Дома дети от латышского отдыхают: родители русских школьников оценивают реформу

© iStock / skynesherПустой класс
Пустой класс  - Sputnik Латвия, 1920, 29.05.2024
Подписаться
Ученики школ нацменьшинств и их родители скептично оценивают результаты реформы. Школьники признают, что сил на другие предметы, помимо латышского, не остается, есть снижение оценок. Кроме того, не происходит интеграции латышского языка во внешкольную жизнь
РИГА, 29 мая — Sputnik. Более трети (35%) первоклассников и четвероклассников, которые учатся в школах нацменьшинств и в этом учебном году начали обучение по-латышски, используют госязык только в школе, показал опрос родителей школьников, проведенный компанией Edurio.
Данные опроса были обнародованы на форуме, на котором представители Рижского самоуправления, Минобразования, а также школ обсуждали, как идут дела с переходом на обучение на латышском языке, пишет газета Latvijas Avīze.
С 1 сентября 2023 года переход на государственный язык обучения состоялся во всех дошкольных образовательных учреждениях, а также в 1, 4 и 7-х классах школ. С 1 сентября 2024 года это произойдет в 2, 5 и 8-х классах всех школ, а с 1 сентября 2025 года - в 3, 6 и 9-х классах.
В ходе исследования родителей спросили, помогают ли они детям в изучении латышского языка. Выяснилось, что большинство родителей стараются помогать разными способами, и только 4% первоклассников и 2% четвероклассников справляются с этим самостоятельно.
Пустой класс  - Sputnik Латвия, 1920, 19.01.2024
"Даже стены должны говорить на латышском": переход русских школ на госязык идет сложно
Как отметила представитель проводившей опрос компании Лаума Туча, родители в основном целенаправленно учат детей латышскому языку, читают вместе с ними книги на госязыке, но мало сами разговаривают с детьми по-латышски.
Так, 12% первоклассников и 18% учеников 4-х классов изучают латышский язык с репетитором, а 12 и 11%, соответственно, - на занятиях по образованию по интересам, в том числе в кружках по латышскому языку.
Опрос также показал, что родители первоклассников позитивнее относятся к обучению по-латышски, чем родители учеников 4-х классов. Отвечая на вопрос, как ребенок чувствует себя в школе, где обучение, воспитательный процесс и мероприятия проходят на латышском языке, 36% родителей первоклассников и 23% родителей четвероклассников ответили, что у ребенка в школе все хорошо.
По оценке родителей, лучше у детей получается слушать, что на латышском говорят другие, а труднее всего - самим говорить по-латышски. Родители признают, что детям часто страшно говорить по-латышски, трудности доставляют также чтение и письмо. Кто-то из родителей признался, что сейчас ребенок другие учебные предметы не осваивает, учит только латышский язык.
Один из негативных аспектов реализации реформы, который выявил опрос родителей, заключается в том, что довольно большая часть родителей учеников не знает, к кому в школе обращаться, если ребенок испытывает трудности с обучением по-латышски: об этом заявили 37% первоклассников и 44% родителей четвероклассников.
Ранее министр образования Анда Чакша заявила, что тяжелее всего переход на латышский дается ученикам четвертых классов. "Если изначально предполагалось, что сложнее всего будет в первых и седьмых классах, а оказалось, что самый сложный — четвертый класс с той точки зрения, что, может, еще недостаточны знания языка, но параллельно нужно изучать содержание", — сказала министр.
Лента новостей
0