Бенес Айо прямиком из зоны СВО: "Мы часто перехватываем переговоры на латышском языке"
17:33 21.04.2023 (обновлено: 10:17 24.04.2023)
© SputnikБенес Айо - латвийский активист, участник СВО
© Sputnik
Подписаться
Приехавший на две недели в отпуск из зоны СВО латвийский Черный Ленин Бенес Айо дал интервью корреспонденту Sputnik Латвия
РИГА, 21 апр — Sputnik, Алексей Стефанов. Уроженца латвийского города Резекне Бенеса Айо власти Латвии объявили в розыск еще в 2016 году, когда поняли, что он с 14-го года находился в Крыму и был в ополчении Донбасса. В 2019 году в Латвии на него завели сразу три уголовных дела за "призывы к насильственной ликвидации независимости" и прочее, а спустя два года осудили. Конечно, заочно. Приговор по сегодняшним латвийским меркам выглядит смешным - всего 2,5 года тюрьмы.
С началом СВО Бенес снова "засветился" в Донбассе и продолжает оставаться там. В конце прошлого года латвийские СМИ даже сделали вброс – написали, что он погиб на фронте. Тогда же Sputnik Латвия дал опровержение, записав с Бенесом видеоинтервью. Буквально следом он получил паспорт гражданина России, а в Латвии за это его лишили гражданства.
Но все эти интервью с Бенесом были на расстоянии, а тут удалось, наконец, встретиться лично.
Мой дом - Москва
"Сейчас в соответствии с распоряжением Владимира Владимировича Путина участникам СВО раз в полгода дается отпуск на две недели, и я решил его использовать для того, чтобы приехать домой, в Москву, и в настоящий момент я занимаюсь общественно-политической деятельностью, в частности экологическими акциями, и также рассказываю россиянам, всему миру о том, что происходит в зоне СВО, какие задачи и цели стоят перед нашей армией", - рассказ Бенес Айо.
Любопытно, что своим домом он теперь называет Москву. Черный Ленин получил гражданство России, а Латвия оставила его без паспорта. Да еще осудила, как говорит сам Бенес, за то, что он "выступал в Крыму и в Донецке в самый разгар русской народно-освободительной революции, когда сравнивал фашистское латвийское правительство с бандеровской хунтой, которая незаконно захватила власть на Украине в результате Евромайдана".
"Я сделал вывод о том, что причина Евромайдана - распад Советского Союза, в результате чего к власти пришли олигархические структуры, за которыми стоят евроамериканские империалисты, Запад. И, скажем так, в результате передела власти и собственности на троне в Киеве оказалась наиболее реакционная группировка, которая использует террористические методы борьбы с оппозицией. Запрещена коммунистическая идеология, русскоязычные жители являются жителями второго сорта, уничтожается образование на русском языке. То же самое происходит и в Латвии", - сравнил ситуацию в двух странах собеседник.
Бенес напомнил, что реформа русского образования началась еще в 2004 году, а в 2018-м перешла в завершающую стадию, когда было принято решение "полностью уничтожить образование на русском языке, то есть перевести все школы на латышский язык обучения".
"Это и есть насильственный этноцид, это осуждаемая Уставом Совета Безопасности ООН практика, поскольку это уничтожение путем юридических, культурных механизмов определенной этнической группы, то есть русских. В Латвии сотни тысяч жителей лишены гражданства, лишены возможности участвовать в выборах, работы по ряду профессий. Эти жители являются преимущественно русскоязычными", - отметил Бенес.
Несмотря на то, что он не может вернуться в родной латвийский город Резекне, связь со своей первой родиной у него осталась. В Латвии у него живет мама, двоюродные братья и сестры. Хотя некоторые родственники разъехались по миру – от России до Великобритании. При этом он утверждает, что спецслужбы Латвии их не трогают. А с мамой удается встречаться в ее редкие приезды в Москву.
"Она сама не принимает участия в политической деятельности и, соответственно, не несет ответственности за деятельность своего сына", - успокаивает скорее себя собеседник. Потому что случаев, когда спецслужбы Латвии третируют родственников активистов, уехавших из страны, фиксируются регулярно.
