https://lv.sputniknews.ru/20240408/pribrezhnye-shvedy-malyy-narod-estonii-27653505.html
"Прибрежные шведы": малый народ Эстонии
"Прибрежные шведы": малый народ Эстонии
Sputnik Латвия
Раньше шведы были второй по величине этнической группой в Эстонии 08.04.2024, Sputnik Латвия
2024-04-08T12:46+0300
2024-04-08T12:46+0300
2024-04-08T13:29+0300
пресс-дайджест
эстония
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e8/04/08/27653992_0:405:2781:1969_1920x0_80_0_0_c609a2196a8669178590fbaee048ef43.jpg
РИГА, 8 апр — Sputnik. Если ехать по Западной Эстонии, вдоль трассы Таллин - Хаапсалу региона Ноароотси, можно заметить, что названия гимназий в маленьких городках написаны по-шведски, дома на хуторах выглядят не совсем обычно, а на флагах Эстонии вместо привычной белой полосы — желтая. В магазинах легко найти шведские продукты, а дома здесь крыты соломой, что для Эстонии нетипично, рассказывает Kontext.lv. Это — земля "прибрежных шведов", которые много столетий назад приплыли сюда по Балтийскому морю и прожили в Эстонии почти тысячу лет. Раньше шведы были второй по величине этнической группой в регионе, сейчас эстонских шведов и их потомков осталось всего несколько сотен. О том, что когда-то здесь жили шведы, напоминают вросшие в землю мшистые кресты на кладбищах, шведские топонимы в названиях поселков и крохотный музей Rannarootsi, расположенный в "столице" прибрежных шведов — городе Хаапсалу. "Ранна-роотси" в переводе с эстонского — народ "береговых шведов", или прибрежных шведов. Шведские рыбаки и крестьяне испокон веков перебирались сюда через Балтийское море и обживали не заселенные эстонцами острова и берега. Их число на протяжении веков было примерно постоянным — 5—8 тысяч человек, или около 10 процентов жителей Эстонии. Та часть побережья Эстонии, на которой жили шведы, раньше называлась Айболанд. Она включала в себя несколько островов Моонзундского архипелага (Хийумаа, Вормси, Муху и Сааремаа), острова Рухну в Рижском заливе и Осмуссаар в Финском, прибрежные Найссаар и Пакри, а также полуостров Наороотси близ Хаапсалу. О жизни и судьбе прибрежных шведов увлеченно рассказывает гид музея в Хаапсалу, историк Юло Кальм — прибрежный швед, родившийся и выросший в Финляндии. Уже во время независимости он вернулся на историческую родину, чтобы изучать историю своего народа и хранить о нем память. Он ведет экскурсии на нескольких языках — эстонском, шведском и английском, но не на русском, которого не знает. "Рунические камни, найденные в Швеции, повествуют о людях, которые ездили в Эстонию. Видимо, число шведских прибрежных поселений в Эстонии увеличилось в эпоху викингов, поскольку было известно об их походах через Балтийское море с целью торговли, ограбления поселений и захвата рабов", - рассказывает Кальм. Последующую колонизацию ученые связывают с ранним Средневековьем, в частности, с крестовым походом короля Эрика IX Святого в Финляндию в XII веке. Шведы впервые упоминаются в 1294 году среди подданных Эзель-Викского епископства на западе современной Эстонии. В 1340-е годы, после восстания Юрьевой ночи, началось масштабное переселение шведов в Ливонию. У шведов в Эстонии были свои имения, на которые распространялся "шведский закон". Согласно ему, прибрежные крестьяне могли свободно перемещаться, то есть они не были крепостными, а имели статус, аналогичный крестьянам Швеции и Финляндии. Хотя им также приходилось выплачивать оброк и отбывать барщину, шведские поселенцы все равно чувствовали себя свободнее эстонских крестьян. В 1781 году Екатерина II распорядилась выселить шведов с острова Дагё (Хийумаа) и отправила их на недавно отвоеванные у Османской империи земли в Крыму. Более 1200 прибрежных шведов отправились туда пешком, и около половины из них не добрались до места назначения. В Херсонской области, в районе Новой Каховки, переселенцы основали село Змиевка, или Старошведское, которое существует до сих пор. Швеция налаживала контакты с эстонскими шведами с XIX века. Она начала посылать миссионеров и учителей в деревни эстонских шведов, чтобы повысить их культурное самосознание. "В 1870-е годы на остров Вормси приехал миссионер Ларс Йохан Остерблом, и с этого момента началось харизматическое протестантское движение", — говорит антрополог и музыкант группы Puuluup Марко Вейссон. Остерблом научил местных жителей пользоваться печным отоплением и строить печи (до тех пор в домах эстонских шведов на Вормси печей не было), а также укладывать дощатый пол вместо земляного. После начала религиозного возрождения декольте были запрещены, и женская одежда эстонских шведов стала полностью закрытой. Также были запрещены все кабаки на острове. Возражали миссионеры и против