Как "умные" учреждения обдурили Latvijas dzelzceļš и как красиво теперь оправдываются

© Sputnik / Sergey MelkonovВывеска "Латвийская железная дорога"
Вывеска Латвийская железная дорога - Sputnik Латвия, 1920, 21.07.2023
Подписаться
МИД, Банк Латвии и юридическая фирма Cobalt рекомендовали Латвийской железной дороге закрыть грузоперевозки через границу с Беларусью, неверно интерпретировав санкции ЕС, ответственность теперь они нести не хотят
РИГА, 21 июл — Sputnik. Госкомпания Latvijas dzelzceļš (LDz) и ее акционер - министерство сообщения - вынуждены жаловаться на учреждения, которые дали указание LDz отказаться от перевозки грузов через границу с Беларусью. А эти учреждения, в свою очередь, отвечают: это не они неправильно поняли санкции, это LDz неправильно поняла инструкции этих учреждений, пиешт Арнис Клуйнис в Neatkarīgā.
Подконтрольная Минсообщения компания LDz приняла решение о запрете с 23 июня грузоперевозок из Беларуси со ссылкой на санкции ЕС. Через пару недель выяснилось, что латвийские учреждения и чиновники эти санкции поняли неправильно. Они не запрещают обработку грузопотоков, которые Белорусская железная дорога отдает или принимает на границе. В Минсообщения утверждают, что виновники этого недоразумения находятся не в LDz или в самом министерстве, а в других ведомствах:
"Для LDz как государственной компании очень важно с максимальной осторожностью оценивать ситуации и решать санкционные вопросы. Вопросы о включении Владимира Морозова (глава БелЖД - ред.) в 11-й пакет санкций обсуждались с момента появления этой информации. Учитывая практику применения санкций в Латвии, эксперты МИД, Банка Латвии и приглашенные LDz присяжные юристы указывали на риски нарушения санкций, так как считали, что в случае, если санкциям подвергнуты руководители Белорусских железных дорог, предприятие также должно считаться подвергнутым санкциям, поскольку его контролирует подсанкционное лицо".

Советчики отвечают, что ни за что не отвечают

Итак, Минсообщения показывает пальцем на три учреждения, которые в транспорте разбираются лучше, чем Минсообщения и железнодорожная транспортная компания. К сожалению, все три советника – МИД, Банк Латвии и юридическая фирма Cobalt, упомянутая в отчете Латвийской ассоциацией стивидорных компаний о влиянии решения LDz на членов ассоциации и отрасль грузоперевозок в целом, оказались мошенниками.
Железнодорожные пути в Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 20.07.2023
СМИ: скандал толкает Latvijas dzelzceļš в пропасть и дискредитирует президента Латвии
Объяснения обоих госучреждений начинаются с одного и того же: у них нет власти над госпредприятиями. МИД "не выдает разрешений и не запрещает сотрудничество с иностранными партнерами. Каждый предприниматель несет ответственность за оценку своих партнеров по сотрудничеству и связанных с ними рисков. И в этом случае оценку проводят соответствующие компании". Ну, а "Банк Латвии не дает пояснений к юридически обязывающим нормативным актам Евросоюза, но в определенных случаях дает заключение участникам финансового рынка, чтобы обеспечить единообразное применение нормативных актов в финансовой сфере". Возможно, LDz действительно является участником финансового рынка – компания ведь пользуется деньгами и поддерживает отношения с банками.
На следующем этапе оба госучреждения уже переходят к текущей ситуации. "МИД получил запрос от отраслевых организаций о разъяснении. На основании этого запроса МИД как координирующее учреждение обратилось в Еврокомиссию с соответствующим вопросом". То же самое подчеркнули и в Банке Латвии: "В этом — упомянутом вами случае — Еврокомиссия дала специальное разъяснение, которое учитывается при применении санкций".
Компания Cobalt заявила, что "в соответствии с положениями закона об адвокатуре Латвийской Республики, не предоставляет информацию о том, кто ее клиенты, а также о делах, ведущихся по их поручению".

А стоит ли вообще начинать расследование?

Попытки МИД и Банка Латвии оправдаться – это уловка в попытках уйти от заданного вопроса. Иными словами, МИД и Банк Латвии делают вид, что не понимают, что Минсообщения указывает на них как на виновников изначально ошибочного решения LDz прекратить грузовые перевозки через границу с Беларусью. Да, позже МИД действительно сыграл роль в принятии противоположного и правильного решения, но тут ведь речь о том, как разделить вину за неправильное решение. На упрек в том, что МИД не ответил на вопрос, ведомство честно призналось, что "не дает публичные комментарии о процессах принятия санкций и внутренних переговорах".
Действительно, не получится публично узнать все, что можно выяснить в ходе официальных расследований, уголовных производств и так далее. Вопрос в том, стоит ли ущерб, нанесенный LDz, того, чтобы снова тратить деньги и другие ресурсы для поиска виновных. На первый взгляд, к сожалению, кажется, - да, стоит. Тут можно вспомнить слова владельца ООО Business Support Services Андриса Спуле о том, что "остановка грузов в направлении Беларуси — это удар по репутации Латвии", а также и о том, что "в условиях нынешней конкуренции штрафы просто дикие, и никого не волнует, что судно в Рижском порту не загружено, потому что Latvijas dzelzceļš согласовывает с МИД или Брюсселем, можно ли что-то везти в сторону Беларуси. Возникает вопрос, кто будет компенсировать эти потери. Их сумму можно посчитать совершенно точно".

В прокуратуру никто не жаловался

Еще один источник потерь — сама LDz, деятельность которой была ограничена на три недели с 23 июня по 13 июля. Если за 52 недели прошлого года выручка концерна LDz составила 255 миллионов евро, то недостача за 3 недели составит около 15 миллионов евро.
Зилупский железнодорожный пограничный пункт. Транзит грузов из России в Латвию - Sputnik Латвия, 1920, 18.07.2023
Транзит
Латвия запуталась в санкциях. Транзит грузов через Беларусь закрыли, но быстро передумали
Истинную сумму убытков подсчитать не так-то просто. Во-первых, белорусское направление не единственное, по которому LDz перевозит грузы. Во-вторых, ситуация этого года не дублирует прошлогоднюю. Решение от 23 июня не причина того, что объем международных перевозок LDz за первые шесть месяцев этого года упал на 39,2% по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года. Однако именно потому, что ситуация и без того плохая, она гораздо более чувствительна к решению от 23 июня, чем была бы в условиях растущих объемов перевозок.
LDz утверждает, что объем заказанных на август перевозок еще не подсчитан. Поэтому невозможно судить, как на количество заказов повлияло решение LDz не принимать заказы на август, которые нужно было собрать в период с 15 июня по 15 июля.
В настоящее время государственный аппарат, похоже, больше заинтересован в сокрытии последствий своей непреднамеренной или, возможно, преднамеренной ошибки, а не в ее использовании в личной или партийной борьбе. "На данный момент прокуратура не располагает официальной информацией, т. е. жалоб на обоснованность упомянутого вами решения (о прекращении обслуживания железнодорожных грузов на границе Латвии и Беларуси) не поступало. Если прокуратура получает жалобу/представление, мы в ответ принимаем соответствующие, компетентные для прокуратуры меры реагирования", - заявила пресс-секретарь прокуратуры Латвийской Республики Айга Эйдука.
Лента новостей
0