От биолога до бойца ополчения
Бенес Айо - человек-протест. Про себя он говорит, что увлекся политикой, когда ему было лет десять, был против выхода Латвии из СССР, а та самая оголтелая русофобия привела его в политику, где он пропитался левыми взглядами.
© SputnikБенес Айо - латвийский активист, участник СВО
Бенес Айо - латвийский активист, участник СВО
© Sputnik
Приехав в Ригу и поступив на факультет биологии Латвийского университета, Бенес стал активно интересоваться политикой. Я впервые узнал о Бенесе в конце 90-х, когда тот протестовал против антинародных законов латвийских властей, роста цен, обнищания страны. Вскоре он примкнул к движению латвийских нацболов во главе с Владимиром Линдерманом и после проведения различных акций стал регулярно попадать в полицейские сводки. Особенно, когда пошли первые протесты против перевода русских школ на латышский язык обучения. И, конечно, протесты против шествия легионеров СС и их последователей 16 марта.
Репрессивная полицейская машина создавала из Бенеса и его товарищей образ маргиналов, и многие в нулевые уехали. Если изначально свободы у активистов и вправду было много, то очень быстро спецслужбы научились подавлять их и фабриковать дела. После множества отсидок в изоляторе временного содержания и под следствием в тюрьме, Бенес тоже исчез с радаров. Но вскоре о нем снова заговорили.
"Русская весна" застала Бенеса Айо в Великобритании, куда он к 2014 году перебрался из Латвии.
"Я там работал, учился и занимался общественно-политической деятельностью - сотрудничал с марксистско-ленинской Коммунистической партией Великобритании. Мы участвовали в акциях в защиту профсоюзов, выступали против резкого повышения стоимости обучения в вузах. Кроме того, я принимал участие в акциях в поддержку Палестины, выступал против агрессии Израиля на Западном берегу реки Иордан", - вспоминает он.
Несколько лет назад, когда помощь Бенеса в Донбассе оказалась не нужна, он перебрался в Москву, вступил в КПРФ и начал заниматься вопросами экологии, устраивая различные акции. Но февраль 2022 года снова внес свои коррективы. И Бенес опять поехал добровольцем на фронт.
Только если в первую кампанию Бенес не скрывал подразделения, в котором служил, и места дислокации, то сейчас просит этот вопрос не поднимать. Говорит обтекаемо, что ходит в разведку. А видеоролики записывает далеко от тех мест, где воюет, – чтобы "враг не смог вычислить".
Но при этом рассказал интересную вещь: "Часто на авдеевском направлении, на запорожском мы перехватываем переговоры на латышском языке".
© SputnikКорреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов (слева) и Бенес Айо - латвийский активист, участник СВО
Корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов (слева) и Бенес Айо - латвийский активист, участник СВО
© Sputnik
Поскольку наше интервью было записано до "слива" секретных документов Пентагона, я усомнился в этом факте. Но теперь все встало на свои места. В тех самых документах Пентагона говорится, что на Украине воюет до двух десятков не просто латышских наемников-одиночек, а именно официальных представителей Национальных вооруженных сил Латвии. А возможно, и больше. И Латвия больше этого не скрывает.
Сам Бенес говорит, что после 24 февраля 2022 года ехать в зону СВО не планировал, как и его товарищи, думал, что спецоперация закончится за два-три месяца, но, когда в ход событий вмешались "евро-американские империалисты, которые начали обильно снабжать Украину оружием", стало понятно, что Россия нуждается в добровольцах. И поехал ее защищать, потому что увидел, что "США вложили в оказание помощи Вооруженным силам Украины миллиарды долларов, Шольц и глава НАТО заявили, что их цель сделать все возможное, чтобы не дать России победить, Олланд и Меркель признались, что минские договоренности были использованы странами Запада для того, чтобы подготовить украинскую армию и создать из нее боеспособное мощное формирование, чтобы она была способна воевать против России".
"Фактически сейчас продолжается то, что пытались сделать Гитлер, Наполеон, Карл XII, немецкие рыцари-крестоносцы, которые на нас шли", - говорит Бенес Айо, обосновывая свое участие в СВО. А по окончании спецоперации, как говорит Черный Ленин, он планирует вернуться в Москву и с товарищами-коммунистами вести страну и весь мир к социализму.