Ветропарки - это "пирамида". Не лучше ли Латвии построить АЭС?

© Sputnik / Андрей Соломонов / Перейти в фотобанкЯдерное топливо
Ядерное топливо - Sputnik Латвия, 1920, 17.05.2024
Подписаться
Правительство и чиновники в Латвии считают, что лучше игнорировать кампанию пропаганды атомной энергетики, которую, согласно решениям Еврокомиссии, финансирует Фонд интеграции общества и реализует Учебный центр развития и инноваций
РИГА, 17 мая — Sputnik. Пусть и совпадение, но очень уж четкое – 15 мая прошло мероприятие по популяризации атомной энергетики "Ядерная энергетика для Латвии", а 16 мая – обсуждение правительственного доклада "О развитии экономики Латвии" в Сейме, которое демонстративно игнорировала атомную энергетику, пишет Арнис Клуйнис в Neatkarīgā.
Министр энергетики и климата Каспарс Мелнис на мероприятии "Ядерная энергетика для Латвии" выступил со вступительным обращением, а далее Лига Куревска, госсекретарь министерства климата и энергетики, упомянула атомную энергию в качестве одного из возможных заменителей ископаемых энергетических ресурсов.
Минклимата и энергетики подготовило для представления правительству информационный отчет "Возможности развития атомной энергетики в Латвии" даже в двух версиях, датированных январем и мартом этого года. В деталях отчета отмечается, что оба раза проект отчета направлялся на утверждение в Минэкономики. Однако это ведомство в докладе "О развитии латвийской экономики", который правительство утвердило в качестве основы для дебатов в Сейме, атомной энергетики не коснулось ни словом.

Чем меньше конкретики, тем проще пообещать

Нельзя сказать, что Минэкономики полностью игнорирует вопрос обеспечения энергии для такого экономического развития Латвии, чтобы за 20 лет удвоить ВВП и так далее. Принципиальный ответ на этот вопрос выражен в словах "технологии с нулевым уровнем выбросов – "зеленый водород" и производство получаемых из него химических соединений". Это было указано и в отчете ведомства, и прозвучало из уст министра экономики Виктора Валайниса.
Ответ Минэкономики – это указание на технологии, которых в мире нет. То есть аппарат госуправления Латвии в целом снимает с себя ответственность в том случае, если такая технология не будет разработана в течение ближайших пару десятков лет – до окончания планов, предложенных во вчерашнем документе. АЭС – это нечто более конкретное, по крайней мере, на уровне названия, более привычное. Если бы латвийское государство пообещало построить такой объект, но не построило, было бы труднее оправдаться – мол, виноваты все остальные, только не они.

Новый маршрут "зеленого курса"

Структуры Евросоюза изменили отношение к атомной энергетике, из-за которой Литва когда-то была вынуждена закрыть Игналинскую АЭС, что привело к болезненному энергодефициту как в Литве, так и в Латвии.
Изменение отношения выразилось в феврале 2022 года решением включить в число "зеленых" или устойчивых источников энергии природный газ и ядерное топливо, а также разрешить финансирование новых проектов в этих областях. Речь не только о финансировании из фондов ЕС, но и о банковских кредитах и других финансовых инструментах, без которых строительство любой новой АЭС нереально. На мероприятии "Ядерная энергетика для Латвии" неоднократно упоминалось как это решение, так и состоявшаяся в конце прошлого года 28-я Конференция ООН по изменению климата, на которой страны согласились с необходимостью атомной энергетики для сокращения выбросов CO2.
Белорусская АЭС - Sputnik Латвия, 1920, 24.05.2023
"Мы опоздали": специалист дал оценку проекту строительства АЭС в Латвии
Долгие годы война с ядерной энергетикой рассматривалась в рамках борьбы с глобальным потеплением. Сейчас она стала отличительным знаком "зеленых" организаций на рынке политических и социальных предложений в Западной Европе, но реальную политику скорректировали другие силы, также провозглашающие "зеленый" курс, "зеленую" экономику и прочее. Среди проповедников "зеленых" лозунгов мнения разделились не о цели, а о средствах ее достижения.

