https://lv.sputniknews.ru/20230911/dolzhny-li-russkie-deti-govorit-na-latyshskom-dazhe-na-peremenakh-25961691.html
Должны ли русские дети говорить на латышском даже на переменах
Должны ли русские дети говорить на латышском даже на переменах
Sputnik Латвия
Педагоги не должны показывать детям, что русский - тоже подходящий язык общения, считает директор Рижской классической гимназии Роман Алиев 11.09.2023, Sputnik Латвия
2023-09-11T12:41+0300
2023-09-11T12:41+0300
2023-09-11T13:26+0300
новости латвии
латышский язык
русский язык
школа
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/09/01/25887502_0:107:2048:1259_1920x0_80_0_0_bd06158b0b134999239f91d88d8253f1.jpg
РИГА, 11 сен — Sputnik. Рижская классическая гимназия стала одним из трех учебных заведений, которые в этом году 1 сентября выбрал для официального визита президент Латвии Эдгарс Ринкевичс. Гимназия реализует в том числе программы для нацменьшинств, большинство учеников в ней - дети из русскоязычных семей. Директор гимназии Роман Алиев заверил, что даже первоклассники могли говорить с президентом на латышском: "Первоклашки выступали на латышском языке. Они общались с президентом на латышском языке. Президент общался по-латышски. И, естественно, на вопросы о том, как, с каким интересом они идут в первый класс и что они хотели бы, чтобы было в первом классе, они смогли отвечать, потому что, в принципе, в августе у нас были творческие занятия для первоклашек, когда с ними учителя занимались на латышском языке". По словам директора гимназии, летние адаптационные занятия, проходившие в игровой форме, позволили увидеть, насколько дети могут использовать латышский язык: "И было видно, кто в детском саду уже встречался с латышским языком, кто занимался на латышском языке, кто вообще не знает, в чем разница между английским и латышским. Ну, то есть абсолютно разные дети, абсолютно разный уровень использования языка". Исходя из этого, директор озвучил "методическую проблему" для педагогов: "Рабочая проблема, которую, в общем, нужно решать, уже подбирая по разным группам детей, разные задания, разные рабочие материалы, учебные материалы, разные игровые формы". При этом Алиев не рекомендует в учебном процессе переходить на русский язык: "Тогда ребенок начинает адаптироваться к другому, к тому, что всегда будет возможность на родном языке это услышать или получить, ему переведут. И он, таким образом, абсолютно, может быть, не осознавая, отказывается от активного использования языка". В случае индивидуальных проблем, по мнению Алиева, помогать должен помощник учителя, который должен быть в классе. В то же время директор гимназии признает, что не во всех классах такой человек есть. "Не хватает, но должен быть, потому что этот процесс важен каждому ученику - и тому, у которого все получается, и тому, у которого, скажем так, мало что получается в самом начале. Помощник как раз оказывает вот эту нестандартную, иногда индивидуальную поддержку ученику, нуждающемуся ученику, которому эта поддержка жизненно необходима, потому что он тоже должен полноправно участвовать в этом процессе". Директор гимназии призывает использовать латышский язык также и на переменах, чтобы показывать, что это не только язык обучения, но и общения. "Мы хотим, чтобы наши дети говорили на латышском языке? Мы хотим, чтобы они могли общаться абсолютно свободно на латышском языке? Мы хотим, чтобы для них были открыты и доступны всевозможные перспективы после окончания школы? Мы хотим, чтобы они состоялись в своей профессии, в своем будущем? Мы хотим, чтобы они были успешными и конкурентоспособными? Любой родитель и учитель ответит "да". Если мы хотим, конечно же, для любого ребенка в пять лет, и в семь лет, и в 15, и в 20 примером будут те, кто рядом. Примером будут для более младших, конечно же, учителя и родители. И если родители отказываются от латышского языка, вернее, никак не показывают, что им эта культура, язык, песни на латышском, Праздник песни интересны, вряд ли их ребенок каким-то образом тоже будет эмоционально воспринимать это позитивно, положительно и, так сказать, выражать тоже свой какой-то интерес к этому. Так же и педагоги: если педагоги требуют одно от детей на уроках, а сами при этом потом на переменах показывают, что можно спокойно изъясняться на русском языке, не прибегая к латышскому, - это же все тоже ребенок воспринимает, ученик воспринимает. Надо показывать этот пример, что мы тоже общаемся. И латышский язык - это язык общения". При этом даже министр образования и науки Анда Чакша 1 сентября заявила что школьникам в учебных заведениях нельзя запретить разговаривать на родном языке на переменах между уроками.
