https://lv.sputniknews.ru/20230208/kak-stat-millionerom-v-latvii-izobreten-besproigryshnyy-sposob-24134233.html
Как стать миллионером? В Латвии изобретен беспроигрышный способ
Как стать миллионером? В Латвии изобретен беспроигрышный способ
Sputnik Латвия
Скандал с тарифами на электроэнергию показал: чиновники, которые должны заботиться о том, чтобы эти тарифы были справедливыми и экономически обоснованными... 08.02.2023, Sputnik Латвия
2023-02-08T12:32+0200
2023-02-08T12:32+0200
2023-09-13T12:26+0300
новости латвии
оплата труда
чиновники
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/05/1b/15738712_0:0:3077:1731_1920x0_80_0_0_fc2f677afd7fd5b2ef1694164790fe0b.jpg
РИГА, 8 фев — Sputnik. Вы, наверное, думаете: нужно быть успешным бизнесменом или хотя бы популярной поп-звездой, чтобы стать миллионером в Латвии? Вы совершенно неправы. В Латвии есть гораздо более безопасный способ, как стать миллионером, чем сложная и рискованная карьера предпринимателя или поп-звезды. Путь к заветному миллиону намного спокойнее, если удалось стать чиновником в одной из многочисленных госструктур, оказывающих различные услуги или регулирующих различные вопросы. Теплые места есть и в различных государственных акционерных обществах, являющихся монополистами в поле их деятельности, пишет Олафс Звейниекс в статье для Latvijas Avīze. Да сами посчитайте! Если у вас месячная зарплата 11 000 евро, как, например, у руководства Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ), и вы ее получаете весь год, у вас уже будет 132 тысячи. Треть уйдет на налоги, но если вы проработаете на этой должности 10 лет, то будете не так уж далеки от своего миллиона. А за что платят такие деньги? За заботу о предоставлении "качественных государственных услуг по экономически обоснованным ценам", обеспечение эффективного предоставления услуг и конкуренции в регулируемых секторах. Нет нужды что-либо производить самому, нет нужды самому оказывать услуги, вы просто должны "заботиться". Какие тарифы были экономически оправданными? Как видите, формулировка максимально расплывчатая, чтобы КРОУ не в чем было обвинить. Разве не были экономически обоснованы тарифы Augstsprieguma tīkls, которые компания хотела увеличить более чем в четыре раза, а заодно и наполовину увеличить плату за поддержание пропускной способности? Все так и было – был представлен целый пакет различных расчетов, доказывающих их обоснованность. Разве компания "не оказывала эффективные услуги" и они были некачественными? И тут не в чем упрекнуть – ток по проводам идет, частота и вольты обеспечены. Да, конкуренции в регулируемой отрасли не было, это правда, но на это можно закрывать глаза годами — так КРОУ делала и раньше, и на зарплате комиссии это никак не отражалось. То же самое можно сказать и о тарифах Sadales tīkls, которые предприятие хотело повысить на 62% — они были оправданны, были качественными и т. д. Один только вопрос – почему должна была возмутиться вся общественность, после чего пришлось вмешиваться Сейму и правительству, чтобы понять: запланированные тарифы еще можно снизить в два раза? Разве это не задача КРОУ – обеспечить предоставление услуг по "экономически разумным ценам"? Так, какие тарифы были экономически оправданны – первые, предполагавшие четырехкратное повышение, или последующие? Ну, не может быть и так и этак. Неверное сравнение с частным сектором Однако проблема шире, чем просто неспособность КРОУ справиться со своими обязанностями – по духу, а не по букве. Госуправление в Латвии обросло такими учреждениями, в которых за халатность выплачиваются совершенно необоснованные зарплаты за счет налогоплательщиков. Эти зарплаты основаны на ежегодном исследовании рекрутинговой компании Fontes о зарплатах руководителей в странах Балтии. Это обоснование очень удобно игнорирует тот факт, что в одном случае речь идет об оплате труда руководителей, которые должны производить, конкурировать и экспортировать, а в другом – либо "заботиться" о чем-то, либо производить или предоставлять услуги, но на внутреннем рынке, будучи монополистом. Думаю, вы согласитесь, что объем забот в обоих случаях разный, значит, и зарплата должна быть разной. А если спросить у известных предпринимателей, окажется, что лишь немногие, даже успешные, могут себе позволить платить вышеуказанные зарплаты. При разговорах о том, что необходимо снизить зарплаты на руководящих должностях различных учреждений, обычно начинаются причитания об "утрате талантов в госуправлении". Это совершенно неверная позиция – Латвия заинтересована в том, чтобы эти "таланты" исчезали из госуправления, ушли в частный бизнес и зарабатывали столько же – вклад в народное хозяйство будет намного выше. Следует позаботиться о том, чтобы зарплату побольше получали настоящие