https://lv.sputniknews.ru/20231003/pochemu-rumyniya-poluchaet-lekarstva-na-dva-goda-pozzhe-germanii-26163871.html
Почему Румыния получает лекарства на два года позже Германии
Почему Румыния получает лекарства на два года позже Германии
Sputnik Латвия
Австрия, Германия и Швейцария тратят на лекарства от рака от 92 до 108 евро на человека по сравнению с 13-16 евро, которые тратят Чехия, Латвия и Польша 03.10.2023, Sputnik Латвия
2023-10-03T10:35+0300
2023-10-03T10:35+0300
2023-10-03T10:35+0300
пресс-дайджест
аналитика
евросоюз
лекарства
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1272/73/12727371_0:160:3073:1888_1920x0_80_0_0_48ac9897da102f5e55db435b345bc0bd.jpg
РИГА, 3 окт — Sputnik. Единый рынок - основа Евросоюза, но когда дело доходит до жизненно важных лекарств — каждая страна сама за себя, пишет Politico. Врач в Румынии в среднем ждет два года, чтобы прописать тот же самый современный препарат, что и его коллега в Германии. Если кто-то страдает опасным для жизни заболеванием, например раком, это может быть разница между жизнью и смертью. "Пациенты в западных и более крупных государствах — членах ЕС имеют доступ к 90 процентам недавно одобренных лекарств. В восточных и небольших государствах — членах ЕС это число составляет всего 10 процентов, — заявила комиссар здравоохранения Стелла Кириакидес в апреле. — Это действительно неприемлемо". Она представила Еврокомиссии предложение по реформированию фармацевтического рынка Европы, основная цель которого – решить проблему неравного доступа. Основная идея состоит в том, чтобы наказать компании, которые не выпустят свою продукцию на все 27 рынков ЕС в течение двух лет. Если они подчинятся, им придется раньше столкнуться с конкуренцией со стороны соперников. Это грубый инструмент для решения, по мнению экспертов, сложной проблемы. И до сих пор неизвестно, сработает ли это. Но что же мешает справедливому рынку лекарств? Деньги Первая причина проста: некоторые лекарства очень дороги. Между 27 странами ЕС существуют большие экономические различия: например, ВВП Болгарии на душу населения почти в пять раз меньше, чем в Нидерландах. Это означает, что некоторые страны могут тратить больше на здравоохранение и лекарства, чем другие. Анализ европейского рынка противораковых лекарств, проведенный Шведским институтом экономики здравоохранения (IHE), показал, что Австрия, Германия и Швейцария тратят на лекарства от рака от 92 до 108 евро на человека по сравнению с 13-16 евро, которые тратят Чехия, Латвия и Польша. Снижение расходов означает меньшее количество прописываемых лекарств. Например, в случае иммуноонкологических препаратов их использование в более бедных странах составляло от десятой до одной пятой того, что наблюдалось в более богатых странах. "Большая часть европейских больных раком, особенно в Восточной Европе, не может получить доступ к эффективным (и потенциально экономически эффективным) лекарствам по причинам, связанным с их доступностью", — пишут исследователи. Закулисные договоренности Более сложная причина заключается в непрозрачности и своеобразном методе образования цен на лекарства. Чаще всего фармацевтические компании торгуются о ценах с правительствами напрямую и тайно, поэтому ни одна страна на самом деле не знает, сколько другая платит за лекарство. "Они [фармацевтические компании] предпочитают сначала запускать лекарства в странах, где они ожидают получить более высокие цены, обычно в странах с более высоким доходом, которые могут платить больше, — говорит Сабина Фоглер, руководитель отдела фармакоэкономики Австрийского национального общественного управления Института здравоохранения. — В странах Южной Европы, таких как Португалия и Греция, а также в [странах Восточной Европы] они предлагаются на более позднем этапе… через два или три года". Выпуская новое лекарство, компании сначала направляются в страны, где они могут получить лучшую цену — обычно в самые крупные и богатые. Правительства этих стран установят так называемую эталонную цену, которая будет общедоступной. Но эта цена снижается в ходе конфиденциальных