Деньги на ветер: эксперты оценили инвестиции государства в airBaltic

CC BY 2.0 / Kārlis Dambrāns / Dinner in the Sky, JūrmalaГоловной убор сотрудницы AirBaltic
Головной убор сотрудницы AirBaltic - Sputnik Латвия, 1920, 07.05.2024
Подписаться
На прошлой неделе правительство поддержало покупку облигаций латвийской национальной авиакомпании airBaltic на сумму до 136 млн евро; однако мнения экспертов относительно целесообразности такой сделки в корне расходятся
РИГА, 7 мая — Sputnik. Чтобы обеспечить возможность выплаты всех денег владельцам выпущенных прежде облигаций, airBaltic до конца июля необходимо 200 миллионов евро. Пять лет назад облигации купили более сотни инвесторов из 25 стран. Если государство выделит 136 миллионов евро, то еще неизвестно, откуда airBaltic возьмет недостающие 64 миллиона.
Самолет Airbus A220-300 латвийской авиакомпании airBaltic в международном аэропорту Риги  - Sputnik Латвия, 1920, 02.05.2024
Сейм разрешил министру финансов приобрести облигации airBaltic на сумму до 136 млн евро
При негативном сценарии мечта о котировке акций airBaltic на бирже рухнет, пишет обозреватель Neatkarīgā Марис Краутманис. Но самое страшное то, что существует угроза неплатежеспособности, банкротства и ликвидации. И тогда купленные за большие деньги самолеты будут дешево продаваться с молотка.

Ошлейс: "Все будут в выигрыше"

Впрочем, не все эксперты разделяют такие опасения. Так, предприниматель и экономист Янис Ошлейс считает решение правительства абсолютно правильным.
"В случае с airBaltic сейчас нет необходимости увеличивать уставный капитал, однако ценные бумаги, которые airBaltic ранее выпустила и продала финансовым учреждениям, необходимо рефинансировать, - поясняет он. - Если airBaltic не станет платить по этим ценным бумагам, то финансовые учреждения могут попытаться добиться выплаты, вплоть до объявления компании неплатежеспособной. Будет правильно эти ценные бумаги выкупить. В этом случае вопрос в том, кто их выкупит. Были попытки добиться, чтобы кто-нибудь еще раз купил эти ценные бумаги, и выпустить новые, но это не сработало. Поэтому идея состоит в том, что это должно сделать правительство. Это очень правильная мысль, поскольку риск по ценным бумагам относительно невелик – значительно ниже, чем по акциям.
Для airBaltic это хорошо – видно, что государство ее поддерживает. С точки зрения государства, такой шаг очень выгоден, поскольку airBaltic — прибыльная компания. Риск потерять эти деньги очень низок, выигрыш в виде процентов высок. И хорошо, что airBaltic имеет возможность развивать и увеличивать свой флот. Правительство дает деньги взаймы, получает процентную ставку и обеспечивает работу авиакомпании. В конце концов все в выигрыше".

Стракшас: "Гаусса надо гнать!"

В свою очередь, бывший вице-президент VAS Latvijas dzelzceļš Айвар Стракшас в интервью Neatkarīgā заявил, что понимает мотивы правительства и действия министра финансов Арвилса Ашераденса, но, по его мнению, правительство не все говорит обществу.
"Для государства пустить авиакомпанию "на дно" было бы то же самое, что выбросить на ветер 500 миллионов евро, - подчеркивает Стракшас. - Возможно, во всем этом деле еще можно что-то улучшить.
Однако бизнес-план airBaltic неудачен – он не обеспечивает положительный денежный поток и нуждается в корректировке. Я считаю, что генеральный директор и председатель правления airBaltic Мартиньш Гаусс должен быть заменен, потому что он просто насмехается над всеми.
Дать больше денег Гауссу, который "закопал" сотни миллионов? Дать ему еще 100, 200, но этого все равно будет недостаточно, потому что нужно 300? И тогда он купит больше самолетов. Он все глубже и глубже погружается в проблемы.
Самолет компании Nordica - Sputnik Латвия, 1920, 16.03.2024
Гаусс: мы не видим Nordica в качестве дополнения к airBaltic
На мой взгляд, решение такое: отправить в отставку Гаусса, одолжить авиакомпании деньги, поставить нормальный менеджмент и организовать авиакомпанию".

А что говорит агентство Fitch?

А вот эксперт в области экономики, налогов и банковской сферы Гундарс Витолс предлагает заглянуть в последнюю оценку рейтингового агентства Fitch, которую запросила сама компания аirBaltic.
"В конкретном случае был заказан IDR (Issuer Default Rating). Он описывает риск того, насколько вероятно, что кредитор потеряет хотя бы часть денег, - пишет Витолс на своей странице в социальной сети. - Рейтинг аirBaltic – B минус. Это означает, что риск невозвращения значителен, но есть и маргинальная надежда на то, что можно вернуть. Предоставление денег компании является "высоко спекулятивной" сделкой".
К тому же в рейтинговом агентстве заявляют, что, если правительство вмешается в финансирование компании, это будет плохой новостью - фактически это будет указывать на неспособность компании финансировать себя, и потенциально рейтинг может быть понижен еще больше - до следующего уровня CCC, а это означает, что риск дефолта очень высок.
А если компания обанкротится, сколько денег потеряет кредитор?
"Не все, скорее всего, - отвечает эксперт. - Тут новости там позитивные. Для этого есть отдельный рейтинг – так называемый индекс восстановления. Компании airBaltic присвоен RR3, что означает, что в случае неплатежеспособности 50-70% заемных денег можно будет вернуть (это не считая сотен миллионов, влитых в компанию ранее, поскольку они уже полностью потеряны/потрачены на 100%. Речь идет только о заемных деньгах).
Далее перечислены позитивные факторы, такие как лизинг самолетов (он приносит прибыль), сильные позиции на рынке... Отсюда и маргинальная надежда, что ничего плохого не произойдет".
Лента новостей
0