"Даже стены должны говорить на латышском": переход русских школ на госязык идет сложно

© iStock / uatp2Пустой класс
Пустой класс  - Sputnik Латвия, 1920, 19.01.2024
Подписаться
Объединяют общество на основе латышского языка или насаждают? Министр образования Анда Чакша называет реформу школ государственно важной задачей для прекращения сегрегации, но достигает ли она цели?
РИГА, 19 янв — Sputnik. Министр образования Латвии Анда Чакша, оценивая итоги первого полугодия в школах, заявила, что школам, где раньше преподавали на русском, переход на латышский дается сложно, но это "государственно важный проект с точки зрения общества".
С 1 сентября 2023 года переход на государственный язык обучения состоялся во всех дошкольных образовательных учреждениях, а также в 1, 4 и 7-х классах школ. С 1 сентября 2024 года это произойдет в 2, 5 и 8-х классах всех школ, а с 1 сентября 2025 года - в 3, 6 и 9-х классах.
По словам Чакши, тяжелее всего переход на латышский дается ученикам четвертых классов.
"Если изначально предполагалось, что сложнее всего будет в первых и седьмых классах, а оказалось, что самый сложный — четвертый класс с той точки зрения, что, может, еще недостаточны знания языка, но параллельно нужно изучать содержание", — сказала министр.
Учебники на русском и латышском языках - Sputnik Латвия, 1920, 03.12.2023
"Латышский язык придется знать": учебные материалы в начальных школах Латвии заменят
По ее словам, важно, чтобы все учителя владели латышским на уровне не ниже С1, чего не придерживались в некоторых самоуправлениях. Министр назвала это "халатностью", за которую "мы платим цену", так как это влияет и на знания детей в школах. "Учителя должны быть носителями языка, чтобы у учеников не было ошибок", — подчеркнула министр.
Для облегчения перехода на госязык обеспечиваются курсы для учителей и языковые лагеря для детей, и на них есть большой спрос, отметила Чакша.
"Один из принципов: даже стены должны говорить по-латышски, чтобы дети могли изучать новые слова и совершенствовать знания языка", — сказала глава Минобразования.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что думают ученики и родители касательно реформы образования: они скептично оценивают результаты. Ученики признают, что уровень знания латышского языка у них вырос, потому что латышский стал главным для них предметом, но на другие предметы времени и сил уже часто не остается. Предвариетльные итоги показывают снижение оценок учеников бывших школ нацменьшинств. Кроме того, не происходит интеграции латышского языка во внешкольную жизнь.
Есть большие проблемы с нехваткой педагогов – многие по возрасту выходят на пенсию, а на смену им система не готовит новых учителей. Нет методик, которые бы помогали детям быстрее выучить термины на латышском, от учителей требуется другой подход, но не разработано новой базы. Периодически в школах случаются конфликты, особенно из-за того, что некоторые педагоги хотят "отойти от принятых решений".
Лента новостей
0