https://lv.sputniknews.ru/20230706/s-chetverkoy-po-latyshskomu-v-rizhskuyu-shkolu-ne-vozmut-ombudsmen-kritikuet-novye-pravila-25454973.html
С четверкой по латышскому в рижскую школу не возьмут: омбудсмен критикует новые правила
С четверкой по латышскому в рижскую школу не возьмут: омбудсмен критикует новые правила
Sputnik Латвия
Рижское самоуправление установило неоправданно строгие критерии приема учеников в десятый класс, заключил офис омбудсмена 06.07.2023, Sputnik Латвия
2023-07-06T13:20+0300
2023-07-06T13:20+0300
2023-07-06T14:23+0300
новости латвии
образование
бюро омбудсмена
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/612/89/6128992_0:0:1251:703_1920x0_80_0_0_b69c90e0ced343da74d4484557e341a5.jpg
РИГА, 6 июл — Sputnik. Правила Рижского самоуправления о приеме учащихся в 10-е классы общеобразовательных школ ограничивают возможности молодых людей продолжить учебу, поскольку требования в самоуправлении более строгие, чем прописано в законе. Таким образом, некоторым учащимся будет отказано в возможности получения общего среднего образования в муниципальных образовательных учреждениях, заключил офис омбудсмена. Это не относится к заочному или дистанционному обучению. Согласно правилам столичного Департамент образования, культуры и спорта Рижской думы от 1 марта этого года, учащийся может быть зачислен в десятый класс, если его годовая оценка в свидетельстве об общем базовом образовании по всем предметам не ниже четырех баллов, по латышскому языку — не ниже пяти баллов, а оценка по каждому предмету — не ниже 35%. При этом действующая правовая база предусматривает, что все учащиеся, независимо от возраста, имеют право начать обучение по программе общего среднего образования, если они получили аттестат об основном образовании. Министерство образования и науки также признало, что правила Рижского самоуправления противоречат интересам ребенка и праву на образование. Например, некоторые учащиеся получили документ об успешном завершении основного образования. По национальным стандартам они могут поступить в среднюю школу. Однако в настоящее время рижские средние школы могут отказать в приеме, поскольку это позволяют критерии приема, частично игнорируя тот факт, что основное образование получено и аттестат выдан. "Мы призываем самоуправление немедленно усовершенствовать правила и отменить необоснованные требования. Каждый, кто получил основное образование, имеет право на бесплатное получение среднего образования. Рига не является исключением", — подчеркнул омбудсмен Юрис Янсонс. Возможная ситуация на примерахРейнис отлично разбирается в математике и других точных науках, но в начальной школе ему было сложнее учить языки. Единственная четверка в аттестате об окончании основной школы – по латышскому языку, а на государственном экзамене по математике Рейнис набрал 87%. Однако с такими результатами Рейнис не сможет поступить ни в одну из рижских общеобразовательных школ (требование Риги — годовая оценка по латышскому языку в аттестате об общем основном образовании не ниже пяти баллов). Знания и умения Элины носят ярко выраженный гуманитарный характер – девушка превосходно владеет языками, знает музыку, искусство. Несмотря на то, что 9-й класс Элина закончила с 9 и 10 баллами по латышскому, английскому и французскому языкам, полученные 30% на государственном экзамене по математике (требование Риги – не менее 35% на государственных экзаменах по всем предметам) лишат ее возможности продолжить обучение в одной из общеобразовательных средних школ. Повышать качество образования методами Риги недопустимоОмбудсмен считает, что действия муниципалитета нарушают право детей на образование по нескольким причинам. Критерии приема не соответствуют сущности и цели инклюзивного образования, поскольку учащиеся, талантливые, например, в точных науках, но не сумевшие достаточно хорошо сдать языковые тесты, фактически лишены возможности продолжить получение среднего образование в Риге. Возможность получения образования в форме заочного и дистанционного обучения не равнозначна среднему образованию в форме очного обучения. Можно понять, что целью муниципалитета было повышение качества образования, но недопустимо повышать качество таким образом, чтобы менее способные в определенных дисциплинах учащиеся исключались из учебных заведений. По мнению омбудсмена, Рижское самоуправление не учло интересы детей, а вместо этого переложило на детей ответственность за возможность поступления в общеобразовательные средние школы, заставив их доказывать свое право на получение общего среднего образования. Также не допустимы ситуации, когда все средние учебные заведения муниципалитета устанавливают более высокие критерии приема, чем необходимые для получения основного образования, тем самым лишая свободного доступа к среднему образованию в самоуправлении. Кроме того, правила были приняты за три месяца до окончания учебного года без участия учащихся и их родителей, поэтому нельзя признать, что муниципалитет следовал принципу надлежащего управления.