переговоров, в ходе которых согласовывается тайная скидка. В следующей стране процесс повторяется. В результате переговоры растягиваются во времени, а страны с наименее привлекательными рынками оказываются последними в очереди. Бюрократия Для фармацевтической промышленности виновником является не погоня за деньгами, а груды документов, связанных с тем, чтобы заставить правительства платить за новое лекарство. "Подача заявки на [переговоры о лекарствах] — это трудоемкий процесс, — говорится в опубликованном фармацевтическим лобби EFPIA анализе коренных причин задержек с выпуском лекарств. — Каждая страна требует разработки индивидуального досье на местном языке и соблюдения местных правил". Теоретически Директива ЕС о прозрачности ограничивает период времени, в течение которого страны должны принять решение о том, сколько они будут платить за лекарство, 180 днями. Но на практике разрешает "остановить часы" — обратный отсчет останавливается, когда регулирующие органы и правительственные учреждения запрашивают у компаний дополнительные данные. Отраслевой анализ среднего времени получения доступа к лекарствам от рака в пяти странах показал, что Дании требуется чуть больше четырех месяцев, чтобы решить, платить ли за лекарство. В Польше, стране с худшими показателями, требуется 30. Лекарство для лекарств Несколько исправлений уже в работе. Так называемая Совместная оценка технологий здравоохранения позволит провести единую общеевропейскую оценку новых лекарств, чтобы помочь странам решить, сколько платить, а не создавать 27 национальных досье на каждый препарат, как это происходит сейчас. Первая совместная оценка ожидается в 2025 году. Региональные группы стран, такие как Бенилюкс, начали объединяться для совместной закупки препаратов, что упрощает переговоры для производителей и усиливает переговорную силу покупателей. Но самым амбициозным решением является предложение Еврокомиссии по реформе фармацевтической отрасли. Однако против него выступают производители лекарств, так что законодателям придется нелегко.
https://lv.sputniknews.ru/20230920/v-latvii-lekarstva-dlya-onkobolnykh-slishkom-dorogo-stoyat-26052196.html
https://lv.sputniknews.ru/20230605/pochemu-odni-i-te-zhe-lekarstva-v-latvii-dorozhe-chem-v-litve-25194809.html
https://lv.sputniknews.ru/20180212/novartis-avramopoulos-novartis-7359409.html
https://lv.sputniknews.ru/20220312/vrachey-latvii-prevratili-v-byurokratov-kakoe-buduschee-zhdet-meditsinu-v-strane-20877807.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1272/73/12727371_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_5f82cdc365a6e04e7b63a7885485c2f9.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
пресс-дайджест, аналитика, евросоюз, лекарства
пресс-дайджест, аналитика, евросоюз, лекарства
Почему Румыния получает лекарства на два года позже Германии
Австрия, Германия и Швейцария тратят на лекарства от рака от 92 до 108 евро на человека по сравнению с 13-16 евро, которые тратят Чехия, Латвия и Польша
РИГА, 3 окт — Sputnik. Единый рынок - основа Евросоюза, но когда дело доходит до жизненно важных лекарств — каждая страна сама за себя, пишет
Politico.
Врач в Румынии в среднем ждет два года, чтобы прописать тот же самый современный препарат, что и его коллега в Германии. Если кто-то страдает опасным для жизни заболеванием, например раком, это может быть разница между жизнью и смертью.
"Пациенты в западных и более крупных государствах — членах ЕС имеют доступ к 90 процентам недавно одобренных лекарств. В восточных и небольших государствах — членах ЕС это число составляет всего 10 процентов, — заявила комиссар здравоохранения Стелла Кириакидес в апреле. — Это действительно неприемлемо".
Она представила Еврокомиссии предложение по реформированию фармацевтического рынка Европы, основная цель которого – решить проблему неравного доступа. Основная идея состоит в том, чтобы наказать компании, которые не выпустят свою продукцию на все 27 рынков ЕС в течение двух лет. Если они подчинятся, им придется раньше столкнуться с конкуренцией со стороны соперников.
