Главное - построить: планы по Rail Baltica все время меняются, а смета раздувается

© Sputnik / Sergey MelkonovОфициальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 20.01.2023
Подписаться
Янис Витенбергс выразил уверенность, что проект будет прибыльным. В качестве аргумента в пользу этого министр упомянул 60 миллионов тонн внутренних грузов, которые сейчас возят автотранспортом, а также пассажироперевозки - он уверен, что они будут привлекательными
РИГА, 20 янв — Sputnik. Глава Минсообщения Латвии Янис Витенергс назвал строительство железнодорожной магистрали европейской ширины колеи - проектом всей страны и всего поколения. Правда, прежний министр Талис Линкайтс рассказывал о проекте только положительные новости, между тем строительство затягивается и с каждым годом стоимость все больше увеличивается. О том, как сегодня обстоят дела на "стройке века" в Латвии, Витенбергс рассказал в интервью газете Neatkarīgā.
- Понятно, что реализация железнодорожного проекта Rail Baltica затянется примерно на четыре года. Это значительный срок. По какой причине проект так "застрял"? Смог ли главный исполнитель проекта RB Rail, так сказать, "крыша", объяснить вам это?
- В этом случае все вовлеченные стороны старались встретиться со мной индивидуально, чтобы рассказать про ход проекта. Но мне было важно организовать совместную встречу, чтобы мы могли зафиксировать, где мы находимся и почему. Предыдущий министр (Талис Линкайтис – ред.) рассказывал о проекте только положительные новости. Поэтому мне было важно понять реальную ситуацию. Следовательно, у нас была очень долгая дискуссия с исполнителями проекта, и главный вывод, который не особенно радует, заключается в том, что проект действительно затягивается на три-четыре года от первоначально установленного графика. Эти сроки могут различаться для конкретных работ, но основные проблем таковы: не завершено проектирование трассы, в должном темпе не осуществляется экспроприация земли, возникли проблемы с финансовыми потоками.
Рекламный флаг Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 10.01.2023
Витенбергс: Латвии нужно соединение Rail Baltica с портами, но денег на это нет
Я поручил коллегам в течение двух недель подготовить отчет по всем вопросам, которые необходимо решить. Чтобы через три года мы не оказались в ситуации, когда проект снова откладывается из-за проблем с нормативными актами или из-за того, что кто-то не доделал свою работу.
Я готов взять на себя политическое руководство этим проектом и сообщил об этом премьер-министру. В случае необходимости и если мне будут предоставлены такие полномочия, я готов организовать и возглавить межправительственную и межведомственную рабочую группу для поэтапного решения проблем с задержкой проекта. Немного странно, что для такого важного проекта до сих пор не созданы такие рабочие группы. Даже по организации чемпионата по хоккею была рабочая группа, я в ней работал как министр экономики. Если премьер-министр не возьмет это на себя, я готов взять на себя работу по координации и управлению.
- Не является ли одной из причин проблем структура управления проектом Rail Baltica, где, с одной стороны, компании всех стран Балтии (Rail Baltic Latvia, Rail Baltic Estonia и Rail Baltic Lietuva) отвечают за ход проекта, но ведь есть же общая "крыша" - компания RB Rail, которая находится в Риге? Какова цель этой структуры, для чего она создана? RB Rail даже не является материнской компанией отдельной организации в каждой стране.
- Это все создано уже достаточно давно, работа над проектом продолжается уже более десяти лет. В нем участвуют как три страны Балтии, так и Еврокомиссия, которая координирует проект. Первоначально ЕС считал, что необходимо создать совместное предприятие трех стран. Так же изначально планировался только один основной маршрут, соединяющий столицы стран Балтии с Западной Европой. Со временем эта первоначальная линия значительно расширилась за счет региональных станций и ответвлений.
Мне кажется, это закономерно: каждая страна думает о том, как максимально использовать этот проект на благо своих граждан и экономики. Но это, конечно, усложняет процесс — дорожает трасса, появляются новые побочные проекты, в том числе с участием муниципалитетов. Помню, как поначалу самоуправления подняли ажиотаж — нет, только не эта трасса через центр нашего города! Сейчас все по-другому – представители самоуправления упрекают: почему это вы хотите миновать наш город! Конечно, каждое дополнение и изменение исходного проекта тормозит весь процесс в целом.
Насчет структуры управления проектом – да, она сложная! Каждая страна, конечно, больше думает о своих интересах, но ведущая компания изначально создавалась именно для соблюдения общей точки зрения. Я думаю, что нужно больше политического участия, чтобы все исправить. На следующей неделе у меня запланирована встреча с моим литовским коллегой (министр сообщения Мариус Скуодис – ред.), и, думаю, основной вопрос, который мы обсудим, будет Rail Baltica.
- Есть ли подобные задержки проектов в Литве и Эстонии?
