Рижский порт - Sputnik Латвия, 1920, 02.06.2021
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Трудный год? В 2022-м показатели латвийского транзита улучшились

© Sputnik / Андрей ТатарчукПрезентация проекта "Зеленый переключатель" в Рижском порту
Презентация проекта Зеленый переключатель в Рижском порту - Sputnik Латвия, 1920, 20.01.2023
Подписаться
Санкционные войны пока никак не сказываются на работе портов Латвии. Более того, в прошлом году грузооборот в портах увеличился на 15,2%. Некоторое оживление наметилось и в железнодорожных перевозках
РИГА, 20 янв — Sputnik, Дмитрий Олейников. Согласно данным, опубликованным Министерством сообщения Латвии, через порты страны в 2022 году было перевалено 48,078 миллиона тонн грузов, что на 15,2% больше, чем годом ранее. По сравнению с 2020 годом, обороты латвийских портов в 2021-м сократились на 7,2%.
Значительный прирост в 2022 году был отмечен в категории насыпных грузов – объем перевалки вырос за год на 26,8%, до 25,608 миллиона тонн. В этом сегменте основная доля приходится на уголь – его количество в портах Латвии в 2022 году составило 8,417 миллиона тонн, что почти в пять раз больше, чем годом ранее. Некоторую позитивную динамику показали зерновые грузы (6,251 миллиона тонн - плюс 1% по сравнению с 2021 годом).
Несколько уменьшились объемы перевалки древесной щепы (1,918 миллиона тонн, что на 4,6% меньше, чем годом ранее), а также химических насыпных грузов – 779 600 тонн, что на 56,1% меньше, чем годом ранее.
Рубка леса - Sputnik Латвия, 1920, 24.10.2022
Латвийские порты не получили транзит из КНР, зато Китай дешево вывозит лес из Латвии
Объем генеральных грузов, обработанных в латвийских портах, в 2022 году вырос на 9,3% - до 13,893 миллиона тонн. В том числе объем контейнерных грузов составил 4,771 миллиона тонн (+9,5%), древесных материалов – 4,742 миллиона тонн (+9,4%), а "ro-ro" грузов – 3,883 миллиона тонн (+9,9%).
Продолжает уменьшаться объем перевалки наливных грузов: их в 2022 году было обработано 8,578 миллиона тонн, что на 2,8% меньше, чем годом ранее. Большую часть из них – 7,898 миллиона тонн – составляли нефтепродукты, в этом сегменте отмечено падение на 2,8%.
Положительную динамику показали практически все латвийские порты. Так, в Рижском порту, крупнейшем в Латвии, объем перевалки составил 23,52 миллиона тонн (на 9,4% больше, чем в 2021 году), Вентспилсский порт увеличил обороты более чем на треть - до 14,746 миллиона тонн, Лиепайский – на 7,8% до 7,609 миллиона тонн.
Среди малых портов Латвии наибольший рост оборота показал порт Скулте – 1,204 миллиона тонн за год, что на 9,7% больше, чем годом ранее. В порту Мерсрагса обслужено 551 700 тонн грузов, что на 9,4% больше, чем в 2021 году. Салацгривский порт закончил год с показателем 369 000 тонн, что на 12,4% меньше, чем годом ранее.
Комментируя результаты деятельности латвийских портов, министр сообщения Янис Витенбергс заявил, что отрасль, судя по всему, успешно приспособилась к новой геополитической реальности. Порты нашли возможность создавать альтернативные логистические цепочки, привлекая грузы на новых рынках. По словам министра, благодаря современной инфраструктуре для перевалки угля, портам удалось привлечь уголь из новых регионов – Казахстана, Африки и других. С августа 2022 года, отметил министр, спрос на уголь из других регионов в Европе увеличился - из-за санкций, наложенных Евросоюзом на импорт угля из России.
В целом, конечно, радоваться рано. За последние 10 лет только в третий раз (помимо 2014 и 2018 годов) латвийские порты показывают позитивный результат в грузообороте. До показателей хотя бы 2012 года – суммарно более 75 миллионов тонн - еще очень далеко. Нынешние показатели достигнуты благодаря углю, который поступает из Казахстана. Нельзя также не отметить, что по объему генеральных грузов латвийские порты все же обогнали показатели того же 2012 года – 13,8 миллиона тонн против 12,9 миллиона тонн соответственно.
Тепловоз на железнодорожных рельсах, фото из архива - Sputnik Латвия, 1920, 02.08.2022
Транзит
Половина грузов на латвийской железной дороге - российские
Что касается железнодорожных перевозок, то в 2022 году объемы продолжили снижаться. Количество перевезенных за год грузов уменьшилось на 1,7% и составило 21,588 миллиона тонн. Согласно данным Минсообщения, объем международных перевозок за год составил 19,89 миллиона тонн, что на 0,5% меньше, чем в 2021 году. На 13,8% - до 1,698 миллиона тонн – сократился объем внутренних грузоперевозок.
При этом в 2022 году незначительно, на 3%, увеличился объем транзитных грузов, перевезенных по железной дороге. Он составил 17,599 миллиона тонн. В том числе на 15,505 миллиона тонн, или на 22,2%, вырос объем грузов, поставленных в латвийские порты. В Минсообщения отметили, что так же, как и в случае с портами, железная дорога смогла найти клиентов на новых рынках – Казахстане и Узбекистане. Особенно заметный прирост был отмечен в перевозках угля и руды.
Лента новостей
0