https://lv.sputniknews.ru/20230612/optimizatsiya-v-rizhskom-regione-skolko-shkol-zakroyut-ili-izmenyat-urovni-obrazovaniya-25259418.html
https://lv.sputniknews.ru/20230608/skolko-ministrov---stolko-eksperimentov-chem-grozit-reforma-shkol-detyam-iz-sel-25232747.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/612/89/6128992_139:0:1076:703_1920x0_80_0_0_fc294ffa95be7329454d3e373f7d98d8.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, образование, бюро омбудсмена
новости латвии, образование, бюро омбудсмена
С четверкой по латышскому в рижскую школу не возьмут: омбудсмен критикует новые правила
13:20 06.07.2023 (обновлено: 14:23 06.07.2023) Рижское самоуправление установило неоправданно строгие критерии приема учеников в десятый класс, заключил офис омбудсмена
РИГА, 6 июл — Sputnik. Правила Рижского самоуправления о приеме учащихся в 10-е классы общеобразовательных школ ограничивают возможности молодых людей продолжить учебу, поскольку требования в самоуправлении более строгие, чем прописано в законе. Таким образом, некоторым учащимся будет отказано в возможности получения общего среднего образования в муниципальных образовательных учреждениях, заключил офис омбудсмена. Это не относится к заочному или дистанционному обучению.
Согласно правилам столичного Департамент образования, культуры и спорта Рижской думы от 1 марта этого года, учащийся может быть зачислен в десятый класс, если его годовая оценка в свидетельстве об общем базовом образовании по всем предметам не ниже четырех баллов, по латышскому языку — не ниже пяти баллов, а оценка по каждому предмету — не ниже 35%.
При этом действующая правовая база предусматривает, что все учащиеся, независимо от возраста, имеют право начать обучение по программе общего среднего образования, если они получили аттестат об основном образовании. Министерство образования и науки также признало, что правила Рижского самоуправления противоречат интересам ребенка и праву на образование. Например, некоторые учащиеся получили документ об успешном завершении основного образования. По национальным стандартам они могут поступить в среднюю школу. Однако в настоящее время рижские средние школы могут отказать в приеме, поскольку это позволяют критерии приема, частично игнорируя тот факт, что основное образование получено и аттестат выдан. "Мы призываем самоуправление немедленно усовершенствовать правила и отменить необоснованные требования. Каждый, кто получил основное образование, имеет право на бесплатное получение среднего образования. Рига не является исключением", — подчеркнул омбудсмен Юрис Янсонс.
Возможная ситуация на примерах
Рейнис отлично разбирается в математике и других точных науках, но в начальной школе ему было сложнее учить языки. Единственная четверка в аттестате об окончании основной школы – по латышскому языку, а на государственном экзамене по математике Рейнис набрал 87%. Однако с такими результатами Рейнис не сможет поступить ни в одну из рижских общеобразовательных школ (требование Риги — годовая оценка по латышскому языку в аттестате об общем основном образовании не ниже пяти баллов).
Знания и умения Элины носят ярко выраженный гуманитарный характер – девушка превосходно владеет языками, знает музыку, искусство. Несмотря на то, что 9-й класс Элина закончила с 9 и 10 баллами по латышскому, английскому и французскому языкам, полученные 30% на государственном экзамене по математике (требование Риги – не менее 35% на государственных экзаменах по всем предметам) лишат ее возможности продолжить обучение в одной из общеобразовательных средних школ.
Повышать качество образования методами Риги недопустимо
Омбудсмен считает, что действия муниципалитета нарушают право детей на образование по нескольким причинам. Критерии приема не соответствуют сущности и цели инклюзивного образования, поскольку учащиеся, талантливые, например, в точных науках, но не сумевшие достаточно хорошо сдать языковые тесты, фактически лишены возможности продолжить получение среднего образование в Риге.
Возможность получения образования в форме заочного и дистанционного обучения не равнозначна среднему образованию в форме очного обучения.
Можно понять, что целью муниципалитета было повышение качества образования, но недопустимо повышать качество таким образом, чтобы менее способные в определенных дисциплинах учащиеся исключались из учебных заведений. По мнению омбудсмена, Рижское самоуправление не учло интересы детей, а вместо этого переложило на детей ответственность за возможность поступления в общеобразовательные средние школы, заставив их доказывать свое право на получение общего среднего образования.
Также не допустимы ситуации, когда все средние учебные заведения муниципалитета устанавливают более высокие критерии приема, чем необходимые для получения основного образования, тем самым лишая свободного доступа к среднему образованию в самоуправлении.
Кроме того, правила были приняты за три месяца до окончания учебного года без участия учащихся и их родителей, поэтому нельзя признать, что муниципалитет следовал принципу надлежащего управления.