- В каждой стране свои проблемы. Еще одна важная причина в том, что у нас нет опыта таких масштабных международных проектов. Структура управления Rail Baltica сложная, но сейчас, на финишной прямой, изменить ее будет практически невозможно. Конечно, опыт сотрудничества в этом проекте был проблемный. Я разговаривал с нашими депутатами в Европарламенте, они признают, что подобные проблемы с реализацией крупных международных проектов существовали и в западноевропейских странах. Поэтому я смотрю только вперед — нам нужно понять, почему прогресс не такой, как хотелось бы, и проблемы нужно решать вместе. Я думаю, правительству придется изменить мнение, потому что это не проект, финансируемый ЕС, который будет реализован международным исполнителем RB Rail. Реализация проекта потребует участия практически каждого министра, Минюста с экспроприацией земли, Минприроды и регионального развития для координации муниципальной кооперации, Минфина с привлечением ресурсов и т. д. Это проект всей страны, всего поколения.
- Понятно ли, во сколько обойдется эта задержка, какое дополнительное финансирование потребуется?
- Сейчас это невозможно прогнозировать, потому что ситуация постоянно меняется. Теперь целью, сроком завершения проекта установлен 2030 год. Но в течение полугода ситуация может измениться из-за геополитических причин или пандемии. Пока сигналов от ЕК о том, что финансирование может быть сокращено или его отсутствие может задержать реализацию проекта, нет. Но и мы, со своей стороны, больше не должны затягивать сроки реализации. Чем дольше мы затягиваем проект, тем больше возрастают риски, и ситуация становится более непредсказуемой. И у трех стран Балтии, работающих над этим проектом, есть прекрасная возможность показать всей Европе свою солидарность, а также дать сигнал, что мы не хотим останавливаться на этом, что мы хотим существенно изменить всю нашу железнодорожную инфраструктуру.
- Есть ли у вас уверенность, что этот проект когда-нибудь будет прибыльным? Не придется ли каждый год доплачивать за содержание Rail Baltica, как это сейчас происходит с Latvijas dzelzceļš?
- Rail Baltica считаю прибыльным бизнес-проектом. Трудно судить, что будет с нашими восточными соседями, поэтому с точки зрения стабильности и устойчивости считаю это единственным вариантом. И речь идет не только о пассажирских перевозках, упор делается и на грузовые перевозки. В данной сфере будет важно, насколько нам удастся создать парки перевалки товаров в Иецаве и Саласпилсе, куда можно будет привозить товары со всей страны, загружать их в вагоны и перевозить по необходимости. Мы по-прежнему перевозим более 60 миллионов тонн внутренних грузов автомобильным транспортом и только два миллиона тонн - по железной дороге. В результате открывается возможность для более динамичных грузоперевозок в масштабах Латвии и стран Балтии.
Рекламный флаг Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 28.09.2022
Существенные изменения: план по реализации Rail Baltica уже не кажется таким радужным
Есть много способов сделать проект Rail Baltica более значимым для нашей экономики. В проекте госбюджета предусмотрены средства на исследование возможностей Rail Baltica непосредственно в национальном масштабе. Надо подумать, как связать эту трассу с портами, в первую очередь с Рижским портом. Однако это, безусловно, бизнес-проект.
- Это относится и к пассажирским перевозкам?
- И к пассажирским тоже. Мы сможем добраться до Таллина или Вильнюса менее чем за два часа и так же быстро доехать до Западной Европы. У нас образовалась большая община за границей, и, если бы связь была, думаю, ею бы пользовались. Кажется, жители Латвии еще не до конца осознали возможности, которые предоставит Rail Baltica. Хотя бы для того, чтобы сесть на поезд с велосипедом в Риге, быстро и комфортно доехать до Бауски, выйти там и на велосипеде поехать осмотреть Рундальский замок. Возможности очень большие. Кроме того, мне кажется, эта трасса является чем-то столь же символичным, как вступление в Европейский союз или введение евро.
- Символы — это одно, а цена — другое. Будет ли эта услуга доступна большинству жителей Латвии с их невеликой покупательной способностью? Не придется ли государству снова предоставлять дотации?
- В первую очередь нужно сосредоточиться на окончании проекта, чтобы не оказаться в ситуации, когда от Центрального вокзала Риги до аэропорта нам осталось совсем немного. Во-вторых, важно, кто будет оператором пассажирских перевозок – было бы глупо, если бы приходилось что-то дополнительно делать на каждой границе или пассажирам приходилось бы переходить из одного вагона в другой. Тут странам Балтии придется идти на компромиссы, чтобы иметь возможность привлечь, возможно, международного оператора, который зайдет сюда со своим подвижным составом и обеспечит перевозки. Если посмотрим на карту европейских железных дорог, увидим – плотность нашей сети несравнима с Западной Европой. Даже после строительства Rail Baltica – это будет единственная международная линия во всех странах Балтии.
Поэтому мы стараемся завершить этот проект. Если сделаем это вовремя, жители будут обеспечены доступными пассажирскими перевозками, которые изменят их повседневные привычки – в этом я не сомневаюсь.
Лента новостей
0