Ветроэнергетика похожа на пирамиду

Способность "зеленых" проповедников предвидеть последствия своих действий оказалась весьма скромной, но очевидное они разглядели. Они поняли, что растущие объемы производства "зеленой" энергии требуют держать в резерве мощности для получения энергии, когда не светит солнце и не дует ветер. В противном случае возможны неприятности, от которых, может быть, даже не удастся откупиться деньгами. 5 января этого года Латвии удалось откупиться, заплатив на бирже NordPool 1478,91 евро за мегаватт-час, но потребителям пришлось к этой сумме добавить тарифы на доставку и налоги. Этот рекорд превзошел даже цены осени 2022 года, завышенные спекулянтами. В январе этого года цены выросли так, что большинство потребителей не смогли бы оплатить тариф, сохранись они несколько дней подряд. Рост цен был вызван сильным холодом в Скандинавии: нужно было много энергии для производства тепла, мороз сковал водоемы, сократив выработку на гидроэлектростанциях, к тому же при штиле остановилась работа ветропарков. Скандинавов спасла Рижская ТЭЦ-2 или Latvenergo, которая примерно по одинаковым ценам продавала свою электроэнергию Латвии и Финляндии, оставшимся в тот момент без собственной электроэнергии.
Ветрогенераторы - Sputnik Латвия, 1920, 25.02.2022
Заменит ли латвийский ветер российский газ?
ЕС изменил свою позицию в отношении ядерной энергетики, ведь чем больше доля электроэнергии в общем энергопотреблении, тем опаснее остаться без электричества. Остаться без электричества для освещения, холодильника и компьютера – это неприятно, а вот остаться зимой без отопления – опасно. А в будущем потеря электроэнергии приведет к остановке автомобильного транспорта и ряда отраслей промышленности. Электрификация всех этих секторов становится неизбежной из-за энергетической базы на ветровой и солнечной энергии, производство которой становится схожим с "пирамидами": оно может существовать только до тех пор, пока растет в объеме. То есть теоретически энергия ветра и солнца может быть дешевой только в том случае, если ее потребление огромно и позволяет использовать всю произведенную энергию. Если ветрогенераторы и солнечные панели придется закрыть из-за отсутствия потребления, производителям придется обанкротиться или поднять цену, чтобы поддерживать простаивающее оборудование. Однако постоянно растущий объем ветровой и солнечной энергии требует постоянно растущих резервных мощностей.
Андрис Кулбергс, член оппозиционного "Объединенного списка", пришел на мероприятие "Ядерная энергетика для Латвии" с расчетами о том, сколько дней в году придется искусственно останавливать ветряные и солнечные электростанции из-за перепроизводства электроэнергии, и сколько дней в году они будут стоять из-за отсутствия ветра или солнца. На следующий день на заседании в Сейме энергетическому разделу в отчете Минэкономики "О развитии экономики Латвии" он уделил меньше внимания, чем можно было от него ожидать.

Как было бы хорошо иметь АЭС

Итак, ЕС или ЕК разрешили Латвии сосредоточиться на атомной энергетике, но Латвия это разрешение восприняла без энтузиазма. Конечно, энтузиасты атомной энергетики в стране есть. Ведущий мероприятия Ансис Богустовс отметил, что на данный момент пропаганда атомной энергетики пока не вызвала никакого отклика – никто не пришел с отчетом о том, что сделано за последние годы, что приблизит строительство АЭС через 10–15 лет. Агрис Ауце, координатор проектов ядерного деления Латвийского университета, пессимистически отметил, что Латвия теряет уровень знаний и навыков, при котором в стране возможна ядерная энергетика.
Но пока ничего реального нет, остается запускать на полную мощность ядерную рекламу, например, пообещать жителям Риги и окрестностей бесплатное тепло, если центральная теплосеть будет подключена к построенной на окраине Межапарка АЭС вместо Рижской ТЭЦ-1. Профессор Рижского технического университета Олег Линкевич указал на такие возможности на примере АЭС Бецнау, которая обогревает жителей на границе Швейцарии и Германии. В этом смысле нет разницы между АЭС и ТЭЦ, которые одинаково должны избавляться от тепла, остающегося в паровом конденсате, используемом для производства электроэнергии. Разница лишь в том, что люди более предвзято относятся к жизни с АЭС в ландшафте, чем к жизни с ТЭС на том же месте.
Лента новостей
0