работники системы госуправления – рядовые чиновники, ключевые специалисты министерств и руководители департаментов. Но в начале года на 27–75% были повышены оклады спикеру Сейма, депутатам, политически назначаемым министрам и парламентским секретарям, основной функцией которых является перенос различных бумаг из министерства в Сейм и обратно, а зарплата чиновников министерств в среднем увеличилась лишь на 10%. Подобный рост противоречит даже экономической логике рынка труда – около 150 политических должностей в органах госуправления (100 должностей депутата, одна должность премьер-министра, 14 министерских должностей, еще 14 должностей парламентских секретарей и около двух десятков других должностей), а на последних выборах в Сейм баллотировалось около 1800 кандидатов. Значит, конкуренция составила 12 человек на место. В таких условиях не было оснований повышать зарплату депутатам и руководству государства – конкурс показывает, что кандидаты были довольны существующим предложением. Законно, но несправедливо Но вернемся к тому, что стало известно в результате тарифного скандала. Во-первых, в Латвии создан верхний слой госуправления численностью около одной-двух тысяч человек, которые получают экономически необоснованную заработную плату. Эти зарплаты вполне легальны, то есть соответствуют принятым законам, но в то же время совершенно несправедливы и аморальны по сравнению с общим уровнем заработной платы в стране. Поэтому, на мой взгляд, следует пересмотреть оплату труда руководителей госуправления – привязать ее к средней зарплате по стране, а не к исследованиям Fontes, и обеспечить, чтобы зарплата высшего слоя госслужащих не превышала почти десятикратно среднюю по стране. С этим связан и второй вывод. Латвийский электорат не может надеяться, что люди, которые получают в 10 раз больше, чем средний наемный работник, и живут в совершенно иной экономической реальности, будут действительно заинтересованы в защите интересов среднестатистического наемного работника. Этих людей даже не в чем упрекнуть – они мало знают о той реальности, в которой живем мы. Поэтому защиту интересов средних наемных работников они должны взять в свои руки — ясно ведь, что лишь всеобщее возмущение помогает добиться результата. Точно так же свои результаты дают и такие меры, как "Революция брусчатки" 13 января 2009 года, основательно напугавшая правящую элиту. Существенным препятствием на этом пути является смирненький темперамент латышей. Его преодолеть сложно, но придется – иначе более справедливой страны никогда не добиться.
https://lv.sputniknews.ru/20230105/zavysili-tarify-i-proverili-reaktsiyu-oppozitsiya-trebuet-otstavki-pravleniya-sadales-tikls-23807027.html
https://lv.sputniknews.ru/20221125/odurachivanie-obschestvennosti-kak-v-latvii-ustanavlivayut-tarify-na-elektroenergiyu-23436570.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/05/1b/15738712_0:0:2729:2047_1920x0_80_0_0_6d4ee7d73f688d495c3c6066b3e8984d.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, оплата труда, чиновники
новости латвии, оплата труда, чиновники
Как стать миллионером? В Латвии изобретен беспроигрышный способ
12:32 08.02.2023 (обновлено: 12:26 13.09.2023) Скандал с тарифами на электроэнергию показал: чиновники, которые должны заботиться о том, чтобы эти тарифы были справедливыми и экономически обоснованными, своих функций не выполняют, а получают по 11 тысяч евро в месяц
РИГА, 8 фев — Sputnik. Вы, наверное, думаете: нужно быть успешным бизнесменом или хотя бы популярной поп-звездой, чтобы стать миллионером в Латвии? Вы совершенно неправы. В Латвии есть гораздо более безопасный способ, как стать миллионером, чем сложная и рискованная карьера предпринимателя или поп-звезды. Путь к заветному миллиону намного спокойнее, если удалось стать чиновником в одной из многочисленных госструктур, оказывающих различные услуги или регулирующих различные вопросы. Теплые места есть и в различных государственных акционерных обществах, являющихся монополистами в поле их деятельности, пишет Олафс Звейниекс в статье для
Latvijas Avīze.
Да сами посчитайте! Если у вас месячная зарплата 11 000 евро, как, например, у руководства Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ), и вы ее получаете весь год, у вас уже будет 132 тысячи. Треть уйдет на налоги, но если вы проработаете на этой должности 10 лет, то будете не так уж далеки от своего миллиона. А за что платят такие деньги? За заботу о предоставлении "качественных государственных услуг по экономически обоснованным ценам", обеспечение эффективного предоставления услуг и конкуренции в регулируемых секторах. Нет нужды что-либо производить самому, нет нужды самому оказывать услуги, вы просто должны "заботиться".
Какие тарифы были экономически оправданными?
