https://lv.sputniknews.ru/20221229/latviytsam-pridetsya-vspomnit-chto-takoe-spad-ekonomiki-gde-raskhody-urezhut-prezhde-vsego-23764539.html
Латвийцам придется вспомнить, что такое спад экономики: где расходы урежут прежде всего
Латвийцам придется вспомнить, что такое спад экономики: где расходы урежут прежде всего
Sputnik Латвия
С момента последнего серьезного спада в экономике Латвии прошло уже 10 лет 29.12.2022, Sputnik Латвия
2022-12-29T15:38+0200
2022-12-29T15:38+0200
2022-12-29T15:38+0200
новости экономики латвии
бюджет латвии
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e4/09/1e/14441460_0:158:3077:1889_1920x0_80_0_0_8b41d8672edb9e962de6cee5d9fd002b.jpg
РИГА, 29 дек — Sputnik. Согласно последним макроэкономическим прогнозам, которые легли в основу разработки бюджета на 2023 год, ВВП Латвии в этом году вырастет на 1,6%, а в следующем году упадет на 0,6%, пишет Latvijas avīze. Среднегодовая инфляция в этом году составит 17,3%, а в следующем году прогнозируется ее уменьшение до 8,5%. Правительство считает, что экономика Латвии вернется к сколько-нибудь заметному росту ВВП только в 2024 и 2025 годах, причем рост составит скромные 3%, а рост потребительских цен стабилизируется на желаемом уровне 2% к 2025 году. При этом следует признать, что экономическая ситуация очень неопределенна, и эксперты расходятся в оценках. В прогнозах правительства есть и относительно позитивные моменты. Например, дефицит государственного бюджета в этом году составит всего 5% вместо 7%, прогнозируемых в начале осени, поэтому придется меньше занимать и меньше тратить на обслуживание госдолга, и эти средства можно будет перенаправить на другие цели. Второй положительный момент - благодаря той же инфляции - из-за роста налоговых поступлений удалось увеличить фискальное пространство на 2023 год до 215,1 млн евро с прогнозируемых 95,1 млн евро. Фискальное пространство – это резерв бюджета правительства, который может быть использован в определенных целях без ущерба для финансовых позиций или стабильности экономики. Правда, инфляция также увеличила стоимость реализации любой государственной программы, поскольку цены на товары и услуги выросли. Поэтому реальное увеличение фискального пространства гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. В частности, под угрозой находится способность правительства продолжать реализацию многих строительных проектов, и некоторые из них, возможно, придется отложить - это станет ясно по мере принятия бюджета. Где придется затянуть пояса? Дефицит бюджета с 5% в 2022 году правительство планирует сократить до 2,6% в следующем году и продолжить эту политику в дальнейшем, достигнув показателя в 0,4% в 2024 и 2025 годах. Поэтому, несмотря на инфляцию, почти ни в одной области государственного основного бюджета нельзя ожидать увеличения расходов, кроме уже объявленного увеличения расходов на национальную оборону, увеличения отчислений в бюджет ЕС и расходов на зарплату выборных должностных лиц и должностных лиц, назначаемых Сеймом. Напомним, что увеличение расходов госбюджета ожидается в специальном или так называемом социальном бюджете. Это определяется повышением минимальной заработной платы и пенсий, а также обещанным повышением заработной платы учителям. В каких сферах планируется сократить расходы? В первую очередь "урежут" программы поддержки из-за COVID-19, компенсацию подорожания энергоресурсов и поддержку беженцам с Украины. В 2020 и 2021 годах общая поддержка мер по смягчению последствий пандемии составила 1,3 млрд евро (4,2% от ВВП) и 2,3 млрд евро (6,8% от ВВП) соответственно. В 2022 году на поддержку правительство зарезервировало 2,5 млрд евро (6,3% от ВВП), но эти средства не были потрачены. Из 1,59 млрд евро, предназначенных для смягчения последствий COVID-19, было использовано только 809 млн. Аналогичная ситуация и со средствами, предназначенными для поддержки в сфере энергетики – зарезервировано 836 млн евро, а использовано только 445 млн. Почти полностью использованы только средства, предназначенные для украинских беженцев, - 74 млн зарезервировано, а на конец ноября был использован 71 млн. В следующем году планируется сократить средства поддержки более чем в три раза по сравнению с 2022 годом и почти вдвое по сравнению с фактически израсходованным – до 744 миллионов. Таким образом, поддержка на смягчение последствий COVID-19 уменьшится до 93 млн евро, то есть почти в 10 раз. На поддержку граждан и компаний в условиях подорожания энергоносителей запланировано 622 млн – на треть больше по сравнению с фактически использованными в этом году 445 млн. Украинским беженцам придется довольствоваться 30 млн евро: сокращение более чем в два раза. Работа по подготовке госбюджета и обсуждения с отраслями и социальными партнерами будет продолжаться весь январь. Госбюджет планируется представить в Сейм 9 февраля.
