уменьшить политическое вмешательство". Однако тут же разъясняется, что в портах Вентспилса, Лиепаи и Риги будут сформированы "советы как надзорные институты", в каждый из коих войдут по два представителя государства и один — от самоуправления. "Условия отбора предусматривают, что процесс номинации члена совета отвечает принципам хорошей практики корпоративного управления, обеспечит открытый, честный и профессиональный отбор членов советов и содействует образованию профессионального и компетентного института портового управления".
Однако на рынке труда сложно найти девять годных кандидатов в члены портовых советов. Понятно, что в новую административную структуру будут назначать по совместительству уже где–то служащих проверенных чиновников, близких правящим партиям.
Советы же, в свою очередь, также на открытом конкурсе будут выбирать управляющего портом — топ–менеджера, " который обеспечит оперативную работу управления порта". Но не только — в его задачи входит: "осуществлять программу и планы развития порта, надзирать за развитием и модернизацией портовой инфраструктуры, определять приоритеты для долгосрочных инвестиционных проектов и привлекать инвестиции…"
Мегапредприятие от Бришкенса
Гавани в Латвии отвлекутся от скучной задачи морского транспорта (все равно не получается) и будут теперь "немножечко шить". Но на этом реформы от Каспарса Бришкенса не заканчиваются. Министр предлагает объединить в одном предприятии грузовые порты и общественный транспорт:
"Важно обеспечить единое стратегическое управление всех транспортных отраслей, особенно автодорог, железных дорог, общественного транспорта и также в области портов. Поэтому надзирающие за инфраструктурой автодорог и железных дорог предприятия и предприятия планирования общественного транспорта предусматривается объединить в одном обществе капитала".
Хотя, как успокаивает Минсообщения, "еще по–прежнему главная задача портов - поддерживать гидротехнические сооружения и акваторию. Также в дальнейшем портовое управление может принимать решение оказывать услуги в портах, исключая услуги обработки грузов…"
То есть главная функция, которой веками занимались порты, у них отчего–то отбирается. Зато с барского плеча предлагается заняться производством или общественным транспортом. Не стоит удивляться, если "коалиция перемен" в Рижской думе решит, например, провести трамвай на недозагруженный угольный терминал в Криевусале, который с такой помпой открывали незадолго до коронакризиса.
В любом случае Минсообщения намерено заставить порты платить подоходный налог с предприятий, как этого требует Европейская комиссия. "Это означает, что портам Латвии нужно будет приспособиться к новому регулированию, что обеспечит равноправные условия конкуренции в Европейском союзе", — берет под козырек ведомство господина Бришкенса.