Новогоднее чудо для детей: что будет, если скрестить "Морозко" и "Золушку"

© Пресс-служба Нового Театра Эдуарда БояковаНовый иммерсивный спектакль для всей семьи "Морозко" в Новом Театре Эдуарда Боякова
Новый иммерсивный спектакль для всей семьи Морозко в Новом Театре Эдуарда Боякова  - Sputnik Латвия, 1920, 12.12.2023
Подписаться
В московском Новом Театре Эдуарда Боякова представили премьеру иммерсивного спектакля для детей и взрослых "Морозко"
РИГА, 12 дек — Sputnik, Алексей Стефанов. В предпраздничной Москве уже чувствуется новогоднее настроение – площади и бульвары украшены гирляндами, инсталляциями, елками и присыпаны настоящим снегом, а в театрах начались показы для детей. Одно из ярких событий этой зимы – иммерсивная притча "Морозко" в Новом Театре под руководством Эдуарда Боякова. Это неожиданное прочтение, казалось бы, старой сказки, которую изложили не только на новый лад, но и смешали с другой новогодней сказкой.
Первое, что подкупает в новом "Морозко", – месторасположение театра. Вход в самый настоящий старинный особняк в центре Москвы на Мясницкой в стиле рококо с богатой лепниной, пилястрами и скульптурами – уже праздник. Усадьба Салтыковых-Чертковых XVIII-XIX веков сама по себе похожа на сказочный дом – снаружи украшенные игрушками и огоньками елки, внутри – аутентичные залы с каминами, зеркалами и богатой лепниной.
© Пресс-служба Нового Театра Эдуарда БояковаНовый иммерсивный спектакль для всей семьи "Морозко" в Новом Театре Эдуарда Боякова
Новый иммерсивный спектакль для всей семьи Морозко в Новом Театре Эдуарда Боякова  - Sputnik Латвия, 1920, 12.12.2023
Новый иммерсивный спектакль для всей семьи "Морозко" в Новом Театре Эдуарда Боякова
Уже в фойе всех зрителей делят на три группы, надевая на руки браслеты одного из трех цветов. Нам достаются синие – и персональный артист в образе скомороха, который приглашает следовать за ним через анфилады и лестницы. Два других скомороха разводят свои группы по другим залам. Особняк настолько большой, что с ними никаких пересечений не происходит и создается ощущение, что в громадном театре нас, зрителей, очень мало.

Дальше мы оказываемся в одной из комнат усадьбы, где на небольшом подиуме начинает разворачиваться первое действие "Морозко". Скоморох становится рэпером и зачитывает стихотворение, напоминающее частушку. Потом выходит первая героиня – нежная и добрая Аленушка, говорит о пропавшем много лет назад отце и показывает ружье – все, что от него осталось. А дети и взрослые ощущают себя сопричастными к происходящему, потому как грань сцены и зала очень условная, все проходит "на ногах" – никаких стульев нет.
Дальше скоморох ведет нас во второй зал, затем в третий, где по очереди мы знакомимся с новыми персонажами сказки: злой мачехой Анфисой, одной ее завистливой дочерью Региной, а затем и второй – Викторией, говорящим псом Чернышом. Все герои обязательно поют, что явно нравится детям. А когда обращаются в зал, юные зрители стараются перекричать друг друга и первыми верно ответить на вопрос, заданный героями сказки.

В какой-то момент скоморох ведет нас снова через анфилады и лестницы куда-то вглубь особняка и все три группы зрителей, наконец, сходятся в одном зале, где на высоком подиуме разворачивается центральное действие сказки – бал. Выясняется, что сюжет крутится именно вокруг этого бала, а Морозко – не старик с посохом, а вполне себе молодой ледяной принц, который вот уже 500 лет ищет невесту. Другими словами, становится понятно, что из "Морозко" мы плавно ныряем в сказку про "Золушку".
© Пресс-служба Нового Театра Эдуарда БояковаНовый иммерсивный спектакль для всей семьи "Морозко" в Новом Театре Эдуарда Боякова
Новый иммерсивный спектакль для всей семьи Морозко в Новом Театре Эдуарда Боякова  - Sputnik Латвия, 1920, 12.12.2023
Новый иммерсивный спектакль для всей семьи "Морозко" в Новом Театре Эдуарда Боякова
В ярких лучах софитов Морозко выбирает Аленушку, но потом теряет невесту, а ее место хотят занять сестры. Прямо как в "Золушке", но только без потерянной туфельки. И вот на развязку сюжета нас приглашают уже в классический зрительский зал.
Идея автора пьесы Алексея Зензинова, воплощенная режиссером Гарольдом Стрелковым, все-таки больше рассчитана на детей. Если смотреть глазами взрослого человека, то возникает масса придирчивых вопросов – слишком четко у нас закрепились образы Морозко с Настенькой из фильма Александра Роу и классической замарашки Золушки с ее феей и каретой из тыквы из сказки Шарля Перро или братьев Гримм.
А вот сын был в восторге. В его понимании сказки еще могут переплетаться, плюс накануне Нового года такое иммерсивное представление больше напоминает рождественскую елку с театрализованным представлением. И это заходит. Плюс не уверен, что он выдержал бы полтора часа в кресле зрительского зала. А так больше половины спектакля прошли в четырех разных локациях. И опять же, возвращаясь к местоположению, старинные залы уже сами по себе создают особую атмосферу представления.
"Константину Сергеевичу Станиславскому приписывают фразу, что спектакли для детей должны быть такими же, как для взрослых, только лучше. Аналогичную фразу в отношении книг приписывают Максиму Горькому, Корнею Чуковскому и Самуилу Маршаку. Кто бы это ни произнес – это так и есть: огромная ответственность при создании произведения любого жанра для детской аудитории лежит на авторах. Мы стремимся сделать спектакли для всей семьи. Это не то же самое, что чисто детские представления, которые предполагают, что дети что-то смотрят, а родители в это время занимаются своими делами. Наоборот: для нас принципиально создать возможность для совместного театрального опыта детей и родителей", - рассказал художественный руководитель Нового Театра Эдуард Бояков.
С ним трудно не согласиться. По дороге домой мы обсуждали спектакль с сыном, он пересказывал моменты из представления, как понял их именно он, сказал, что из сцен больше всего ему запомнился бал в ярких софитах, а из героев – понравился принц Морозко. Получается, это главный герой, ради которого мы и отправились в морозный московский день за диковинной иммерсивной сказкой.
Актриса Юлия Мещерякова в роли Пеппи Длинныйчулок - Sputnik Латвия, 1920, 29.07.2023
"Тяжелое наследие оккупации": за что Латвия убила Чебурашку?
Лента новостей
0