Латвийская airBaltic поправила дела за счет налогоплательщиков

© SputnikСамолет Airbus A220-300 латвийской авиакомпании airBaltic в международном аэропорту Риги
Самолет Airbus A220-300 латвийской авиакомпании airBaltic в международном аэропорту Риги  - Sputnik Латвия, 1920, 19.05.2023
Подписаться
Глава aitBaltic Мартин Гаусс считает предприятие одним из важнейших в латвийской экономике, но финансовые показатели не отражают его оптимизма: если бы не поддержка со стороны государства, компания бы оказалась в положении банкрота
РИГА, 19 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Национальный авиаперевозчик airBaltic опубликовал результаты финансовой деятельности в первом квартале этого года. Эксперты сдержанно оценивают результаты
В последнее время работа airaltic неоднократно подвергалась критике.
В период пандемии в компанию были вложены сотни миллионов евро из бюджетных средств по специальному распоряжению правительства, помощь, полученная авиакомпанией, превосходила в разы все меры поддержки, на которые могли рассчитывать другие предприятия страны. Зарплата президента airBaltic также вызывала недоумение - даже у депутатов в парламенте.
Бизнес-модель предприятия – купить новые самолеты и сдавать их в аренду другим авиакомпаниям, а своих пассажиров перевозить на более старых самолетах – много критиковали и клиенты и политики. Для закупки самолетов использовались средства, полученные от государства, компания взяла их в лизинг. И, наконец, в соцсетях неоднократно появлялись комментарии пассажиров, которые высказывали неудовлетворение по поводу ценовой политики airBaltic и качества сервиса.
Квартальный финансовый отчет, опубликованный предприятием, привлек внимание экспертов. В пресс-релизе говорится, что рост доходов airBaltic в первом квартале 2023 года, по сравнению с тем же периодом 2022 года, составил 75% - и это хорошая новость. Правда, скорее всего, единственная.
Мартин Гаусс, председатель правления национального авиаперевозчика airBaltic на выставке Balttour 2019 - Sputnik Латвия, 1920, 19.01.2023
Министр Витенбергс: не могу утверждать, что полностью доверяю руководству airBaltic
Поскольку, как отмечают эксперты, в первом квартале 2023 года компания работала с убытками в размере 11,35 миллиона евро. И это данные, полученные по международным бухгалтерским стандартам. Если брать латвийские правила бухгалтерии, то убытки компании в первом квартале превышают 20 миллионов евро. Разница получается из-за колебаний курсов мировых валют.
Собственный капитал airBaltic – отрицательный. Сейчас его величина составляет минус 93,4 миллиона евро. То есть, обязательства компании на эту сумму превышают все ее активы. Заявление президента airBaltic Гаусса в этой связи непонятно: "Смотря на 2023 год, мы продолжим взятый ранее курс на IPO в 2024 году". Однако с отрицательным собственным капиталом и убытками предприятие вряд ли может рассчитывать на успешный выход на мировые биржи.
Ликвидность компании (коэффициент) с начала года уменьшилась с 0,43 до 0,39. Одна из причин – существенный рост обязательств перед клиентами, то есть, увеличение объема услуг, проданных клиентам на будущие периоды. Прирост примерно вдвое – с 56,48 миллиона до 114,96 миллиона евро. С одной стороны – хорошо: это позволило не обращаться за помощью к правительству с очередной просьбой о выделении финансирования. С другой стороны – эти деньги придется отрабатывать в будущем, а на счетах их уже нет. При этом минимальный остаток на счетах airBaltic должен составлять не менее 25 миллионов евро – таковы требования по отношению к держателям облигаций компании.
Остатки на счетах снизились на 2,5 миллиона евро. Денежный поток был пополнен 58 миллионами евро из средств от продаж услуг предыдущих периодов. И хотя поступления от операционной деятельности составили 18 миллионов евро, а проданные в прошлом услуги принесли 58 миллионов, все равно остатки на счетах снизились на 2,5 миллиона евро. По сути, это означает, что сейчас денег у компании недостаточно, чтобы покрыть инвестиционные нужды и выплаты по лизинговым договорам. Поэтому понятно желание президента компании арендовать самолеты подешевле в других авиакомпаниях. Ведь, согласно отчету, доходы от сдачи своих самолетов в аренду за этот период составили 6,8 миллиона евро, тогда как расходы от аренды самолетов для собственных нужд – 951 тысячу евро. Разница – почти в 6 миллионов евро. Пассажиры потерпят.
Финансовые успехи airBaltic в этом году, очевидно, будут связаны с возможностью продажи билетов на будущие периоды и тем, насколько успешно получится обеспечить услуги по билетам, проданным в прошлые периоды. Если билетов на будущее продать получиться в достаточном количестве, государству не придется в очередной раз вкладывать деньги в спасение авиакомпании.
И, наконец, отдельный вопрос заключается в том, что президент airBaltic, очевидно, переоценил влияние авиакомпании на ВВП Латвии. Из его публичного выступления можно заключить, что airBaltic участвует в ВВП на 2,5% (речь, видимо, идет о налогах). Однако, с точки зрения математики это не так. ВВП страны в 2022 году составлял 39,1 миллиард евро. 2,5% от этой суммы – почти 1 миллиард евро. Налоговые поступления от всей отрасли авиасообщения за весь 2022 год составили 147 миллионов евро. Так что, значение airBaltic для экономики Латвии ее руководитель переоценил примерно в 10 раз.
Лента новостей
0