тальхарпы — традиционного инструмента прибрежных шведов, который использовали в основном для того, чтобы играть на танцах. Шведы острова Вормси собрали по деревням все свои тальхарпы и сожгли, чудом сохранились только несколько инструментов. В начале XX века на Ноароотси стали появляться первые культурные общества местных шведов: в 1903 году стал издаваться первый в Эстляндии журнал на шведском, а в 1909-м было создано Шведское просветительское общество (SOV). Дальше была Первая Эстонская республика, шведская гимназия, культурная автономия... Во времена Первой Эстонской республики эстонские шведы развивали Rootsi Rahvaliit, Шведскую народную лигу — партию, представлявшую интересы национального меньшинства. Она просуществовала с марта 1917 по апрель 1935 года. Несколько депутатов от Шведской народной лиги даже были избраны в Рийгикогу (парламент Эстонии). Вторая мировая война все изменила. В 1943—1944 годах большинство прибрежных шведов вместе с другими жителями Эстонии бежали в Швецию. Так была прервана сберегаемая многими поколениями культура региона Ноароотси и островов Западной Эстонии. В 1980-е годы в Таллине образовалась неофициальная группа эстонских шведов, которые тайно собирались, чтобы общаться на родном языке. Впоследствии из нее выросло общество культуры эстонских шведов (Samfundetför Estlandssvensk Kultur, SESK) — первое легальное объединение национальных меньшинств в Советском Союзе. Сейчас эстонские шведы в Эстонии малочисленны, многие за эти годы ассимилировались или уехали, и встретить сейчас в Эстонии "аутентичного" эстонского шведа — скорее экзотика, чем обыденность. Но Швеция поддерживает память о них. Государственный музей эстонских шведов в Хаапсалу в 2002 году открыла шведская королевская чета. Через комнаты музея тянется причудливый свиток-ковер, на котором изображены в виде персонажей то ли комикса, то ли народного лубка шведские короли, эстонские рыбаки, проповедники, немецкие солдаты, военачальники нескольких армий, советские рабочие и колхозницы… Если приглядеться, видно, что все эти короли, крестьяне, лодки, загадочные змеи в языках пламени, мифические рыбы и воины с мечами в руках вышиты на холсте цветными нитками. Вышитый ковер-летопись — современный. В пристройке второго этажа есть небольшая мастерская, за которой закрепилось название "Четверговые бабушки" — по четвергам здесь собираются местные пожилые женщины и занимаются традиционными народными ткачеством и вышивкой.
https://lv.sputniknews.ru/20160521/1734466.html
https://lv.sputniknews.ru/20170813/pobede-petra-nad-shvedami-posvjashhaetsja-jestonija-ustroili-narvskuju-bataliju-5569636.html
https://lv.sputniknews.ru/20190805/Yle-finnov-razdelilo-otnoshenie-k-shvedskomu-yazyku-12214159.html
эстония
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e8/04/08/27653992_52:0:2781:2047_1920x0_80_0_0_f95f01a2d2c104e1c83a55bdc4718e51.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
пресс-дайджест, эстония
"Прибрежные шведы": малый народ Эстонии
12:46 08.04.2024 (обновлено: 13:29 08.04.2024) Раньше шведы были второй по величине этнической группой в Эстонии
РИГА, 8 апр — Sputnik. Если ехать по Западной Эстонии, вдоль трассы Таллин - Хаапсалу региона Ноароотси, можно заметить, что названия гимназий в маленьких городках написаны по-шведски, дома на хуторах выглядят не совсем обычно, а на флагах Эстонии вместо привычной белой полосы — желтая. В магазинах легко найти шведские продукты, а дома здесь крыты соломой, что для Эстонии нетипично, рассказывает
Kontext.lv.
Это — земля "прибрежных шведов", которые много столетий назад приплыли сюда по Балтийскому морю и прожили в Эстонии почти тысячу лет. Раньше шведы были второй по величине этнической группой в регионе, сейчас эстонских шведов и их потомков осталось всего несколько сотен.
О том, что когда-то здесь жили шведы, напоминают вросшие в землю мшистые кресты на кладбищах, шведские топонимы в названиях поселков и крохотный музей Rannarootsi, расположенный в "столице" прибрежных шведов — городе Хаапсалу.
"Ранна-роотси" в переводе с эстонского — народ "береговых шведов", или прибрежных шведов. Шведские рыбаки и крестьяне испокон веков перебирались сюда через Балтийское море и обживали не заселенные эстонцами острова и берега. Их число на протяжении веков было примерно постоянным — 5—8 тысяч человек, или около 10 процентов жителей Эстонии.
Та часть побережья Эстонии, на которой жили шведы, раньше называлась Айболанд. Она включала в себя несколько островов Моонзундского архипелага (Хийумаа, Вормси, Муху и Сааремаа), острова Рухну в Рижском заливе и Осмуссаар в Финском, прибрежные Найссаар и Пакри, а также полуостров Наороотси близ Хаапсалу.