Это грубый инструмент для решения, по мнению экспертов, сложной проблемы. И до сих пор неизвестно, сработает ли это. Но что же мешает справедливому рынку лекарств?
Первая причина проста: некоторые лекарства очень дороги. Между 27 странами ЕС существуют большие экономические различия: например, ВВП Болгарии на душу населения почти в пять раз меньше, чем в Нидерландах. Это означает, что некоторые страны могут тратить больше на здравоохранение и лекарства, чем другие.
Анализ европейского рынка противораковых лекарств, проведенный Шведским институтом экономики здравоохранения (IHE), показал, что Австрия, Германия и Швейцария тратят на лекарства от рака от 92 до 108 евро на человека по сравнению с 13-16 евро, которые тратят Чехия, Латвия и Польша.
Снижение расходов означает меньшее количество прописываемых лекарств. Например, в случае иммуноонкологических препаратов их использование в более бедных странах составляло от десятой до одной пятой того, что наблюдалось в более богатых странах.
"Большая часть европейских больных раком, особенно в Восточной Европе, не может получить доступ к эффективным (и потенциально экономически эффективным) лекарствам по причинам, связанным с их доступностью", — пишут исследователи.
Закулисные договоренности
Более сложная причина заключается в непрозрачности и своеобразном методе образования цен на лекарства. Чаще всего фармацевтические компании торгуются о ценах с правительствами напрямую и тайно, поэтому ни одна страна на самом деле не знает, сколько другая платит за лекарство.
"Они [фармацевтические компании] предпочитают сначала запускать лекарства в странах, где они ожидают получить более высокие цены, обычно в странах с более высоким доходом, которые могут платить больше, — говорит Сабина Фоглер, руководитель отдела фармакоэкономики Австрийского национального общественного управления Института здравоохранения. — В странах Южной Европы, таких как Португалия и Греция, а также в [странах Восточной Европы] они предлагаются на более позднем этапе… через два или три года".
Выпуская новое лекарство, компании сначала направляются в страны, где они могут получить лучшую цену — обычно в самые крупные и богатые. Правительства этих стран установят так называемую эталонную цену, которая будет общедоступной. Но эта цена снижается в ходе конфиденциальных переговоров, в ходе которых согласовывается тайная скидка.
В следующей стране процесс повторяется. В результате переговоры растягиваются во времени, а страны с наименее привлекательными рынками оказываются последними в очереди.
Для фармацевтической промышленности виновником является не погоня за деньгами, а груды документов, связанных с тем, чтобы заставить правительства платить за новое лекарство.
"Подача заявки на [переговоры о лекарствах] — это трудоемкий процесс, — говорится в опубликованном фармацевтическим лобби EFPIA анализе коренных причин задержек с выпуском лекарств. — Каждая страна требует разработки индивидуального досье на местном языке и соблюдения местных правил".
Теоретически Директива ЕС о прозрачности ограничивает период времени, в течение которого страны должны принять решение о том, сколько они будут платить за лекарство, 180 днями. Но на практике разрешает "остановить часы" — обратный отсчет останавливается, когда регулирующие органы и правительственные учреждения запрашивают у компаний дополнительные данные.
Отраслевой анализ среднего времени получения доступа к лекарствам от рака в пяти странах показал, что Дании требуется чуть больше четырех месяцев, чтобы решить, платить ли за лекарство. В Польше, стране с худшими показателями, требуется 30.
Несколько исправлений уже в работе. Так называемая Совместная оценка технологий здравоохранения позволит провести единую общеевропейскую оценку новых лекарств, чтобы помочь странам решить, сколько платить, а не создавать 27 национальных досье на каждый препарат, как это происходит сейчас. Первая совместная оценка ожидается в 2025 году.
Региональные группы стран, такие как Бенилюкс, начали объединяться для совместной закупки препаратов, что упрощает переговоры для производителей и усиливает переговорную силу покупателей.
Но самым амбициозным решением является предложение Еврокомиссии по реформе фармацевтической отрасли. Однако против него выступают производители лекарств, так что законодателям придется нелегко.