Почему цены в латвийских магазинах такие разные

CC BY 2.0 / Marco Verch / Shopping Cart: Standing in the Line for CheckoutПотребительская корзина
Потребительская корзина  - Sputnik Латвия, 1920, 03.05.2024
Подписаться
Торговцы не должны думать об интересах местных производителей, это задача политиков
РИГА, 3 мая — Sputnik. Конкуренция между сетями магазинов в Латвии самая слабая в странах Балтии. В результате в стране самая большая разница в ценах, признала Ингуна Гулбе, глава Центра содействия сельскохозяйственному рынку Института сельскохозяйственных ресурсов и экономики в разговоре с TVNet.
"Если в Литве, зайдя в один магазин, в магазины других торговцев уже практически можно не заходить, потому что цены почти одинаковые, то в латвийских сетях магазинов цена на товар может отличаться даже в два раза", – отметила Гулбе.
Она подчеркнула, что дело в слабой конкуренции между латвийскими магазинами.
"Конкуренция в Латвии низкая, и это одна из причин, почему мы переплачиваем за продукты питания. Конечно, слишком сильная конкуренция тоже ни к чему – тогда торговцы конкурируют между собой до полного иссякания сил", – уверена эксперт.
Пустой кошелек, архивное фото - Sputnik Латвия, 1920, 20.07.2023
Сельские магазины вынуждены поднимать цены из-за сокращения количества жителей
Совет по конкуренции полагает, что торговые сети в среднем применяют более высокую наценку к продуктам, произведенным в Латвии, чем к импорту. Гулбе отметила, что в этом вопросе решения должны принимать политики, потому что торговцы закон не нарушили, за исключением положений о добросовестной торговой практике.
"Задача бизнеса — получить прибыль и продать то, на чем можно заработать. Если вы вырастили клубнику, то зачем продавать ее дешевле, если можно продать дороже? Но нужно найти решения, чтобы с помощью маркетинга стимулировать потребление местных продуктов. Торговцы не заинтересованы, чтобы товар пылился на полке, им нужно, чтобы его купили, как только он попадет на полку магазина. Если бы покупали больше латвийских товаров, то и торговец был заинтересован закупить больше", — считает Гулбе.
На ее взгляд, нужно стремиться к пропорциональности.
"Торговцы сейчас больше думают о различных требованиях, о благополучии животных, заявляют, что больше не будут покупать яйца, полученные от кур в клетках, но не думают о местных предприятиях. Торговца интересует, как себя чувствуют несушки, а не то, как чувствует себя работник в латвийской компании.
Это не приоритет торговцев. Они не должны приходить с плакатами о том, что мы – за латвийские предприятия и людей, которые в них работают. На самом деле это дилемма, ведь торговец еще должен подумать о среде, в которой они работает, и о том, чтобы экономика процветала", — напомнила Гулбе.
С другой стороны, это нормально, если продукция латвийских компаний в магазинах других стран дешевле, чем в Латвии, говорит она. Такие бренды, как хлеб Lāču, сырки Kārums, шоколад Laima, популярны в Латвии, а в Литве и Эстонии все иначе – у них есть свои собственные бренды. Следовательно, продукцию соответствующих латвийских брендов невозможно продать на этих рынках за такие деньги, поскольку жители Литвы и Эстонии готовы платить больше только за местную продукцию.
В супермаркете Максима в Валге - Sputnik Латвия, 1920, 04.04.2024
Латвийских торговцев уговаривают снизить цены на местные продукты
"Производителю выгодно производить много, потому что себестоимость единицы меньше. Поэтому предприятию экономически выгодно производить много и продавать соседям даже дешевле", — объяснила Гулбе.
При этом, она подчеркнула, те покупатели, которые могут себе это позволить, должны требовать больше местных продуктов. Ведь большинство покупателей выбирают самые дешевые продукты – продукцию собственной торговой марки супермаркетов.
"Мы все страдаем от того, что у нас нет хорошей бизнес-среды. У крупных торговых сетей не было желания прийти на латвийский рынок и создавать конкуренцию. Значит, правительство должно идти и приглашать крупных инвесторов и создавать соответствующую среду. Бизнес-среда у нас неблагоприятна не только для торговых сетей, но и для бизнеса в целом.
Проблемой является и низкий уровень доходов населения – торговцам сложно балансировать между покупателями с доходом выше 10 000 евро и покупателем с доходом в 800 евро. Торговцу приходится балансировать, как удержать обоих", – рассказала Гулбе.
Лента новостей
0