Впасть в зависимость от Китая вместо России? Латвия не знает, как торговать с Поднебесной

© Sputnik / Игорь Зарембо / Перейти в фотобанкКомбинированный контейнерный поезд из Европы в Китай
Комбинированный контейнерный поезд из Европы в Китай - Sputnik Латвия, 1920, 05.08.2024
Подписаться
Торговля с КНР стала неотъемлемой частью внешнеэкономической и даже политической стратегии развития многих стран. Влияние Китая на внешнюю торговлю значимо и в ЕС. Как развивает экономические отношения с Китаем Латвия?
РИГА, 5 авг — Sputnik. В 2023 году Китай занимал третье место среди крупнейших экспортных партнеров ЕС (8,8%), уступая только США (19,7%) и Великобритании (13,1%). По объему импорта в ЕС Китай в прошлом году был на первом месте (20,5%), опережая США (13,7%) и Великобританию (7,2%).
Китайские показатели в сравнении с началом 2000-х выросли вдвое. При этом объем торговли ЕС с США остается стабильным и сейчас находится примерно на том же уровне, что и 20 лет назад.
У Латвии с Китаем товарооборот пока небольшой.
В прошлом году Латвия экспортировала товары в 201 страну, и ведущими партнерами по экспорту стали Литва, Эстония, Германия, Швеция и Россия, которые обеспечили 48,4% от общей стоимости экспорта.
Латвия отправляла в Литву машины, механические приборы и электрооборудование, в Эстонию, Германию и Россию — сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, а в Швецию — древесину и изделия из нее.
Хотя Китай занимает всего 1% в латвийском экспорте, эта доля за последние два десятилетия выросла в пять раз.
В прошлом году Латвия экспортировала в Китай товаров на 182,4 млн евро, включая древесину и изделия из нее (50,6 млн евро), топливо и масла (47 млн евро) и оборудование (24,1 млн евро).
С другой стороны, Латвия в 2023 году импортировала товары из 172 стран. Основные партнеры по импорту — Литва, Германия, Польша, Эстония и Нидерланды, на которые пришлось 55,9% от общей стоимости импорта.
Из Литвы в основном ввозились минеральные продукты, из Германии — транспортное оборудование, а из Польши, Эстонии и Нидерландов — сельскохозяйственная и продовольственная продукция.
Китай занимает в латвийском импорте 3,7% от общего объема поставок, что в 2,5 раза больше, чем два десятилетия назад.
В прошлом году Латвия импортировала из Китая товаров на 865,7 млн евро, включая электрооборудование (305,2 млн евро), машины и механизмы (124,4 млн евро), а также табак и никотиносодержащую продукцию (41,4 млн евро).
Несмотря на растущие показатели, Латвия еще не входит в число европейских стран, где торговля с Китаем играет важную роль. В 2023 году наибольшая доля экспорта в Китай среди стран ЕС отмечена в Германии (6,1%), Финляндии (4,7%) и Ирландии (4,6%). Минимальные значения экспорта в Китай показали Хорватия (0,3%) и Литва (0,4%).
Латвия выделяется среди стран ЕС по доле импорта из Китая. В прошлом году среди стран ЕС лидерами по этому показателю стали Нидерланды (15,1%), Словения (14,9%) и Чехия (11,9%).
Электромобиль - Sputnik Латвия, 1920, 21.04.2024
На рынок Латвии пришли электромобили из Китая
Согласно данным Евростата, минимальные показатели импорта из Китая зафиксированы в Люксембурге (0,9%), а также в Хорватии, Австрии и Латвии — менее 4% от общего объема.
ЕС в целом закупает у Китая значительно больше товаров, чем экспортирует на китайский рынок.
Положительный торговый баланс с КНР по итогам прошлого года имеют лишь четыре страны ЕС: Германия, Финляндия, Ирландия и Люксембург.
У Латвии, как и у большинства стран ЕС, сложился небольшой отрицательный баланс торговли с Китаем. Наибольшее превышение импорта из Китая над экспортом в Китай отмечено в 2023 году в Нидерландах, Испании и Польше.
Учитывая значительный интерес Китая к торговле с объединенной Европой, КНР пробует различные форматы сотрудничества, как прямые, так и многосторонние. Особенно активно Китай продвигает инициативу "Один пояс — один путь", а также проект "17+1" — сотрудничество между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы. Латвия стала первой страной в регионе Балтийского моря, подписавшей меморандум о присоединении к инициативе "Один пояс — один путь", но также одной из первых покинула оба формата. Многие политики и эксперты считают, что формат "17+1" слишком разделяет европейских участников и его следует заменить на формат "ЕС 27+1".
Рост китайского влияния в рамках инициативы "Один пояс — один путь" также вызывает немало нареканий. Латвия в 2022 году вышла из этого формата из-за отсутствия ощутимых выгод для страны.
Кроме того, в целом интерес китайских инвесторов к инфраструктуре балтийских стран воспринимается неоднозначно. С одной стороны, китайские инвесторы обладают необходимыми средствами, богатым опытом и компетенциями в развитии инфраструктуры. Строительные компании КНР активно реализуют крупные проекты по всему миру, такие как аэропорт в Пакистане, высокоскоростная железнодорожная линия в Индонезии, порт в Эфиопии и подвесной мост в Мозамбике.
Рижский порт - Sputnik Латвия, 1920, 04.05.2021
Транзит
Экс-министр: при плохих отношениях Россия оставит Латвию без грузов из Индии и Китая
С другой стороны, рост влияния Китая может нести угрозы долгосрочной стабильности, особенно в свете развития торгово-экономических отношений Китая с Россией, противоречий во внешней торговле с США, а также потенциального политического влияния, следующего за экономическими и внешнеторговыми проектами, считают в ЕС.
В то же время в Европе растет понимание важности Индо-Тихоокеанского региона, что требует взвешенного подхода к развитию торгово-экономического сотрудничества с Китаем, в противном случае, опасаются в ЕС, КНР может получить монопольное положение в торговле в некоторых районах.
Латвия уже извлекла уроки из чрезмерной зависимости от России в плане энергоносителей, столкнувшись с последствиями резкого роста цен после начала СВО. Поэтому, по мнению многих экспертов, основной стратегией для Латвии является следование общеевропейскому курсу, где у ЕС как объединения более сильная переговорная позиция с Китаем.
Лента новостей
0