https://lv.sputniknews.ru/20230617/latgalskie-shkoly-soobschili-o-gotovnosti-obuchat-tolko-na-latyshskom-25308062.html
https://lv.sputniknews.ru/20230119/budut-li-latyshi-otdavat-svoikh-detey-v-russkie-shkoly-23917974.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/09/01/25887502_114:0:1934:1365_1920x0_80_0_0_46a05d2b5afdb3699f187aa5bf9e0dc9.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, латышский язык, русский язык, школа
новости латвии, латышский язык, русский язык, школа
Должны ли русские дети говорить на латышском даже на переменах
12:41 11.09.2023 (обновлено: 13:26 11.09.2023) Педагоги не должны показывать детям, что русский - тоже подходящий язык общения, считает директор Рижской классической гимназии Роман Алиев
РИГА, 11 сен — Sputnik. Рижская классическая гимназия стала одним из трех учебных заведений, которые в этом году 1 сентября выбрал для официального визита президент Латвии Эдгарс Ринкевичс. Гимназия реализует в том числе программы для нацменьшинств, большинство учеников в ней - дети из русскоязычных семей. Директор гимназии Роман Алиев заверил, что даже первоклассники могли говорить с президентом на латышском:
"Первоклашки выступали на латышском языке. Они общались с президентом на латышском языке. Президент общался по-латышски. И, естественно, на вопросы о том, как, с каким интересом они идут в первый класс и что они хотели бы, чтобы было в первом классе, они смогли отвечать, потому что, в принципе, в августе у нас были творческие занятия для первоклашек, когда с ними учителя занимались на латышском языке".
По словам директора гимназии, летние адаптационные занятия, проходившие в игровой форме, позволили увидеть, насколько дети могут использовать латышский язык:
"И было видно, кто в детском саду уже встречался с латышским языком, кто занимался на латышском языке, кто вообще не знает, в чем разница между английским и латышским. Ну, то есть абсолютно разные дети, абсолютно разный уровень использования языка".
Исходя из этого, директор озвучил "методическую проблему" для педагогов: "Рабочая проблема, которую, в общем, нужно решать, уже подбирая по разным группам детей, разные задания, разные рабочие материалы, учебные материалы, разные игровые формы".
При этом Алиев не рекомендует в учебном процессе переходить на русский язык:
"Тогда ребенок начинает адаптироваться к другому, к тому, что всегда будет возможность на родном языке это услышать или получить, ему переведут. И он, таким образом, абсолютно, может быть, не осознавая, отказывается от активного использования языка".
В случае индивидуальных проблем, по мнению Алиева, помогать должен помощник учителя, который должен быть в классе. В то же время директор гимназии признает, что не во всех классах такой человек есть.
"Не хватает, но должен быть, потому что этот процесс важен каждому ученику - и тому, у которого все получается, и тому, у которого, скажем так, мало что получается в самом начале. Помощник как раз оказывает вот эту нестандартную, иногда индивидуальную поддержку ученику, нуждающемуся ученику, которому эта поддержка жизненно необходима, потому что он тоже должен полноправно участвовать в этом процессе".
Директор гимназии призывает использовать латышский язык также и на переменах, чтобы показывать, что это не только язык обучения, но и общения.
"Мы хотим, чтобы наши дети говорили на латышском языке? Мы хотим, чтобы они могли общаться абсолютно свободно на латышском языке? Мы хотим, чтобы для них были открыты и доступны всевозможные перспективы после окончания школы? Мы хотим, чтобы они состоялись в своей профессии, в своем будущем? Мы хотим, чтобы они были успешными и конкурентоспособными? Любой родитель и учитель ответит "да".
Если мы хотим, конечно же, для любого ребенка в пять лет, и в семь лет, и в 15, и в 20 примером будут те, кто рядом. Примером будут для более младших, конечно же, учителя и родители.
И если родители отказываются от латышского языка, вернее, никак не показывают, что им эта культура, язык, песни на латышском, Праздник песни интересны, вряд ли их ребенок каким-то образом тоже будет эмоционально воспринимать это позитивно, положительно и, так сказать, выражать тоже свой какой-то интерес к этому.
Так же и педагоги: если педагоги требуют одно от детей на уроках, а сами при этом потом на переменах показывают, что можно спокойно изъясняться на русском языке, не прибегая к латышскому, - это же все тоже ребенок воспринимает, ученик воспринимает. Надо показывать этот пример, что мы тоже общаемся. И латышский язык - это язык общения".
При этом даже министр образования и науки Анда Чакша 1 сентября заявила что школьникам в учебных заведениях нельзя запретить разговаривать на родном языке на переменах между уроками.