Как видите, формулировка максимально расплывчатая, чтобы КРОУ не в чем было обвинить. Разве не были экономически обоснованы тарифы Augstsprieguma tīkls, которые компания хотела увеличить более чем в четыре раза, а заодно и наполовину увеличить плату за поддержание пропускной способности? Все так и было – был представлен целый пакет различных расчетов, доказывающих их обоснованность. Разве компания "не оказывала эффективные услуги" и они были некачественными? И тут не в чем упрекнуть – ток по проводам идет, частота и вольты обеспечены. Да, конкуренции в регулируемой отрасли не было, это правда, но на это можно закрывать глаза годами — так КРОУ делала и раньше, и на зарплате комиссии это никак не отражалось. То же самое можно сказать и о тарифах Sadales tīkls, которые предприятие хотело повысить на 62% — они были оправданны, были качественными и т. д. Один только вопрос – почему должна была возмутиться вся общественность, после чего пришлось вмешиваться Сейму и правительству, чтобы понять: запланированные тарифы еще можно снизить в два раза? Разве это не задача КРОУ – обеспечить предоставление услуг по "экономически разумным ценам"? Так, какие тарифы были экономически оправданны – первые, предполагавшие четырехкратное повышение, или последующие? Ну, не может быть и так и этак.
Неверное сравнение с частным сектором
Однако проблема шире, чем просто неспособность КРОУ справиться со своими обязанностями – по духу, а не по букве. Госуправление в Латвии обросло такими учреждениями, в которых за халатность выплачиваются совершенно необоснованные зарплаты за счет налогоплательщиков. Эти зарплаты основаны на ежегодном исследовании рекрутинговой компании Fontes о зарплатах руководителей в странах Балтии. Это обоснование очень удобно игнорирует тот факт, что в одном случае речь идет об оплате труда руководителей, которые должны производить, конкурировать и экспортировать, а в другом – либо "заботиться" о чем-то, либо производить или предоставлять услуги, но на внутреннем рынке, будучи монополистом. Думаю, вы согласитесь, что объем забот в обоих случаях разный, значит, и зарплата должна быть разной. А если спросить у известных предпринимателей, окажется, что лишь немногие, даже успешные, могут себе позволить платить вышеуказанные зарплаты.
При разговорах о том, что необходимо снизить зарплаты на руководящих должностях различных учреждений, обычно начинаются причитания об "утрате талантов в госуправлении". Это совершенно неверная позиция – Латвия заинтересована в том, чтобы эти "таланты" исчезали из госуправления, ушли в частный бизнес и зарабатывали столько же – вклад в народное хозяйство будет намного выше.
Следует позаботиться о том, чтобы зарплату побольше получали настоящие работники системы госуправления – рядовые чиновники, ключевые специалисты министерств и руководители департаментов. Но в начале года на 27–75% были повышены оклады спикеру Сейма, депутатам, политически назначаемым министрам и парламентским секретарям, основной функцией которых является перенос различных бумаг из министерства в Сейм и обратно, а зарплата чиновников министерств в среднем увеличилась лишь на 10%. Подобный рост противоречит даже экономической логике рынка труда – около 150 политических должностей в органах госуправления (100 должностей депутата, одна должность премьер-министра, 14 министерских должностей, еще 14 должностей парламентских секретарей и около двух десятков других должностей), а на последних выборах в Сейм баллотировалось около 1800 кандидатов. Значит, конкуренция составила 12 человек на место. В таких условиях не было оснований повышать зарплату депутатам и руководству государства – конкурс показывает, что кандидаты были довольны существующим предложением.
Законно, но несправедливо
Но вернемся к тому, что стало известно в результате тарифного скандала. Во-первых, в Латвии создан верхний слой госуправления численностью около одной-двух тысяч человек, которые получают экономически необоснованную заработную плату. Эти зарплаты вполне легальны, то есть соответствуют принятым законам, но в то же время совершенно несправедливы и аморальны по сравнению с общим уровнем заработной платы в стране. Поэтому, на мой взгляд, следует пересмотреть оплату труда руководителей госуправления – привязать ее к средней зарплате по стране, а не к исследованиям Fontes, и обеспечить, чтобы зарплата высшего слоя госслужащих не превышала почти десятикратно среднюю по стране.
С этим связан и второй вывод. Латвийский электорат не может надеяться, что люди, которые получают в 10 раз больше, чем средний наемный работник, и живут в совершенно иной экономической реальности, будут действительно заинтересованы в защите интересов среднестатистического наемного работника. Этих людей даже не в чем упрекнуть – они мало знают о той реальности, в которой живем мы. Поэтому защиту интересов средних наемных работников они должны взять в свои руки — ясно ведь, что лишь всеобщее возмущение помогает добиться результата. Точно так же свои результаты дают и такие меры, как "Революция брусчатки" 13 января 2009 года, основательно напугавшая правящую элиту. Существенным препятствием на этом пути является смирненький темперамент латышей. Его преодолеть сложно, но придется – иначе более справедливой страны никогда не добиться.