https://lv.sputniknews.ru/20221228/chto-prognoziruyut-eksperty-dlya-latviyskoy-ekonomiki-v-sleduyuschem-godu-23755798.html
https://lv.sputniknews.ru/20221118/latviya-mozhet-voyti-v-novyy-god-s-tekhnicheskim-byudzhetom-23387530.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e4/09/1e/14441460_174:0:2903:2047_1920x0_80_0_0_956bb410dbb59f4a75ad123f389507eb.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, бюджет латвии
новости экономики латвии, бюджет латвии
Латвийцам придется вспомнить, что такое спад экономики: где расходы урежут прежде всего
С момента последнего серьезного спада в экономике Латвии прошло уже 10 лет
РИГА, 29 дек — Sputnik. Согласно последним макроэкономическим прогнозам, которые легли в основу разработки бюджета на 2023 год, ВВП Латвии в этом году вырастет на 1,6%, а в следующем году упадет на 0,6%, пишет
Latvijas avīze.
Среднегодовая инфляция в этом году составит 17,3%, а в следующем году прогнозируется ее уменьшение до 8,5%.
Правительство считает, что экономика Латвии вернется к сколько-нибудь заметному росту ВВП только в 2024 и 2025 годах, причем рост составит скромные 3%, а рост потребительских цен стабилизируется на желаемом уровне 2% к 2025 году.
При этом следует признать, что экономическая ситуация очень неопределенна, и эксперты расходятся в оценках.
В прогнозах правительства есть и относительно позитивные моменты. Например, дефицит государственного бюджета в этом году составит всего 5% вместо 7%, прогнозируемых в начале осени, поэтому придется меньше занимать и меньше тратить на обслуживание госдолга, и эти средства можно будет перенаправить на другие цели.
Второй положительный момент - благодаря той же инфляции - из-за роста налоговых поступлений удалось увеличить фискальное пространство на 2023 год до 215,1 млн евро с прогнозируемых 95,1 млн евро. Фискальное пространство – это резерв бюджета правительства, который может быть использован в определенных целях без ущерба для финансовых позиций или стабильности экономики. Правда, инфляция также увеличила стоимость реализации любой государственной программы, поскольку цены на товары и услуги выросли. Поэтому реальное увеличение фискального пространства гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. В частности, под угрозой находится способность правительства продолжать реализацию многих строительных проектов, и некоторые из них, возможно, придется отложить - это станет ясно по мере принятия бюджета.
Где придется затянуть пояса?
Дефицит бюджета с 5% в 2022 году правительство планирует сократить до 2,6% в следующем году и продолжить эту политику в дальнейшем, достигнув показателя в 0,4% в 2024 и 2025 годах. Поэтому, несмотря на инфляцию, почти ни в одной области государственного основного бюджета нельзя ожидать увеличения расходов, кроме уже объявленного увеличения расходов на национальную оборону, увеличения отчислений в бюджет ЕС и расходов на зарплату выборных должностных лиц и должностных лиц, назначаемых Сеймом.
Напомним, что увеличение расходов госбюджета ожидается в специальном или так называемом социальном бюджете. Это определяется повышением минимальной заработной платы и пенсий, а также обещанным повышением заработной платы учителям.
В каких сферах планируется сократить расходы? В первую очередь "урежут" программы поддержки из-за COVID-19, компенсацию подорожания энергоресурсов и поддержку беженцам с Украины. В 2020 и 2021 годах общая поддержка мер по смягчению последствий пандемии составила 1,3 млрд евро (4,2% от ВВП) и 2,3 млрд евро (6,8% от ВВП) соответственно.
В 2022 году на поддержку правительство зарезервировало 2,5 млрд евро (6,3% от ВВП), но эти средства не были потрачены. Из 1,59 млрд евро, предназначенных для смягчения последствий COVID-19, было использовано только 809 млн. Аналогичная ситуация и со средствами, предназначенными для поддержки в сфере энергетики – зарезервировано 836 млн евро, а использовано только 445 млн. Почти полностью использованы только средства, предназначенные для украинских беженцев, - 74 млн зарезервировано, а на конец ноября был использован 71 млн.
В следующем году планируется сократить средства поддержки более чем в три раза по сравнению с 2022 годом и почти вдвое по сравнению с фактически израсходованным – до 744 миллионов. Таким образом, поддержка на смягчение последствий COVID-19 уменьшится до 93 млн евро, то есть почти в 10 раз.
На поддержку граждан и компаний в условиях подорожания энергоносителей запланировано 622 млн – на треть больше по сравнению с фактически использованными в этом году 445 млн. Украинским беженцам придется довольствоваться 30 млн евро: сокращение более чем в два раза.
Работа по подготовке госбюджета и обсуждения с отраслями и социальными партнерами будет продолжаться весь январь. Госбюджет планируется представить в Сейм 9 февраля.