О жизни и судьбе прибрежных шведов увлеченно рассказывает гид музея в Хаапсалу, историк Юло Кальм — прибрежный швед, родившийся и выросший в Финляндии. Уже во время независимости он вернулся на историческую родину, чтобы изучать историю своего народа и хранить о нем память. Он ведет экскурсии на нескольких языках — эстонском, шведском и английском, но не на русском, которого не знает.
"Рунические камни, найденные в Швеции, повествуют о людях, которые ездили в Эстонию. Видимо, число шведских прибрежных поселений в Эстонии увеличилось в эпоху викингов, поскольку было известно об их походах через Балтийское море с целью торговли, ограбления поселений и захвата рабов", - рассказывает Кальм.
Последующую колонизацию ученые связывают с ранним Средневековьем, в частности, с крестовым походом короля Эрика IX Святого в Финляндию в XII веке. Шведы впервые упоминаются в 1294 году среди подданных Эзель-Викского епископства на западе современной Эстонии. В 1340-е годы, после восстания Юрьевой ночи, началось масштабное переселение шведов в Ливонию.
У шведов в Эстонии были свои имения, на которые распространялся "шведский закон". Согласно ему, прибрежные крестьяне могли свободно перемещаться, то есть они не были крепостными, а имели статус, аналогичный крестьянам Швеции и Финляндии. Хотя им также приходилось выплачивать оброк и отбывать барщину, шведские поселенцы все равно чувствовали себя свободнее эстонских крестьян.
В 1781 году Екатерина II распорядилась выселить шведов с острова Дагё (Хийумаа) и отправила их на недавно отвоеванные у Османской империи земли в Крыму. Более 1200 прибрежных шведов отправились туда пешком, и около половины из них не добрались до места назначения. В Херсонской области, в районе Новой Каховки, переселенцы основали село Змиевка, или Старошведское, которое существует до сих пор.
Швеция налаживала контакты с эстонскими шведами с XIX века. Она начала посылать миссионеров и учителей в деревни эстонских шведов, чтобы повысить их культурное самосознание. "В 1870-е годы на остров Вормси приехал миссионер Ларс Йохан Остерблом, и с этого момента началось харизматическое протестантское движение", — говорит антрополог и музыкант группы Puuluup Марко Вейссон.
Остерблом научил местных жителей пользоваться печным отоплением и строить печи (до тех пор в домах эстонских шведов на Вормси печей не было), а также укладывать дощатый пол вместо земляного. После начала религиозного возрождения декольте были запрещены, и женская одежда эстонских шведов стала полностью закрытой. Также были запрещены все кабаки на острове.
Возражали миссионеры и против тальхарпы — традиционного инструмента прибрежных шведов, который использовали в основном для того, чтобы играть на танцах. Шведы острова Вормси собрали по деревням все свои тальхарпы и сожгли, чудом сохранились только несколько инструментов.
В начале XX века на Ноароотси стали появляться первые культурные общества местных шведов: в 1903 году стал издаваться первый в Эстляндии журнал на шведском, а в 1909-м было создано Шведское просветительское общество (SOV). Дальше была Первая Эстонская республика, шведская гимназия, культурная автономия...
Во времена Первой Эстонской республики эстонские шведы развивали Rootsi Rahvaliit, Шведскую народную лигу — партию, представлявшую интересы национального меньшинства. Она просуществовала с марта 1917 по апрель 1935 года. Несколько депутатов от Шведской народной лиги даже были избраны в Рийгикогу (парламент Эстонии).
Вторая мировая война все изменила. В 1943—1944 годах большинство прибрежных шведов вместе с другими жителями Эстонии бежали в Швецию. Так была прервана сберегаемая многими поколениями культура региона Ноароотси и островов Западной Эстонии.
В 1980-е годы в Таллине образовалась неофициальная группа эстонских шведов, которые тайно собирались, чтобы общаться на родном языке. Впоследствии из нее выросло общество культуры эстонских шведов (Samfundetför Estlandssvensk Kultur, SESK) — первое легальное объединение национальных меньшинств в Советском Союзе.
Сейчас эстонские шведы в Эстонии малочисленны, многие за эти годы ассимилировались или уехали, и встретить сейчас в Эстонии "аутентичного" эстонского шведа — скорее экзотика, чем обыденность. Но Швеция поддерживает память о них. Государственный музей эстонских шведов в Хаапсалу в 2002 году открыла шведская королевская чета.
Через комнаты музея тянется причудливый свиток-ковер, на котором изображены в виде персонажей то ли комикса, то ли народного лубка шведские короли, эстонские рыбаки, проповедники, немецкие солдаты, военачальники нескольких армий, советские рабочие и колхозницы… Если приглядеться, видно, что все эти короли, крестьяне, лодки, загадочные змеи в языках пламени, мифические рыбы и воины с мечами в руках вышиты на холсте цветными нитками.
Вышитый ковер-летопись — современный. В пристройке второго этажа есть небольшая мастерская, за которой закрепилось название "Четверговые бабушки" — по четвергам здесь собираются местные пожилые женщины и занимаются традиционными народными ткачеством и вышивкой.