Проект СПГ-терминала в Скулте похож на очередное "выдаивание" денег у людей

© AP Photo/ Matt HoustonСудно, предназначенное для транспортировки сжиженного природного газа
Судно, предназначенное для транспортировки сжиженного природного газа - Sputnik Латвия, 1920, 13.01.2023
Подписаться
Проекту СПГ-терминала в Скултском порту уже присвоен статус объекта национальных интересов, но выяснилось, что он подорожал на 28 млн евро, и теперь министру энергетики предстоит решать, как поступать с этим проектом, который лоббировали НКП и Петерис Рагаушс
РИГА, 13 янв — Sputnik. Все говорит о том, что под проектом терминала СПГ в Скулте "шустрые товарищи" планируют очередное "доение" народа. Точных данных о реализации проекта и исполнителях нет, но уже ходят разговоры об увеличении стоимости проекта "всего" на 28 миллионов евро, пишет Марис Краутманис в Neatkarīgā.
В сентябре прошлого года разработчик проекта терминала Скулте, генеральный директор Skulte LNG Terminal Ренарс Микельсонс заявил, что терминал будет "самым дешевым и эффективным из возможных в мире". Сама компания не планировала покупать и продавать газ, а собиралась лишь предлагать инфраструктурные услуги. Воздействие на окружающую среду и жителей будет минимальным, уверяли в Skulte LNG Terminal.
Впрочем, так "здорово" с "самым дешевым терминалом в мире", похоже, не будет. Буквально на этой неделе тот же Ренарс Микельсонс заявил, что проект терминала СПГ в Скулте стал дороже на 28 миллионов евро, итого – 148 миллионов. Виноват рост затрат на строительство.
Порт Скулте - Sputnik Латвия, 1920, 11.01.2023
Проект терминала сжиженного газа в Скулте подорожал на 28 млн евро
Действительно странно – кто же мог предположить, что стоимость строительства может вырасти, когда инфляция в Латвии составляет примерно 20%, а средняя инфляция в Евросоюзе – около 9%?
Но, как бы там ни было, сейчас девелопер терминала ищет способы выдавить из государства как можно больше гарантий. Видимо, поэтому они и жалуются на огромный рост затрат.
С созданием нового правительства Кришьяниса Кариньша возникло новое министерство климата и энергетики, которое возглавил Раймондс Чударс. Министр заявил, что с развитием балтийской газовой сети увеличилась и доступность газа, поэтому в настоящее время надо бы от застройщика получить более подробное экономическое обоснование проекта в Скулте.
Каким оно может быть? Терминалы СПГ уже работают в регионе Балтийского моря. Эстонский терминал в Палдиски уже действует с середины ноября прошлого года. Все страны боролись за то, чтобы "слезть с газовой иглы" России, и, возможно, скоро сжиженного газа станет так много, что останутся излишки. Может случиться так, что терминал в Скулте как "чистый бизнес" не будет приносить прибыль ни в ближайшее время, ни в отдаленном будущем. Может быть, даже очень долго, если не сказать никогда.
Отсюда и новость о том, что "девелопер ждет переговоров с правительством о возможных формах сотрудничества. Он хочет договориться о срочной госпомощи в виде гарантий..."
Идея проста и теперь уже предельно ясна: добиться от правительства гарантий, что, например, государственное акционерное общество Latvenergo обязательно будет платить Skulte LNG Terminal за использование инфраструктуры миллионы евро — год, два года, 10, 20 лет, а то и дольше. Может, 40 лет?
Тут будет трудно найти отличия от обязательной составляющей закупок (КОЗ), которая еще недавно подрывала латвийскую экономику и высасывала деньги из кошельков потребителей. Терминал в Скулте планируется как КОЗ-2?
Проекту терминала в Скулте уже присвоен статус объекта национальных интересов, и определено, что он должен быть построен к осени следующего года, но информации об этом не хватает как государственным чиновникам и министру Чударсу, так и, например, думе Лимбажского края, которая якобы должна быть хорошо информирована о том, что будет происходить на ее территории. Оценка воздействия объекта на окружающую среду до сих пор не проведена и займет не менее полугода. Некоторые жители до сих пор выступают против терминала в Скулте.
Порт Скулте - Sputnik Латвия, 1920, 28.12.2022
СМИ: в новом правительстве Кариньша нет ясности по поводу проекта СПГ-терминала в Скулте
Но все продолжается — кто-то чем-то "шебуршит под одеялом". Возможно, существует какая-то небольшая группа бизнесменов и политиков, которые уже знают будущее, но общественной ясности нет. В каких цифрах выражается экономическая выгода для Латвии? На сколько лет и какие будут "условные гарантии" для девелопера? Кто и сколько заработает на этом проекте? Почему компания, работающая над объектом национальных интересов, сама выбирает строителей и почему не проводится конкурс? Сколько жителям Латвии придется переплачивать за тепло и электроэнергию ради всего этого "удовольствия"?
Производство и транспортировка СПГ обходится намного дороже, чем дешевый трубопроводный российский газ. Однако эту переплату вынуждены покрывать потребители Латвии, всей Прибалтики, Польши и других стран. Это аморально – покупать газ у России, чтобы поддерживать экономику постсоветского пространства. Впрочем, с терминалом в Скулте латвийцы могут переплатить вдвое — еще и для того, чтобы какие-нибудь "шустряки" могли "навариться", заставив правительство поддерживать убыточный проект на казенные деньги. Вокруг этого проекта роятся такие господа, как бывший министр юстиции Янис Борданс, ссыльный латыш Петерис Рагаушс, который сам не инвестор, а представитель инвесторов.
Разве это не здорово – рассказать богатым иностранным инвесторам, что на берегу моря на дальней окраине Европы живут латыши, спокойный народец, не любящий протесты, которым можно навешать лапши на уши и доить? Каждый доллар, вложенный в Латвию, окупится огромной прибылью, если инвесторам не придется ничем рисковать, а правительство предоставит им гарантированную и фиксированную прибыль. Чтобы добраться до таких "безрисковых оборотов", есть смысл попытаться подкупить политиков, чиновников и партии, заключает Краутманис.
Лента новостей
0