Граждане Нидерландов могут оказаться в латвийской тюрьме

© Sputnik / Иван Руднев / Перейти в фотобанкОхранный периметр тюрьмы
Охранный периметр тюрьмы - Sputnik Латвия, 1920, 06.06.2024
Подписаться
За помощь нелегальным мигрантам в Латвии можно попасть в тюрьму, даже если это было сделано из лучших побуждений
РИГА, 6 июн — Sputnik. Двум голландцам грозит тюремное заключение сроком до восьми лет в Латвии за помощь группе беженцев, сообщает The Guardian.
Граждане Нидерландов Абдулаал Хусейн, 24-летний актер, и Мартина Доппен, 30-летняя экоактивистка, были освобождены под залог, но должны предстать перед латвийским судом позднее в этом году.
Хусейн, гражданин Нидерландов суданского происхождения, сказал, что его младшая сестра Маброка покинула Судан прошлой весной после того, как приняла участие в документальном фильме, в котором подчеркивалась ее активность против местного режима.
Ей удалось добраться до Египта, где она заплатила посредникам, чтобы те помогли ей с путешествием через Россию и Беларусь. Ее группе удалось успешно пересечь границу с Латвией, но контрабандисты оставили ее и четырех других суданцев в заброшенном фермерском доме, где она застряла без еды, воды и отопления.
"Когда она смогла связаться с нами и сообщить о своем местонахождении, мы попытались найти в Латвии кого-нибудь, кто мог бы ей помочь, но это было невозможно, поэтому мы решили сами поехать туда и спасти ее", — говорит Доппен.
Судья выносит приговор - Sputnik Латвия, 1920, 05.02.2024
Нашел подработку: перевозчики мигрантов часто попадают под суд
Маршрут через Беларусь в ЕС используется нелегальными мигрантами с 2021 года. В странах Балтии и Польше в этом обвиняют президента Беларуси Александра Лукашенко, который таким образом якобы ведет против них гибридную войну.
Активисты подчеркивают, что многие из тех, кто пересекает границу, действительно нуждаются в помощи и заслуживают того, чтобы их заявления о предоставлении убежища были услышаны. Вместо этого пограничники в Польше и Латвии не позволяют людям, пересекающим границу, просить убежища, и вытесняют их обратно. Те зачастую застревают в нейтральной зоне в лесу на несколько дней или недель, поскольку белорусские пограничники не позволяют им вернуться в Беларусь.
За последние три года на границе погибло много людей. В отчете Amnesty International, опубликованном в конце 2022 года, говорится о систематическом жестоком обращении латвийских пограничников с людьми, пытающимися перейти границу.
"Латвийские власти… пытали и жестоко обращались с людьми; подвергли многих чрезмерному применению силы, произвольно задерживали людей в секретных местах, что в некоторых случаях могло быть приравнено к насильственному исчезновению", — говорится в докладе.
Хусейн и Доппен посадили Маброку и двух других женщин в машину и отвезли их в дом знакомой в Литве. Они знали, что, если латвийские власти поймают оставшихся в стране беженцев, их, вероятно, вытеснят обратно в Беларусь.
"Мы оставили немного еды, но двое оставшихся людей были слабы и очень напуганы. Мы просто последовали своему внутреннему чутью и решили, что нам нужно вернуться за ними", — говорит Доппен.
Литовско-белорусская граница  - Sputnik Латвия, 1920, 16.05.2024
Граждане Кубы заблокировали КПП на границе Литвы и Беларуси
Они поехали обратно, однако после того, как они забрали с собой оставшихся двоих суданцев, их остановили на дороге и арестовали по подозрению в контрабанде людей. Все четверо были доставлены в полицейский участок.
"Я объяснил полицейским, что эти люди в опасности, они были без еды пять дней, а им было все равно, они оставили их на земле в полицейском участке на всю ночь", — рассказала Доппен.
Она и Хусейн также были арестованы. Ее быстро выпустили под залог на сумму 6200 евро, а Хусейна отправили в тюрьму и выпустили только после внесения залога в размере 30 000 евро через месяц.
В тюрьме он встретил кубинца, арестованного по той же причине: он приехал в Латвию, чтобы встретиться со своей женой, которая приехала из Беларуси в надежде присоединиться к нему в Германии.
"Хотя закон не запрещает человеку, например, предоставлять еду и питье, как только его перевезут или предоставят кров, наступает уголовная ответственность с тяжелыми последствиями", — заявил Раймондс Бриедис, латвийский адвокат Хусейна.
Хусейн, который работал волонтером, помогая вновь прибывшим беженцам интегрироваться в голландское общество, сказал, что, по его мнению, было глубоко несправедливо подвергать кого-то суду за попытку помочь нуждающимся людям, если их мотив был только гуманитарным, а не финансовым.
Молоток судьи  - Sputnik Латвия, 1920, 12.01.2024
За перевозку нелегальных мигрантов по Латвии можно попасть в тюрьму
Обоим грозит от двух до восьми лет тюрьмы. Доппен и Хусейн планируют признать свою "вину", но заявляют, что действовали из сострадания и человеческих инстинктов, и надеются на условный срок.
Оба сейчас находятся в Нидерландах, но будут вынуждены вернуться в Латвию для суда. Маброка находится в Нидерландах в ожидании решения по ее заявлению о предоставлении убежища.
Суд, судя по всему, является частью попытки запугать любого, кто захочет помочь на границе. В отличие от Польши, где сеть активистов предлагает помощь и содействие людям, переезжающим из Беларуси, в Латвии такой работой почти никто не занимается.
Иева Раубишко, одна из немногих активисток, сделавших это в последние годы, в настоящее время находится под судом. Ее арестовали за оказание помощи группе сирийских беженцев в закрытой зоне вблизи границы в начале 2023 года. Теперь ей грозит тюремный срок до двух лет.
"Мы опасались за их жизнь и здоровье. Мы встретили их в Латвии, не были уверены, что нам удастся с ними встретиться. Они приехали под снегом, и мы сразу вызвали скорую и пограничников. Мы очень беспокоились за их жизнь", — говорит Раубишко.
Забор из колючей проволоки на латвийско-белорусской границе - Sputnik Латвия, 1920, 29.02.2024
Гумпомощь или организация незаконного пересечения границы: начался суд над Раубишко
Двое из пяти спасенных ей сирийцев уже получили убежище в Латвии, но власти обвинили Раубишко в содействии их незаконному переходу границы. По ее словам, судебный процесс против нее и дело против голландской пары направлены на то, чтобы удержать кого-либо от помощи беженцам.
"У нас есть граница с двумя жестокими, непредсказуемыми режимами, и идет война. Я понимаю проблемы безопасности. Но я не могу допустить, чтобы люди теряли конечности или умирали неопознанными на наших границах", — говорит она.
Лента новостей
0